Е-билет: почему Мукачево смог, а Днепр нет?

Е-билет: почему Мукачево смог, а Днепр нет?

Е-билет: почему Мукачево смог, а Днепр нет?

В Мукачево запустили е-билеты (хотя вернее будет это назвать АСОП - Автоматизированная система оплаты проезда). Почему же небольшой Мукачево на это способен, а города вроде Львова, Днепра, Киева и другие так тянут?

Е-билет: почему Мукачево смог, а Днепр нет? 1

Собственно в Мукачево ситуация выглядит так:

Автобусы, в которых установлены турникеты с возможностью оплатить при помощи PayPass Mastercard, карточки горожанина или заранее купленным в киоске билетом, коммунальные и их всего 20 шт. Приобрели автобусы за 44,2 млн грн в сентябре прошлого года, по 2,2 млн грн за штуку. Причем сразу же появились подозрения в том, что купили их дороже, чем они стоят на самом деле и небезосновательно, потому как на тот момент каждый автобус реально стоил до 2 млн грн.

Е-билет: почему Мукачево смог, а Днепр нет? 2

Во сколько обходятся эти 20 автобусов городу Мукачево исходя из бюджета города на 2018 год? Только как «компенсация за льготный проезд» на них уйдёт 6 млн грн (код 3033). Сколько ещё будет добавлено в уставной фонд коммунальных предприятий, которые обслуживают эту систему в течении года - не известно. Но наверняка эта цифра ещё изменится. В любом случае - на каждый автобус выделяется из бюджета 300 тыс.грн в год или 900 грн ежедневно (автобус не работает 365 дней в году, минимум 20 дней уходит на ТО-1, ТО-2 и другие работы).

Е-билет: почему Мукачево смог, а Днепр нет? 3

Ежедневно в таком автобусе проезжает 300-350 человек по тарифу 4 грн, при этом, на сколько я понял, цена едина для любой формы оплаты. Исходя из уровня дотаций (900 грн в день) к каждому билету из бюджета дотируется минимум 2,5-3 грн и реальный тариф для горожан выходит 6,5-7 грн.

Установкой оборудования занимался не городской совет Мукачево, а компания Mastercard совместно с Ощадбанком и оборудование это на 20 автобусов стоило от 2 до 3 млн грн. Эта цифра не самая критичная в рассчетах, просто для понимания, что из бюджета на оборудование трат не было.

А теперь попробуем масштабировать. Чтобы отказаться от услуг частных перевозчиков, учитывая приоритет приобретения электротранспорта, для Днепра необходимо 900 автобусов средней вместимости в муниципальной собственности. Получаем цифру в 2+млрд грн (900*2,2млн) только на закупку автобусов. Подобные траты неподъемный груз для Днепра без нормальной государственной политики в сфере субвенций местным бюджетам на приобретение подвижного состава. А при наличии кредита от ЕиБ и ЕБРР на метрополитен, привлечь сторонних кредиторов собственными силами тоже нереально.

Обязать же частных перевозчиков установить АСОП невозможно ввиду текущей ситуации на рынке перевозок - АТП много, а механизмов воздействия на них, как показала практика, нет. Наглядный пример - GPS-датчики, которые присутствуют в договоре уже 5 лет, но по сей день GPS оборудовано менее 70% автобусов.

Аналогичная ситуация в большинстве других крупных городов страны. И в ближайшее время вряд ли дождемся позитивных новостей по этому вопросу.

А вот маленькие ещё долго будут «передовиками» в этом вопросе. Правда, кроме банковских учреждений такие города мало кому интересны, так что о крупных инвесторах в подобных проектах мы услышим не скоро

Иван Васючков

Взгляд на эту проблему советника городского головы Днепра Яники Мерило - здесь.

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.