Льготники, маршрутки или воровство: почему Киевспастранс сжирает 3 миллиарда из бюджета в год

Льготники, маршрутки или воровство: почему Киевспастранс сжирает 3 миллиарда из бюджета в год

Организацией пассажирских перевозок в столице занимается коммунальный «Киевпастранс». Это самый крупный перевозчик Киева, услугами которого пользуются ежедневно 1,5 млн пассажиров. Это та часть городской инфраструктуры, которая позволяет жить и работать огромному мегаполису. Но почему организация, которая работает в одной из самых прибыльных сфер бизнеса, постоянно в убытке?

Городские власти стабильно дотируют отрасль пассажирских перевозок на миллиарды гривен, и также стабильно «Киевпасстранс» показывает убытки. С финансовыми отчетами предприятия за несколько лет можно ознакомиться ЗДЕСЬ.

В 2019 году 7 822 работников КП «Киевспастранс» обеспечивали работу:

- 79 автобусных маршрутов, выпуская на них, в среднем, 332 машины;

- 51 троллейбусного маршрута (из которых 3 - временных, 4 ночных), выпуская на них, в среднем 342 машины;

- 18 трамвайных маршрутов (из которых 1 - временный, 4 - временно закрыты на период ремонта путей), выпуская на них, в среднем, 253 трамвайные вагоны;

- 18 автобусных маршрутов в режиме маршрутного такси (из которых 1 - ночной), выпуская на них, в среднем, 123 машины;

- фуникулера и городской электрички.

Льготники, маршрутки или воровство: почему Киевспастранс сжирает 3 миллиарда из бюджета в год 1

Стоимость разовой поездки составляет 8,00 грн. При таком количестве транспорта, плотном трафике и почти самой высокой стоимости проезда в Украине, предприятие должно было бы приносить доход в городскую казну. Но этого не происходит.

Киевпастранс: в долгах как в шелках

По окончании 2019 года не покрытый убыток компании составил 1 млрд 476 млн 745 тыс. грн. Увеличение суммы убытков произошло за счет получения убытков предприятием за 2019 в сумме 83 млн 822 тыс. грн.

В 2019 году КП «Киевпастранс» освоил 3 млрд 46 млн грн дотаций из столичного бюджета.

Традиционно потратили в КП «Киевпастранс» в 2019 году больше, чем заработали. Общие расходы предприятия по итогам года ожидаются в размере 3,79 млрд гривен. Львиная доля пришлась на

  • оплату труда – 1,34 млрд гривен;
  • оплату электроэнергии – 309,2 млн гривен;
  • закупку горюче-смазочных материалов – 350,5 млн гривен;
  • ремонт подвижного состава – 317,6 млн гривен;
  • обязательные социальные отчисления – 294,8 млн гривен;
  • амортизацию – 712,3 млн гривен и пр.

Парк Киевпасстранса

Для приобретения троллейбусов и трамваев власти Киева не раз брали средства Европейского банка. В 2019 Киев взял 110 млн евро кредита от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на модернизацию городского транспорта на срок 12-13 лет. 60 млн евро получил КП «Киевпастранс». При этом, до 2021 года нужно рассчитаться за 60 млн евро кредитных средств, которые ранее брали в 2017 году  на приобретение автобусов и троллейбусов. Это была самая большая закупка не только в Украине, но и на всем постсоветском пространстве.

Льготники, маршрутки или воровство: почему Киевспастранс сжирает 3 миллиарда из бюджета в год 2

В 2019 году предприятие также планировало купить 55 троллейбусов, 30  трамваев и 6 автобусов, но сделка сорвалась. Троллейбусный парк пополнился только 13-ю вагонами «гармошками» и двумя трамваями. Для такого мегаполиса, как Киев, это недостаточный уровень и темп обновления парка пассажирского транспорта.

Кассиры-контролеры vs е-билет

Зато предприятие гордится своими социальными проектами.  В 2019 году «Киевпасстранс» выпустил книгу «Наземный электротранспорт в лицах», а также похвастался дебютным тиражом дизайнерских открыток, которые были подарены работникам предприятия. При этом сами работники месяцами могут не получать зарплату и для решения вопроса выплаты денег пришлось вмешиваться народному депутату и Киевскому градоначальнику Виталию Кличко.

Также в 2019 году на предприятии уволили или перевели на другие должности 1088 контролеров-кассиров, сократив 1767 штатных единицы персонала. Связано это было с запуском проекта Е-билет.

