Днепр

Что думают в IT-компаниях о профильном образовании в Украине

Кадровый голод – главная проблема IT-сектора Украины. Могут ли школы и университеты помочь решить эту проблему? Какое качество ITобразования в Украине? И почему, по мнению некоторых, отсутствие бюджетного финансирования может пойти на пользу ВУЗам?

Бюрократия против новых технологий

Медицина, интернет-банкинг, аналитика, различный софт, разработка видеоигр, кибербезопасность и еще десятки направлений есть в сфере IT. Охватить все темы, дать больше практических знаний университеты и другие учебные заведения часто или не могут, или не хотят. В результате потраченные родителями и студентами время, деньги, и нервы могут стать пустыми тратами. По словам спикера форума IT Dnipro Conference, одного из руководителей крупной IT-компании EPAM Ukraine Алексея Дишлевого, их фирма постоянно сталкивается с пробелами в знаниях выпускников которые приходят к ним на работу. 

«Да, теоретически, если посмотреть на количество IT-специалистов, которых выпускают наши ВУЗы, на количество курсов, школ, то может показаться, что у нас все хорошо и специалистов выходит каждый год больше, чем надо отрасли. Но как показывает опыт, выпускники университетов, курсов не имеют знаний достаточных даже чтобы выполнять элементарные задачи. И если у выпускников университетов есть плюс в том, что они несколько лет «варились» в этой среде, что-то пробовали, и на тот базис мы как частные компании можем что-то дать, то выпускники курсов имеют завышенные ожидания. Думают, что за 3 месяца они станут уже классными специалистами. Но получают обратную ситуацию и уходят».

В результате некоторым компаниям приходится отказываться от заказов из-за кадрового голода. Решение проблемы IT-специалисты видят в работе с университетами. И это касается не только оборудования компьютерных классов, передачи техники.

«В нашей компании, и во многих других, есть подразделения, которые заняты обучением сотрудников» — продолжает Алексей – «Так вот все работники нашего подразделения сейчас так или иначе заняты обучением в ВУЗах (имеются ввиду столичные ВУЗы, Львова и Харькова). Мы сами разрабатываем программы, сами «шарим» актуальные темы, и, если надо, сами привлекаем тренеров. И как показала практика, в результате выходят лучше специалисты, чем если бы университеты готовили их сами.

Еще одна проблема, с которой мы столкнулись в работе с университетами – смотришь на программу, вроде классная. Не к чему придраться – есть все и даже больше чем надо. Теоретически выпускники-бакалавры, не то что могут на рядовых позициях работать, но и сами проектировать. Но под красивой программой остается преподаватель, который знает «не самые новые технологии». В конце концов студенты уже через несколько курсов демотивированы, мотивации учиться мало. А когда приходишь и пытаешься внедрить в университете что-то новое, то сталкиваешься с огромными бюрократическими препятствиями. Когда я говорил, что мы пытаемся проводить занятия в универе, то за этим кроется тяжелая работа «чтобы достучаться». В одном из университетов Киева мы предлагали договор о сотрудничестве, и полгода ждали ответа от университета. А так обычно заявляют «мы сами». Мы (IT-компании) готовы делиться опытом. Это ведь не так сложно – собраться и наметить точки сотрудничества. Но им удобно вариться в собственном соку – вроде студенты есть, абитуриенты идут, все есть. Но развиваться это не позволит».

Информатики не будет

Но университеты – это не все. По словам руководителя центра информационных технологий научно-методического центра Днепровского горсовета Николая Кузичева, не меньшие проблемы в подготовке кандидатов в IT «подкидывают» школы:

«Сейчас из учебных планов в школах собираются убрать такой предмет как информатика. Нет учителей – значит и предмета нет. Почему учителей нет? Проблема тянется с 90х годов, и она только усугубилась. Мотивации работать в школе почти никакой. Учитель информатики уникальная личность – человек который в 90е ушел в бизнес, а многие нынешние учителя работают попутно в IT-компаниях.

Поэтому для подготовки детей нам приходится привлекать тренеров, проводим интенсивы, даем детям задания, небольшие проекты. Отправляем на обучение учителей информатики. Хороший пример – компания Samsung которая предоставила в лицей № 100 компьютеры – 20 штук и тренера и где работает группа по обучению детей. С сентября там запустится вторая группа и дети со всех школ смогут там поучаствовать. Но все же учителя, не видят мотивации работать – они постепенно уходят. И это проблема».

