Киев

СБУ, россияне, Микитась и рейдеры: как война за Киевметрострой влияет на стройку метро на Виноградарь

Обыски в «Киевметрострое» снова заставили обратить внимание журналистов и общественности на историю со строительством ветки метро на Виноградарь. Как получилось, что тендер отдали компании с российскими корнями и кто стоит за обысками – разбирались в Информатор Деньги.

Технико-экономическое обоснование строительства участка Сырецко-Печерской линии метрополитена от станции «Сырец» на жилой массив Виноградарь КГГА одобрила еще в 2017 году.  По смете на строительство требовалось более 11 млрд гривен.

В июле 2018 года КГГА утвердила проект строительства метро на Виноградарь и презентовала его общественности. По плану первая очередь строительных работ продлится 36 месяцев, их стоимость оценивается в 6,3 млрд. грн. Проект будет реализован за счет средств местного бюджета. Согласно распоряжению, пропускная способность этого участка метрополитена составит 40 пар поездов в час

«Строительство метро – это масштабный проект, который требует не только детального анализа, но и основательной подготовки. Именно поэтому проект готовился не один месяц, а следующие объявления — о тендерах и т.д. — будут осуществляться только после детальной предварительной работы. Мы должны заботиться и о соблюдении требований законодательства и об интересах киевлян, и о безопасности и качестве», — сказал заместитель городского головы Киева Дмитрий Давтян, который непосредственно курирует проект.

На первом этапе будет построено две станции: «Мостицкая» и «Проспект Правды». Длина нового участка линии составляет 3,7 км. Работы по строительству тоннелей выполняются как открытым, так и закрытым способом. Обе станции запланированы мелкого заложения. Для информирования киевлян о ходе строительства компания запустила специальный сайт.

Мэр Киева Виталий Кличко пообещал, что две станции метро на Виноградарь будут открыты к концу 2021 года, хотя сроки реализации проекта уже сдвигались несколько раз.

Тендеры на строительство, обыски СБУ и арест счетов

Первый тендер на строительство метро КП «Киевский метрополитен» объявило в январе 2018. А уже 6 сентября заказчик отменил закупку. Причиной стало то, что только один из трех участников — компания «Интербудтунель» — подала полный пакет документов без нарушений. К документам ПАО «Киевметрострой» и ООО «Строительная Компания «Адамант» у заказчика были вопросы.

Тогда же в сентябре был объявлен второй тендер. Свои предложения подали три компании — ЗАО Строительная ассоциация «Интербудмонтаж», ЧАО «Специализированное строительно-монтажное управление «Тунельбуд» и Киевметрострой. Победителем стало ПАО «Киевметрострой», которое предложило цену за выполнение работ на 7,2 млн гривен ниже ожидаемой стоимости.

В целом бюджет строительства составляет 5 млрд 993 млн грн.

В ноябре и декабре 2018 года Госаудитслужба проводит мониторинг закупки, но никаких нарушений не выявляет.

16 января 2019-го в «Киевметрострое» сообщили, что сроки завершения строительных работ откладываются на год. Главный инженер строительства метро на Виноградарь Евгений Шатайкин заявлял, что предприятие катастрофически отстает от графика.

18 декабря сообщалось, что акционеры ПАО «Киевметрострой», которые являются генподрядчиком по строительству метро на Виноградарь, решили досрочно прекратить полномочия наблюдательного совета компании и избрать его новый состав из-за низких темпов строительства.

А уже в феврале 2020 сотрудники Службы безопасности Украины и провели обыски в КП «Киевский метрополитен», ОАО «Киевметрострой», в их структурных подразделениях, в АБ «Укргазбанк» и его отделениях, а также по месту жительства должностных лиц организаций.

Следственные действия проходили в рамках расследования схемы мошеннического завладения бюджетными средствами, в том числе по факту необоснованного размещения на депозитных счетах 1,7 млрд гривен, выделенных на строительство метро. По версии следствия, сделка позволила заинтересованным лицам получить 139 миллионов гривен по процентам по депозиту.

В рамках указанного дела 16 января следственный судья Печерского районного суда Киева наложил арест на денежные средства на банковских счетах ПАО «Киевметрострой» и его обособленных подразделений с целью предотвращения мошеннического завладения бюджетными средствами. Досудебное расследование в указанном уголовном производстве продолжается.

Информацию о хищениях средств на предприятии «Киевметрострой» прокомментировал мэр Виталий Кличко: «Еще раз заверяю, что каждая копейка, которую мы выделяем, контролируется со стороны КГГА. Более того, мы обратились в контролирующие органы для того, чтобы использование средств общины было эффективным», — сказал градоначальник.

«На сегодняшний день выделено 4 млрд грн на закупку оборудования, на подготовительные работы и выполнения работ. Полностью контролируем каждую копейку, которая сейчас используетс», — подчеркнул мэр столицы.

Однако, по словам замглавы КГГА Николай Поворозника, готовность объекта всего 20%.

Кто строит ветку метро на Виноградарь

Согласно данным аналитической системы Youcontrol, компания ПАО «Киевметрострой» существует с 1994 года, а до 1996-го существовала как Украинская государственная корпорация по строительству метрополитенов и тоннелей «Укрметротоннельстрой». Предприятие имеет 70-летний опыт в строительстве метрополитена и подземных сооружений.