Льготники, маршрутки или воровство: почему Киевспастранс сжирает 3 миллиарда из бюджета в год 3

В феврале 2019 года депутаты Киевсовета утвердили Правила пользования городским наземным пассажирским транспортом Киева, согласно которым, для оплаты проезда в трамвае, троллейбусе, фуникулере и городской электричке вводится Единый электронный билет, который запустили в тестовом режиме 1 ноября 2018 года. Документ детализировал правила пользования Е-билетом, «компостирования», а также места его покупки и пополнения.

Льготники, маршрутки или воровство: почему Киевспастранс сжирает 3 миллиарда из бюджета в год 4

Всего на это нововведение в Киеве уже потратили более 990 миллионов гривен. Однако, несмотря на активный пиар электронного билета, сервисом в столице пользуются пока всего около трети пассажиров в день.

Почему маршрутка выгоднее троллейбуса

Изучая финансовую статистику главного транспортного предприятия и общий бюджет Киева, Информатор приходит к выводу, что вне зоны влияния киевской власти остаются только маршрутчики, которые держат около 50% рынка пассажирских перевозок наземным транспортом.

Параллельно с транспортом коммунальным киевляне вынуждены пользоваться эти видом частного транспорта. Маршрутки стали привычным делом на столичных дорогах, но, сколько их реально выходит на маршруты, достоверно не знает никто. Власти города и не скрывают, что часть транспортных средств работает просто без оформления и без уплаты налогов, но сделать с этим ничего не может, а, скорее, просто не хочет.

Но, интересный факт - несмотря, на декларируемую убыточность пассажирских перевозок, маршрутчики продолжают работать и, похоже, совсем не в минусах. При этом, у них нет льгот, кредитов ЕБРР на приобретение техники, они вынуждены сами заправлять и ремонтировать свой транспорт и при этом умудряются «подмазывать» местных чиновников.

Так возможно и в «Киевпасстрансе» с его дотациями и бюджетными вливаниями не все так плохо?

Сколько стоят бюджету киевские льготники

Возможно все дело в льготниках, которые ездят в столичном транспорте? Как только в рамках децентрализации государство перестало перечислять из центрального бюджета деньги на перевозки льготников, эти расходы легли на плечи местных бюджетов. Не имея точных данных о количестве таких лиц в городском и пригородном транспорте, многие города просто не включали компенсацию льготного проезда в свой бюджет. Но в Киеве всех представителей льготных категорий подсчитали и обилетили.

Льготники, маршрутки или воровство: почему Киевспастранс сжирает 3 миллиарда из бюджета в год 5

Программа «Забота. Навстречу киевлянам» на 2019-2021 годы предусматривает выделение финансирования на компенсацию проезда льготников. Общий бюджет программы 9,43 млрд грн. На компенсацию проезда за три года будет потрачено 5,36 млрд грн. Подробный список действующих льготников ЗДЕСЬ.

В среднем в 2019 году на каждого из 903 тысяч льготников город планирует выделить по 165 грн в месяц. На приобретение месячных проездных для 453 военнослужащих частей, дислоцированных в столице, направят по 1400 грн/мес. (для четырех видов транспорта). Получается, что «бесплатная» перевозка компенсируется из городского бюджета и не создает убытки предприятию.

А может там воруют

А вот это более реально. В СМИ регулярно всплывают скандалы, связанные с хищениями на предприятии. Должностные лица «Киевпастранса» и их родственники-предприниматели не раз фигурировали в расследованиях прокуратуры, связанных с присвоением государственных средств в особо крупных размерах.

Закупки у фиктивных и сомнительных фирм, завышенные сметы на ремонты, откаты при выполнении работ и работа со «своими» подрядчиками. Именно по таким схемам работал экс-директор «Киевпасстранс» Сергей Майзель, который некогда возглавлял Департамент транспортной инфраструктуры КГГА. Майзель провернул через фиктивные фирмы 202,12 млн грн.

С августа 2016 Майзеля сменил на посту главы «Киевпасстранс» Дмитрий Левченко, но схемы остались.

В течение двух следующих лет фирма КП «Спецавтоматика», связанная с родственником начальника Дирекции по строительству «Киевпастранса» Юрия Курбаля, выиграла тендеров на более чем 323 миллионов гривен.

А в 2017-2018 тендеры на проектирование «Киевпасстранс» регулярно выигрывало «Архитектурно-реставрационное предприятие «София», владельцем которого был тот же дядя Курбаля Рафальский.

Интересно, что сам Курбаль не считал системные победы родственника - нарушением: «Я не могу запретить людям в нашей стране ходить на работу и вести любую предпринимательскую деятельность».

В планах у «Киевпасстранса» 2020-й год объявлен «годом  левобережного трамвая». Киевлянам опять готовиться  к новым кредитам, скандальным тендерам и схемам?

Юлия Карч

 

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.