Как победить «черный нал» в маршрутках Днепра

Как победить «черный нал» в маршрутках Днепра

То, что в Украине есть проблемы с общественным транспортом – ни для кого не секрет. Он убыточен, подвижной состав работает с советских времен и в нем ездили еще наши бабушки. Из-за этого, машины часто ломаются и попадают в хроники по ДТП. Днепр на этом фоне выглядит позитивно – открываются новые маршруты и закупаются современные троллейбусы. Даже проезд в маршрутках стал комфортнее, но только после того, как в мэрии устроили проверки.

Информатор Деньги писал, что в Днепре появились автобусы большой вместимости на шести городских маршрутах: №№73, 88, 91, 126, 157А и 158. По словам директора ООО «Технополис» Вячеслава Павленко (предприятие обслуживает маршрут №88 - Европейская площадь – ж/м Клочко-6), использование больших автобусов позволило людям с инвалидностью и мамочкам с маленькими детьми комфортно добираться до центра города. А использование газа вместо других видов горючего снизило экологическую нагрузку. «На данный момент наше предприятие уже закупило и выпустило на маршруты 20 автобусов большой вместимости марки MAN, которые пришли у нас на замену «Эталонам» и «Богданам», - сказал Вячеслав Павленко на пресс-конференции 29 ноября. - Люди с инвалидностью и молодые мамы с грудными детьми теперь могут добираться на таких автобусах с ж/м Клочко-6 и ул. Калиновой в центр города. Кроме того, мы предложили запустить на этот маршрут 3-осный автобус той же марки, правда, он на 3 метра длиннее, но вмещает до 120 пассажиров сразу».

На маршруте № 88 появились большие автобусы, что сделало проезд более удобным
На маршруте № 88 появились большие автобусы, что сделало проезд более удобным

Маршрутчики стали менять маленькие автобусы на большие после того, как горсовет провел проверки. Оказалось, что по условиям договоров на маршруты должны были выходить автобусы большой вместимости, а, на самом деле, людей перевозили маленькие Спринтеры. Только после того, как мэрия разорвала договоры с несколькими нарушителями, остальные маршрутчики сменили тактику. Кроме ООО «Технополис», к словам горсовета прислушались руководитель производственно-коммерческой фирмы «Ігрек» Михаил Клокун (маршруты №73, 91), руководитель предприятия «ДАТП 11205» Тарас Жуков (126 и 158 маршрут) и руководитель фирмы «Автотранссервіс» Андрей Русавский (157 маршрут).

Сколько зарабатывают на перевозках

После того, как удалось заставить улучшить качество проезда, теперь важно увидеть сколько денег зарабатывают маршрутчики в день-месяц-год. Решение этой проблемы давно назрело: в бюджете Днепра на 2019 год заложено 1 млн 573 тыс. грн на компенсацию перевозок льготников в маршрутках. Но для того, чтобы доказать эту цифру, нужны официальные данные. Но где их взять, если пассажиропоток пока непонятен, а все расчеты происходят наличными.  Тем более, сами горожане выступают за оплату в маршрутках банковскими картами (петиции можно посмотреть тут, тут и тут).

Заставить всех горожан пользоваться общественным транспортом, в которых хоть приблизительно, но понятно - сколько зарабатывают на продаже билетов или проездных, пока невозможно. Зато в муниципальном транспорте начали оплачивать проезд с помощью банковских карт. Информатор Деньги писал, что в вагонах днепровского трамвая № 1 поставили валидаторы для безналичной оплаты проезда. Такая схема уже действует в Кривом Роге, Львове и Сумах, внедряется в троллейбусах Черкасс и маршрутных такси Бахмута и Измаила. Кроме этого, в Мукачево оплатить проезд можно с помощью карточки горожанина или заранее купленного в киоске билета. Интересная деталь: в том же муниципальном транспорте валидаторы были установлены бесплатно и банк, который это сделал, сам же занимается его обслуживанием. Это позволило сэкономить бюджетные средства на закупку оборудования и специальных терминалов по продаже карт и проездных билетов.

Валидаторы на маршруте трамвая № 1 в Днепре
Валидаторы на маршруте трамвая № 1 в Днепре

На маршрутках можно было бы установить такие же валидаторы, которые работают в трамвае №1. Тем самым, пассажиропоток был бы под контролем и начисление компенсаций за льготников проходило бы легче и быстрее. При этом оборудование закупать не нужно, как и не нужно будет тратить деньги на его обслуживание. Все сделает банк, который уже разработал и опробовал простую и доступную схему. Но одно дело – декларировать готовность к переменам, другое – шаг за шагом менять устоявшиеся правила. Ведь никем не контролируемая наличка гораздо более привлекательна, чем счета, которые может проверить прокуратура.

Правда, пока обязать перевозчиков что-то сделать было трудно. В начале этого года днепровский активист Иван Васючков писал, что в договоре с перевозчиками Днепра присутствует требование установить на машинах GPS-датчики. Но, по данным активиста на начало года, GPS оборудовано было установлено менее, чем на 70% автобусов. Возможно, финансовая выгода от установки необходимого оборудования заставит перевозчиков по-новому посмотреть на транспортный прогресс.

Тимофей Нагорняк

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.