Почему в Украине дефицит бензина и как решить проблему: ответ адвоката

Почему в Украине дефицит бензина и как решить проблему: ответ адвоката

Оплата талонами и приложениями, километровые очереди на автозаправках, проблемы с логистикой - все это стало следствием ударов по нефтебазам в Украине можно ли было решить проблему раньше? И что делать теперь?

Ответы на эти вопросы Информатор Деньги искал вместе с адвокатом Станиславом Лифлянчиком. 

Бензин не производится, а когда его привозят, то негде хранить. Раньше автомобили приезжали на нефтебазу, заливали топливо и развозили по заправкам. На данный момент близлежащие нефтебазы разбомблены. И это самая очевидная и популярная причина дефицита бензина. Его нужно привозить издалека. Естественно, это занимает больше времени. Изначально предприниматели приняли решение ограничить его продажу - до 20 литров в бак. И так заправки более-менее работали. 

Но ситуацию усугубило другое. Есть государственное регулирование цен на бензин. И на данный момент Кабинет министров устанавливает верхнюю планку стоимости бензина, по которой каждая АЗК может его продавать. Но она значительно увеличилась, и главную роль сыграли три фактора:

- поднялись расходы на логистику

есть сложности с хранением бензина

- мы больше не берем белорусский бензин 

Государство не учло этот момент и вовремя не отрегулировало верхний порог рыночной цены. Почему? Это очень непопулярное решение - поднять с 36 до 50 грн (приведены условные цифры). 

Как можно закрыть вопрос

На заправках приняли решение не продавать бензин в розницу - тогда бы пришлось поднимать цену и нарушать постановление Кабмина. Менеджмент заправок перенес оплату в талоны и приложения компаний, которые сейчас есть практически у каждой сети. И бензин успешно продавали по 60-70 грн, а где-то и за 100 грн за литр бензина. Отпускали по 10 литров, а где-то наливали и полный бак. При этом официально заявляли, что бензина нет. То есть топливо было, но продавать его за цену, предлагаемую государством, предприниматели не хотели. 

Государство пытается решить эту проблему. Сначала Президент сказал, что она исчерпается за неделю-две. Но неделя уже прошла, и теперь в планах Кабмина - закрыть вопрос за месяц. 

По мнению адвоката. есть два решения проблем с бензином - либо Кабмину отпустить ценообразование “в свободное плавание” и не регулировать стоимость топлива вообще, либо поднять граничную стоимость бензина до рыночного уровня. Но это грозит перебоями с поставками топлива, поскольку решения долго доходят до Президент из-за бюрократических проволочек.

Станислав Лифлянчик обратил внимание на инициативу Гетманцева - вернуть акцизы и налоги на бензин. Напомним, после начала войны правительство отменило их, тогда же стоимость бензина упала, и ситуация с ценами стабилизировалась. Но законопроект Гетманцева не набрал нужное количество голосов. 

Что грозит украинцам

Проблема затронула все сферы нашей деятельности. Ее почувствовали волонтеры, которым нужно передвигаться по стране. Перевозчики - им нужно довезти продовольственный товар в магазины так, чтобы его цена не поднялась до уровня ювелирных изделий. Юрист предупреждает: если проблему не решать вообще, она может обернуться не только подорожанием, но и дефицитом товара. И привел пример:

“Из Ивано-Франковской области нужно будет привезти какую-то продукцию в Днепропетровскую. А этого не могут сделать потому, что не могут заправить машину. Соответственно, в Ивано-Франковской области будет один товар, в Днепре - другой”. 

Поднятия цен, прежде всего, стоит ждать в услугах автоперевозок - они подорожают. Далее - продовольствие. В сетях супермаркетов будет не хватать продуктов, а стоимость некоторых значительно поднимется. Например, те, что производятся на западной Украине, вырастут в цене в первую очередь, поскольку доставляются до Днепра на транспорте, который заправляется бензином. Позже подорожают непродовольственные товары - одежда и техника. 

Важный аспект в промышленности Украины, который также в зоне риска - сельское хозяйство. Фермеров призывали засеивать поля, но для этого нужны комбайны. Для того, чтобы зерно развести по элеваторам, а оттуда - на зерноперерабатывающие фабрики, нужен транспорт. 

Ранее мы писали о том, что в Украине снова подорожает бензин и дизель. О том, повлияет ли ситуация с топливом на коммуналку, читайте здесь

София Елагина

 

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.