Что с этим делать?

По мнению Николая Демченко, партнера юридической компании «Правое дело», именно бизнес, а не бюрократия должны быть заказчиками образования:

«Кто является реальным клиентом наших ВУЗов? Родители, которые отправляют детей учиться и платят за обучение. Украинский бизнес не является заказчиками образования. Ни в учебных планах, ни в исследованиях. Исследовательский фонд Стэнфордского университета, на сегодняшний день составляет 21 млрд долларов. Откуда они их получили? – они создали тот продукт, который им заказал рынок. Они создали Siri, разрабатывают технику, они придумали модемы – ВУЗ создал эти вещи и продал. И теперь сам может инвестировать в новые разработки, в улучшение качества образования.

Если наши ВУЗы не делают разработки для рынка, значит делают для себя. Большинство кандидатских, докторских работ оседают на полке. Да, в наших ВУЗах нет инфраструктуры. В Стэнфорде есть три корпуса Designfactory с 3D принтерами, где студенты развивают свои стартапы.

Сейчас средний возраст ректоров в Харькове около 78 лет. Средняя зарплата рядового преподавателя 4-6 тыс. грн. Ни у одного ВУЗа Днепра нет стратегии развития на длительный срок – бизнес, маркетинг стратегии. Поэтому остается только бизнесу – создавать некий фонд, вкладываться в инфраструктуру университетов, и самим у них же заказывать продукт. Так можно помочь университетам, хоть в инфраструктуре. А ученикам – открывать все доступные источники, к примеру американские ВУЗы, Стэнфорд, MIT открыли все свои курсы, черпайте!».

Доцент факультета прикладной математики ДНУ Александр Хижа был более категоричен:

«Сейчас мы прекрасно понимаем, что высшая школа не будет обучать студентов современным IT-технологиям. Можно спорить, но это так. Предположим, завтра университеты лишаются бюджетного финансирования. Даже суммы в 100 млн грн мало для такого ВУЗа как ДНУ чтобы его содержать. Но отмечу – содержать в нынешнем состоянии. Нынешнее положение любого университета Украины — это быть частью жесткой иерархии министерства, которое решает – дать бюджет или не дать, какой бюджет дать и это неправильно. Правильно – когда университеты имеют автономию. Как только университет становится автономным, университет сможет сам перестроить свой менеджмент, и те суммы которых раньше не хватало, вдруг начнет хватать! Автономизацией решаются и проблемы качества учебных планов и программ.

Учебные планы — это хребет образования, пошевелить его факультет не может. Это делается на уровне министерства. Если же университет сам сможет решать, чему учить студентов, исходя из потребности региона, бизнеса, контингента студентов, то университет смог бы поставлять более качественных специалистов. Автономностью решаются проблемы связи с бизнесом, в том числе и IT. Даже проблема производственных практик решилась бы – университеты просто бы сдвинули свои практики на один период, IT-компании предоставили бы свои ресурсы и на выходе мы бы получили прекрасный обмен опытом. Сейчас такое просто невозможно!

Мы бы смогли расширить бюджет. В большинстве стран есть маленький ручеек финансирования из госбюджета, а дальше университеты создают попечительские советы из бизнес-среды, из авторитетных представителей региона и эффективно бизнесово управлять ресурсами. У нас разве нет таких людей? – есть! Ну и наконец конкурентная борьба университетов – она только пойдет на пользу. Да, если бы завтра всех отпустили бы в свободное плавание, то многие университеты от этого бы отказались. Потому что не все университеты «учат»! Буквально 3-4 влияют на рынок труда региона.

Что касается связи с IT-бизнесом, то сейчас в документах Министерства образования уже мелькают IT-компании как некие стейкхолдеры, заказчики в образовании. Говорится о том, что IT-компании, IT-комьюнити могут помочь в решении болезненных вопросов. По последним данным, взаимодействие с компаниями станет влиять на индивидуальный рейтинг преподавателя (что влияет на премии, надбавки, присвоение званий). И тенденция сращивания IT-комьюнити и сферы образования по всей стране – и в Днепре в том числе. Мы, например, совместно с IT-комьюнити Днепра уже собираем рабочие группы, спорим, но находим решение по производственной практике студентов. Чтобы не «пришли, подписали практику» и все, а действительно получили навыки работы с проектом. Надо строить прямое взаимодействие – университеты, учебные центры, и IT-компании».

Егор Мороз

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: