Плитка вместо воздуха: что дала Кривому Рогу дружба мэрии Вилкула с «грязными» предприятиями

Плитка вместо воздуха: что дала Кривому Рогу дружба мэрии Вилкула с «грязными» предприятиями

Коалиция общественных организаций «Досить труїти Кривий Ріг» презентовала исследование о том, что на самом деле скрывается за идеей договоров социального партнерства между исполкомом Кривого Рога и промышленными предприятиями.

Экоорганизация «Досить труїти Кривий Ріг» работает в Кривом Роге с 2017 года. На счету экологов участие в общественных слушаниях по отчетам оценки влияния на окружающую среду, организация экологических акций и митингов, проект по исследованию влияния загрязнения в пяти промышленных центрах Украины, а также сотрудничество с профильным министерством и депутатами при разработке законопроектов. Последние полгода в организации посвятили работе над исследованием взаимосвязи между договорами соцпартнерства и бездеятельностью местной власти в решении экологических вопросов города.

Плитка вместо воздуха: что дала Кривому Рогу дружба мэрии Вилкула с «грязными» предприятиями 1

Промышленные предприятия участники программы соцпартнерства

На территории Кривого Рога расположено около 10 крупных промышленных предприятий: Северный ГОК, Центральный ГОК, Южный ГОК, Ингулецкий ГОК, комбинат «АрселорМиттал Кривой Рог», шахты «Криворожского железорудного комбината» и «Сухая Балка», Метинвест КРМЗ, ЧАО «Кривой Рог Цемент» и др.

Деятельность этих предприятий серьезно влияет на состояние окружающей среды и ухудшает экологическую ситуацию в городе. С 2011 года криворожский исполком заключает с промышленными предприятиями договоры социального партнерства. Предприятия-загрязнители в рамках таких договоров выделяют деньги на городские инфраструктурные проекты. При этом на сайте исполкома Криворожского горсовета не найти информации о том, сколько денег выделено, кем они освоены и в каком объеме куда они направлены.

Частично информация о подписании таких договоров и о размерах финансирования без конкретики есть на сайтах промпредприятий, в официальных СМИ и в пресс-релизах городской администрации.

Специалисты «Досить труїти Кривий Ріг» затребовали копии договоров и документы о расходовании средств, проанализировали и подсчитали объемы этой финансовой помощи. Степень секретности части этих документов поражает – для получения информации из мэрии потребовалась даже помощь народных депутатов.

Плитка вместо воздуха: что дала Кривому Рогу дружба мэрии Вилкула с «грязными» предприятиями 2

Но чиновники исполкома все равно не дали ознакомиться с данными в полном объеме, и в ответ на депутатский запрос предоставили договоры только с предприятиями «Метинвест-Холдинга» с 2017 года. Копии договоров с предприятием «АрселорМиттал Кривой Рог» отказались отправлять, ссылаясь на конфиденциальность информации. В экоорганизации отмечают, что даже нардепы не получили детального финансового отчета от городской власти Кривого Рога.

Тем не менее, о программе социального партнерства в мэрии Кривого  Рога говорят как важном проекте по сотрудничеству с промышленными предприятиями и отмечают, что эта практика уникальна для Украины. Этим проектом чиновники гордятся, отмечают, что каждый криворожанин почувствует на себе пользу от этого сотрудничества, но полная информация о программе соцпартнерства почему-то остается закрытой.

Что скрывают договоры соцпартнерства

Как пояснила адвокат Елена Шафранова, в ходе анализа документов стало понятно, что «договоры соцпартнерства» в том виде по той процедуре заключения, которая есть в Кривом Роге, не имеют никакого отношения к соглашениям, заключающимися на уровне города и менеджмента предприятий.

С юридической стороны определение «социального партнерства» регулирует социально-экономические отношения между работодателем, нанятыми работниками и исполнительной властью. А вот те документы, которые подписывает городской голова и руководством предприятий – из категории государственно-частного партнерства. И для работы с такими договорами существует своя законодательная база, определена процедура и четко прописаны все нюансы соглашения.

Такие договоры требуют прозрачности и публичности на всех этапах подписания и выполнения. Если бы стороны придерживались этого определения, то вопросов о договорах у общественников не возникло.

Отношения между местными властями и предприятиями оформлялись на основании «Договора о сотрудничестве в сфере строительства объектов социальной инфраструктуры между исполнительным комитетом городского совета и предприятием» без открытого обсуждения, без объявлений конкурсов по поиску исполнителей, без публикации отчетов о потраченных деньгах. Решение о финансировании и выполнения работ принимали по предложениям промышленных предприятий путем обсуждения лишь с исполкомом городского совета.

Мэр Кривого Рога Юрий Вилкул и генеральный директор «Фольксваген Центр Кривой Рог» Валерий Гресько подписали договор социального партнерства на 2015 год
Мэр Кривого Рога Юрий Вилкул и генеральный директор «Фольксваген Центр Кривой Рог» Валерий Гресько подписали договор социального партнерства на 2015 год

Городской голова Юрий Вилкул подписал договор о социальном партнерстве города и Метинвеста на 2017 год
Городской голова Юрий Вилкул подписал договор о социальном партнерстве города и Метинвеста на 2017 год

Мэр Кривого Рога Юрий Вилкул и генеральный директор ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» Парамжит Калон подписывают договор о социальном партнерстве в 2018 году
Мэр Кривого Рога Юрий Вилкул и генеральный директор ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» Парамжит Калон подписывают договор о социальном партнерстве в 2018 году

Учитывая тот факт, что с 2011 года предприятия в целом выделили городу почти 539 млн. грн., а в городской целевой фонд перечислили 90 млн. 166 тыс. грн., такой непрозрачный подход к финансированию социальных проектов и устранение общественности от участия в процессах, породил множество вопросов и предположений. У жителей Кривого Рога, лишенных права влиять на процедуру и которых исключили из процесса согласования условий и выполнения договора,  сложилось мнение, что это своего рода взятка местным властям при принятии решений проблемных экологических вопросов города.

Плитка вместо воздуха: что дала Кривому Рогу дружба мэрии Вилкула с «грязными» предприятиями 6

Начиная с 2014 года, предприятия самостоятельно финансировали и выполняли согласованные работы. Привлекали для их выполнения подрядчиков, контрагентов в соответствии с собственной тендерной политикой. Информатор уже рассказывал о том, кто проводил халтурный ремонт плитки на проспекте Металлургов. АрселорМиттал Кривой Рог в рамках договора соцпартнерства с городом выделил на эти  работы 10 миллионов гривен. А ранее печально закончился проект реконструкции пляжной зоны на Прудах, на котором пиарился экс-нардеп Константин Павлов.

Плитка вместо воздуха: что дала Кривому Рогу дружба мэрии Вилкула с «грязными» предприятиями 7

Анализ подрядчиков показал, что среди них в основном те, кто приближен к руководству города и замешан в коррупционных скандалах – «Весташляхбуд», «Крост», «Сансервис», «Криворіжіндустрбуд» и др.

Авторы исследования увидели признаки неправомерного использования служебного положения и незаконное содействие при заключении контрактов юридическим лицам, что влечет за собой установление необоснованно заниженных размеров местных налогов для крупных предприятий-загрязнителей, которые одновременно являются исполнителями этих «договоров соцпартнерства».

Специалисты «Досить труїти Кривий Ріг» призывают органы местного самоуправления привести свои действия по привлечению частных партнеров к участию в социально-экономическом развитии города в соответствие с законом «О государственно-частном партнерстве» и устранить нарушения в этой сфере, а также обеспечить открытость и прозрачность при принятии решений.

Какие экологические программы действуют в Кривом Роге  и что с ними не так

Еще одним аспектом исследования стал сравнительный анализ городской и областной экологических программ. Оказалось, что два документа, на основании которых внедряются все экологические мероприятия в городе, не согласованы между собой. Часть мероприятий, указанных в одной, может отсутствовать в другой. Но самая интересная картина возникла со сроками выполнения многих экологических мероприятий. В областной программе они оказались сдвинутыми на несколько лет.

Напомним, что в городе принята и работает Міська програма вирішення екологічних проблем Кривбасу та поліпшення стану навколишнього природного середовища на 2016 – 2025 роки. А для территории Днепропетровской области депутаты областного совета  приняли «Дніпропетровську обласну комплексну програму (стратегію) екологічної безпеки та запобігання змінам клімату на 2016 – 2025 роки».

Городскую экологическую программу согласовали между предприятиями, властью и общественностью. Но некоторые сроки и условия выполнения мероприятий не устраивали предприятия, поэтому менеджмент вносил изменения в программу. Попытки перенести сроки выполнения экологических мероприятий или их технических условий в Кривом Роге часто встречали серьезное сопротивление общественности. Тогда руководство предприятий предлагало изменения в областную программу, которые утверждались решениями областного совета. Этот орган располагается подальше от криворожского актива, и поэтому было меньше возможностей для огласки. Плюс в этом органе основная масса представителей – из партии «Оппозиционный блок», что собственникам предприятий-загрязнителей упрощало принятие решений.

Насколько различаются сроки и технические условия экомероприятий в двух экологических программах хорошо видно в сравнительной таблице.

Плитка вместо воздуха: что дала Кривому Рогу дружба мэрии Вилкула с «грязными» предприятиями 8

Плитка вместо воздуха: что дала Кривому Рогу дружба мэрии Вилкула с «грязными» предприятиями 9

Плитка вместо воздуха: что дала Кривому Рогу дружба мэрии Вилкула с «грязными» предприятиями 10

Плитка вместо воздуха: что дала Кривому Рогу дружба мэрии Вилкула с «грязными» предприятиями 11

Плитка вместо воздуха: что дала Кривому Рогу дружба мэрии Вилкула с «грязными» предприятиями 12

Плитка вместо воздуха: что дала Кривому Рогу дружба мэрии Вилкула с «грязными» предприятиями 13

Как понятно из данных таблицы, большинство загрязняющих окружающую среду производств в Кривом Роге давно должны были быть модернизированы, а самые вредные - закрыты.  Но при содействии депутатов Днепропетровского областного совета, куда включены также и представители от Кривого Рога, были внесены изменения, которые и помогли предприятиям-загрязнителям перенести сроки мероприятий, снижающих нагрузку на экологическое состояние города.

Информатор уже рассказывал о том, как предприятие Ахметова «договорилось» с горсоветом  Вилкула о выбросах и протянуло решение через областных депутатов. Для решения вопроса по переносу сроков установки фильтров загрязнитель заручился поддержкой местной власти, пообещав выполнить ряд «компенсационных мер», а те уже передали право решить судьбу жителей города депутатам Днепропетровского областного совета.

Областные депутаты, в том числе и криворожане, в режиме видеоконференции единогласно проголосовали за перенос сроков экомероприятий для СевГОКа. Проголосовали «за» 84 депутата из 84, принявших участие в голосовании. Ни один депутат не стал даже обсуждать этот вопрос.

Среди предателей интересов жителей города тогда были работники «Метинвеста» Светлана Хватова, Александр Герасимчук и Наталья Шамрицкая, начальник горздравотдела Константин Мурашко, глава постоянной комиссии по вопросам экологии и энергосбережения Вадим Щекин, заместители криворожского мэра Константин Беликов и Надежда Подоплелова, управляющая делами криворожского исполкома Елена Шовгеля, глава фонда А.Вилкула «Украинская перспектива» Андрей Муксимов, а также Ольга Якубовская, Антонина Бельская, Ирина Туровская, Дмитрий Зубрий, Ирина Салащенко и Игорь Доценко.

Возможность вносить корректировки в экологические программы без обсуждения с общественностью – это еще один способ уйти от ответственности предприятиям-загрязнителям и откупиться от назойливых активистов-экологов посредством обещаний в договорах соцпартнерства.

Что можно делать с этой информацией   

В организации «Досить труїти Кривий Ріг» уверены, что только гласность и публичность поможет нашему городу вырасти из промышленный агломерации в современный комфортный мегаполис. Огромные средства, которые готовы вкладывать и уже вкладывают предприятия, нужно лишь направить на эффективные программы по развитию города, а не на обогащение аффилированных с властью структур.  Когда жители Кривого Рога будут понимать и контролировать все финансовые, градообразующие и инфраструктурные проекты, то для коррупционных действий у власти просто не останется возможностей.

Авторы исследования готовы предоставить его результаты всем заинтересованным в том, чтобы наказать тех, кто помог осуществить схему по осваиванию более полумиллиарда гривен громады.

Плитка вместо воздуха: что дала Кривому Рогу дружба мэрии Вилкула с «грязными» предприятиями 14

Методологическое сопровождение исследования выполнила руководитель научно-образовательного проекта Междисциплинарного научно-образовательного центра противодействия коррупции в Украине Оксана Нестеренко.

Также общественники уверены, что в самый разгар избирательной гонки в городе, озвученная информация о закрытости всех процессов при подписании «договоров соцпартнерства» и о массовых изменениях в экологических программах, поможет избирателям ставить перед своими представителями правильные вопросы и задачи, ориентироваться в своем выборе не на промышленников, а на тех, кто будет работать ради интересов общественности.

Юлия Карч

 

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.