В реестре конечным бенефициаром ПАО «Киевметрострой» указан российский бизнесмен Сергей Кияшко.

Россиянин Сергей Кияшко давно и прочно в теме производства вагонов для ж/д и метро, а также имеет свой интерес в Украине. Уже в 2009 году он контролировал 50% акций «Киевметростроя».

До 2012 года Кияшко возглавлял Петербургский филиал ООО «Группа Дедал». По данным Smida, с 2012 года Кияшко работал главой комитета по вознаграждениям и назначениям российского ЗАО «Вагонмаш» (Санкт-Петербург, Россия), которое в 2013-ом признали банкротом. С 2003 года  «Вагонмаш» входил в ООО «Группа Дедал», владелец которой – тот же Сергей Кияшко. Но за год до этих событий группа была ликвидирована. Правопреемником стала компания «Дедал-Инвест», корни которой уходят в оффшоры Сейшельских островов.

До 2017 года Сергей Кияшко был прописан в Москве на улице Габричевского. Сейчас предприниматель зарегистрирован в Киеве и полностью контролирует строительство метрополитена.

За последние три года в отношении компании возбуждено 25 уголовных дел. За это время акционеры ПАО «Киевметрострой» менялись трижды. Сегодня список акционеров компании выглядит следующим образом: «Катсана Лтд» (Кипр) — 23,39%, «Контемпорари Констракшн Системз ЛЛП» (Британия) – 23,39%, «Вантарис ЛТД» (Виргинские острова, оффшор) – 22,77%, «T&A Industries Ltd» (Доминика, оффшор) — 8,37% и «Sun Capital Private Foundation» (Панама) – 15%. Часть из этих компаний замешана в коррупционных скандалах.

КП «Киевский метрополитен» имело достаточно времени, чтобы ознакомиться со всей информацией по сомнительным акционерам, судебным тяжбам и российскому следу у предприятия, но, похоже, не имело на это желания.

Кто хочет рейдернуть «Киевметрострой»

17 декабря 2019 года, во время проведения внеочередного общего собрания акционеров была предпринята попытка установить контроль над компанией «Киевметрострой». Об этом сообщила пресс-служба предприятия. «В данный момент мы делаем все возможное, чтобы защитить предприятие от рейдерского захвата. Мы призываем правоохранительные органы обратить внимание на неправомерные действия со стороны заинтересованных лиц. Мы имеем четкое понимание, что предприятие, задействованное в большом инфраструктурном проекте, который финансируется за счет бюджета, является лакомым куском для людей, которые привыкли к хищению государственных средств», — отметил генеральный директор ОАО «Киевметрострой» Василий Кобиль.

20 декабря работники «Киевметростроя» вышли на митинг, на котором собственник предприятия Сергей Кияшко назвал предполагаемого заказчика рейдерского захвата. Он отметил, что такие действия похожи на почерк скандального Максима Микитася. Тот, по словам Кияшко, «уже ограбил 13 000 киевлян в афере «Укрбуд», а теперь еще хочет «кинуть» всех киевлян на строительстве метро на Виноградарь».

Собственники рассказали, что юристы Микитася изготовили фальшивые документы, чтобы провести собрание взять под контроль предприятие. «Титушки» Микитася не пустили собственников на собрание акционеров, где приняли, по мнению юристов, ряд абсолютно неправомерных решений. Представители предприятия официально обратились в правоохранительные органы с целью недопущения противоправных действий, которые могут привести к захвату предприятия.

22 января 2020 года  «Киевметрострой» заявил о попытке следующего рейдерского захвата предприятия. «Уже второй раз, 21 января 2020 года, в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований вопреки действующей постановлении Хозяйственного суда Киевской области по делу № 911/3136/19 от 19.12.2019 года была внесена запись о незаконной смене генерального директора ОАО «Киевметрострой». Предыдущая попытка смены генерального директора, которая состоялась 27 декабря 2019, уже была отменена приказом министра юстиции №4296 / 5 от 28.12.2019, но частный нотариус Змысловская, вопреки четкому запрету менять директора общества, установленной постановлением суда, зарегистрировала очередного незаконно избранного директора общества», — утверждают в «Киевметрострое».

В компании уверены, что эти действия являются проявлением длительной попытки рейдерского захвата общества экс-главой «Укрбуд» Максимом Микитасем, прямого и незаконного вмешательства в хозяйственную деятельность ОАО «Киевметрострой» с целью завладения и растраты имеющихся у общества активов и средств.

Сам Максим Микитась больше известен как друг мэра Киева Виталия Кличко, получивший подряд на ремонт Шулявского моста и директор скандальной фирмы-застройщика «Укрбуд», нежели как законотворец и народный депутат.

Известно только, что у КГГА есть большие дальнейшие планы по строительству метро в Киеве. Виталий Кличко  уже анонсировал строительство метро на Троещину, над ТЭО которого работают в China Railway International Group. Такие проекты не только являются стратегическим вопросом для столичной власти, но и позволяют оперировать серьезными финансовыми суммами.

В КГГА конфликт с «Киевметростроем», назвали «исключительно внутренними корпоративными войнами» и выразили надежду, что он завершится в судебном порядке. Но уже сейчас Кличко, если тот желает удержаться в кресле мэра на следующий срок, рекомендуют дистанцироваться от проектов, которые связаны с дерибаном столичного бюджета.

Юлия Карч

загрузка...

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: