Многомиллионные убытки и российский след: что нашли госаудиторы на «Днепровском электровозостроительном заводе»

Многомиллионные убытки и российский след: что нашли госаудиторы на «Днепровском электровозостроительном заводе»

На сайте Госаудитслужбы был опубликован отчет о деятельности «Днепровского электровозостроительного завода» (сокращенно «ДЭВЗ»). Какие нарушения были обнаружены, в чем причины убытков предприятия, при чем здесь парикмахер, владелец соцсети «Вконтакте» и самый богатый человек в России, читайте далее в материале.

Себе в убыток

«ДЭВЗ» является уникальным для Украины предприятием. Это единственный завод в нашей стране, который специализируется исключительно на изготовление грузовых и пассажирских электровозов, а также комплектующих к ним. Но, последние два года завод демонстрирует убыточность: если в 2016 году предприятие показывало прибыль в размере 2,1 млн грн, то в прошлом году завод вышел с убытком в 64,3 млн грн, а за первый квартал этого года демонстрирует убыток в размере 14,6 млн грн. В выводах аудиторской проверки неутешительные: «сегодня Финансово-хозяйственная деятельность Предприятия находится в неудовлетворительном состоянии». Причинами столь высоких убытков аудиторы называют штрафы и пени, возращения по решению суда списанной кредитной задолженности перед ООО «Продтехпостачання», списание нераспределенных общепроизводственных затрат и многое другое. Основу доходов «ДЭВЗ», согласно аудиту, составляет реализация продукции (87% - в 2015 году, 85% - в 2016 году, 91% - в 2017 году, 82% - в первом квартале 2018 года).

Многомиллионные убытки и российский след: что нашли госаудиторы на «Днепровском электровозостроительном заводе» 1

В долгах, как в шелках

С долгами у компании также неприятности: по состоянию на 1 апреля 2018 года они составляют 206,09 млн грн, причем 12 млн «пришло» только за 1 квартал этого года. Основная часть долгов лежит на кредиторской задолженности за товары, работы, и услуги, что составляет на данный момент 52,2 % долга. Долги по зарплате составляют 10,7 млн грн, что приводит к постоянному уменьшению количества работников. Если на 1 января 2016 года на заводе работало 1079 штатных работников, то на 1 апреля 2018 года их насчитывается уже 789. За электроэнергию завод должен ДТЕК 5,5 млн грн. Из-за этого предприятию неоднократно прекращали подачу электроэнергии. И на данный момент предприятие может погасить долговые обязательства только на 16,3%.

Причины, по которым предприятие находится в бедственном положение, работники Госаудитслужбы назвали следующие:

1) Уменьшение объема заказов производства

В 2016 году было выполнены работы по 8 договорам (тогда отмечается рост прибыли), в 2017 году – лишь 4 договора, в 1 квартале 2018 года – заключено 3 договора и не выполнено работ ни по одному из них. В свою очередь, по мнению аудиторов, сокращение количества договоров вызвано общим экономическим спадом производства Украины, закрытием российского рынка и недостатком конструкторских и технологических разработок и испытаний.

2) «Грязные» договора

Аудиторы выявили, что имели место договора, которые явно были невыгодны предприятию. В частности, 3 октября 2016 года «ДЭВЗ» продало ООО «Укртранзит» 2 думпкара на сумму 13 млн грн, а уже 18 апреля 2017 года завод купил у «Укртранзит» те же 2 думпкара, но на сумму 13,4 млн грн, тем самым нанеся предприятию урон почти на 400 тыс. грн. Также установлено, что заводу в 2016-2017 годах вернули продукцию на сумму 25,2 млн грн, при том, что по условиям договора, возврат этой продукции не предусматривался. При этом возращенные детали реализуются в невыгодных для «ДЭВЗ» условиях, в частности возращенные ООО «Техно-Бізнес» запчасти на сумму 17,4 млн грн, были проданы «Юго-Западной филией» ПАО «Укрзалізниця» по 8,4 млн грн, то есть в два раза меньше реальной стоимости. Возвращенные детали часто имеют ненадлежащий вид, в частности 6 электродвигателей от ЧАО «Інгулецький гірничо-збагачувальний комбінат» на сумму 644 тыс. грн были отданы обратно заводу с признаками коррозии металла, следов ржавчины и повторной покраски.

Многомиллионные убытки и российский след: что нашли госаудиторы на «Днепровском электровозостроительном заводе» 2

3) Затраты на ненужные услуги

В ходе аудита установлено, что предприятие совершило затраты, в которых не было необходимости. В частности, за период с 2016 по 1 квартал 2018 года при наличии своего юридического отдела, было потрачено на юридические услуги 592 тыс. грн; 100 тыс. грн было потрачено на бухгалтерские услуги при наличии 21 штатного бухгалтера; и 96 тыс. грн на аудит. Также ежегодно предприятие тратит 3,2 млн грн на содержание работников Конструкторского бюро, при этом, научно-исследовательская и проектно-конструкторские работы не входят в виды деятельности завода. Что интересно, за заводом на полставки официально закреплен… парикмахер, на которого было потрачено за 2016-2017 и первый квартал 2018 года около 70 тыс. грн.

Нахлебник-Плюс

Отдельная история – попустительское отношение к арендатору со стороны «ДЭВЗ». Согласно выводам аудита, помещение и частично оборудование завода арендует у него ООО «Техстандарт-Плюс» с 19.02.2015 года, которое занимает больше площади (16 516,86 кв. м.), чем указано в договорах об аренде (14 795,59 кв. м.), что привело к убыткам на сумму 87 613,88 грн. При этом, как оказалось, завод «щедро», в бесплатное пользование, передал «Техстандарт-Плюс» 993 единицы вспомогательных приспособлений на сумму 2,6 млн грн.  При этом у компании образовалась задолженность за аренду перед «ДЭВЗ» в размере около 2 млн грн. Но завод не применяет никаких штрафных санкций, что прописано в договоре об аренде, тем самым упуская выгоду в размере 550,3 тыс. грн. То же касается и долга за электроэнергию в 769,4 тыс. грн, где завод самостоятельно оплатил пеню «ДТЕК» за «Техстандарт-Плюс» в размере 174 тыс. грн.

Российский след

Интересно, что среди основных компаний-заказчиков продукции фигурирует три российские: АО «Металлоинвестлизинг», ОАО «Стройленский ГОК» и ООО «Промагроресурс». В 2016 году ОАО «Стройленский ГОК» заказало у «ДЭВЗ» два тяговых агрегата переменного тока, а АО «Металлоинвестлизинг» - два тяговых агрегата переменного тока и 12 тяговых двигателей; а в 2017 году 73% чистого дохода днепровского предприятия составило поставка «Металлоинвестлизинг» тягловых агрегатов, тяговых двигателей и думпкаров (или вагонов-самосвалов). ОАО «Стройленский ГОК» является дочерней структурой Группа НЛМК, которая принадлежит самому богатому человеку России по версии журнала Forbes, Владимиру Лесину. Его состояние оценивают в 19,1 млрд долларов.

Многомиллионные убытки и российский след: что нашли госаудиторы на «Днепровском электровозостроительном заводе» 3

Что касается АО «Металлоинвестлизинг» то она является дочерней структурой ОАО «ХК «Металлоинвест», владельцем которого является российский бизнесмен Алишер Усманов, состояние которого оценивают в 12,5 млрд долларов. Также Усманову принадлежит Mail.Ru Group, в которую входит почта Mail.Ru, социальные сети «ВКонтакте», «Одноклассники», которые были заблокированы в Украине указом президента. Также его обвиняют в тайном спонсорстве нынешнего премьер-министра России Дмитрия Медведева. Вопрос, почему государственное предприятие до сих пор сотрудничает с приближенным к Кремлю олигархом, остается открытым.

Нам лишь остается надеяться, что выставленное на приватизацию предприятие найдет более эффективных и патриотичных менеджеров.

Максим Красиков

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.