Киев

«5 черга»: Система оповещения при чрезвычайных ситуациях. Очередной разбор крупнейшей коррупционной схемы Департамента ИТ

Сегодня мы разбираем ещё одну «дойную корову» департамента информатики Киева. А именно — Систему оповещения в случае чрезвычайной ситуации (СОНС). Что это такое, и с чем его пилят?

Система оповещения в случае чрезвычайной ситуации на уровне Кабинета министров была принята 27 сентября 2017 года  постановлением 733 «Про організацію оповіщення про загрозу виникнення або виникнення надзвичайних ситуацій та зв’язку у сфері цивільного захисту». СОНС определена как «автоматизированная система централизованного оповещения об угрозе возникновения или возникновении вопросов чрезвычайных ситуаций — совокупность организационно и технически объединенных программных и технических средств, телекоммуникационных сетей, телесетей и вторых СРЕДСТВ обработки и передачи (отображения) информации, что предназначены для своевременного доведения сигналы и информации по вопросам гражданской защиты к ОРГАНАМ исполнительной власти, органам местного самоуправления, органам управления и сил гражданской защиты, предприятий, учреждений, организаций и населения», которая должна выполнять функцию «информирования населения в сфере гражданской защиты — доведение органами управления гражданской защиты через средства массовой информации, телерадиосети сведений о чрезвычайных ситуациях, прогнозируемых или возникших с определением их классификации, границ распространения и последствий, о способах и методах защиты от них, а также о своей деятельность по вопросам гражданской защиты, в том числе с учетом особенностей оповещения лиц с физическими, психическими, интеллектуальными и сенсорными нарушениями».

Первоначально тендер в Киеве на СОНС был проведён 7 октября 2016 года на 3 000 000 (три миллиона) гривен. Давайте рассмотрим технические требования более детально. Ниже вы можете ознакомиться с некоторыми требованиями системы:

  1. Система повинна бути заснована на сучасних телекомунікаційних рішеннях, які забезпечують оповіщення через стаціонарні і мобільні телефонні мережі, за допомогою голосових та SMS-повідомлень, для жителів Києва, організацій, служб та гостей міста.
  2. При розсилці повідомлень громадянам на їх мобільні телефони для отримання SMS-повідомлень про події, система не повинна вимагати від адміністратора ніяких ручних операцій, таких як підписка або зміна налаштувань мобільного телефону.
  3. В Системі повинна бути реалізована можливість регулювання навантаження голосового та SMS трафіку для запобігання можливого ​​перевантаження каналів зв’язку.
  4. Система повинна мати функції, які спрощують і полегшують процес оповіщення, скорочують втручання оператора під час оповіщення або повністю автоматизують процес оповіщення.
  5. Система повинна давати можливість розсилати повідомлення різними методами для різних подій і сценаріїв, через ряд різних каналів (голосовий зв’язок, SMS-повідомлення, соціальні мережі, Push-повідомлення, ТВ, радіо, сирени, Cell-broadcast, LTE-broadcast і т.д .) одночасно, з метою збільшення охоплення оповіщення.
  6. Повинна бути реалізована можливість шукати і позначати ділянку на мапі, який постраждав від надзвичайної чи іншої події
  7. Повинна бути можливість визначення району оповіщення (позначення полігону або кола на мапі).
  8. Система повинна мати можливість відображати адміністративному персоналу кількість людей в режимі реального часу у позначеної ділянки на мапі в системі GIS.
  9. Система повинна надавати можливість вказувати число унікальних поштових адрес та користувачів мобільних телефонів в позначеному районі події, з вибіркою за належністю абонента до країни реєстрації.
  10. Канали сповіщення:
  11.   SMS — повідомлення заздалегідь підготовленій групі.
  12. SMS — повідомлення заздалегідь повідомленій групі в заданій територіальній зоні.
  13.   Голосове повідомлення заздалегідь підготовленій групі.
  14. Голосове повідомлення заздалегідь підготовленій групі в заданій територіальній зоні.
  15.   Електронний лист заздалегідь підготовленій групі.
  16.    Електронний лист заздалегідь підготовленій групі в заданій територіальній зоні.
  17. Повідомлення через соціальні мережі (Facebook та Tweeter) , шляхом публікації постів на заданих сторінках.
  18. Повідомлення через соціальні мережі (Facebook та Tweeter), шляхом відправлення повідомлень заздалегідь підготовленій групі.
  19.    Повідомлення через соціальні мережі (Facebook та Tweeter), шляхом відправлення повідомлень заздалегідь підготовленій групі в заданій територіальній зоні.
  20.    Система має дозволяти виконувати оповіщення шляхом будь-якої комбінації заданих каналів за вибором оператора.

Как мы видим, требования к системе определяют такие каналы связи, как SMS, приоритетными, к ним добавляются рассылка в социальных сетях, подписка на специальные сервисы и почтовое уведомление по электронной почте.

Давайте посмотрим сам тендер и процесс отбора победителя:

Как мы видим, несмотря на 100% ценовой критерий, компания Билинтех Украина выиграла тендер даже без понижения цены.

Директором компании является Шахов Виктор Викторович. Данная компания является постоянным победителем тендеров, например, 22,78 млн грн на прокладку оптоволокна от «Киевтелесервис». Тендер на 85 миллионов гривен от «Киевтелесервис» . На 12 миллонов от Киевтелесервис. И ещё 23,5 миллиона гривен от «Киевтелесервис». А вот тендер от КП «Інформатика» на 5 миллионов гривен — «розробка проектно-кошторисної документації на будівництво об’єкту «Програмно-апаратний комплекс управління та контролю мережами зовнішнього освітлення міста Києва». Разработка проектно-сметной документации за 5 миллионов!

Итого, почти 150 миллионов при быстром поиске на электронном ресурсе «Прозорро». И это не считая тендеров до 5 миллионов, таких как «установка антивирусного ПО» за 2 миллиона гривен.

Вернёмся к Системе оповещения о чрезвычайных ситуациях. Если посмотрим опыт ближайших соседей, мы увидим, что аналогичные системы работают на базе МЧС. Оповещение же происходит через ТВ, радио и посредством мобильных операторов. Особенно эффективно работает последнее: посредством сотовой связи оператор рассылает СМС уведомления на все мобильные телефоны в радиусе действия ЧС.

Не новость, что КП «Информатика» использует практику дофинансирования уже существующих программ для дальнейшей доработки. Видимо, разработка качественного продукта сразу просто невозможна?

Так и в этом случае, спустя год был объявлен тендер на 900 тысяч гривен на доработку САР протокола.

  1. За допомогою модуля система повинна забезпечувати формування та відправку повідомлень в вигляді стандартизованих пакетів.
  2. Повідомлення повинні мати текстовий формат з вказівками щодо типу повідомлення та зон на карті яких воно стосується.

В первом тендере в технических требованиях и так было указано, что система должна иметь техническую возможность отправки оповещений через СМС с привязкой к местоположению получателя. Причём, этот пункт был одним из первых. Что же тогда разработали? Опять напоминаю о том, что данную техническую возможность имеют все операторы мобильной связи (именно через САР работает роуминг, например). И в странах, где данная система функционирует уже давно, МЧС имеет прямой договор с мобильными операторами о применении данной технологии для оповещения населения в случае ЧС.

26 сентября был снова объявлен тендер всё с тем же названием «Впровадження системи оповіщення в разі виникнення надзвичайних ситуацій» уже на 20,4 миллиона гривен.

Давайте рассмотрим его подробнее:

  •         модуль моніторингу та інтеграції систем раннього виявлення загроз виникнення надзвичайних ситуацій та оповіщення (СРВНСО) з системою оповіщення в разі виникнення надзвичайних ситуацій у міському комунальному господарстві (СОНС);
  •         модуль моніторингу та інтеграції систем контролю за екологічним станом навколишнього середовища (СКЕНС) з СОНС;
  •         модуль моніторингу та інтеграції систем контролю за станом мостів, шляхопроводів, споруд та зсувонебезпечних ділянок (СКСО) з СОНС;
  •         канали зв’язку між модулями моніторингу та інтеграції систем моніторингу з АРМ диспетчера;
  •         модуль інформування та оповіщення по FM каналу;
  •         модуль інформування та оповіщення по IP каналу;
  •         канали зв’язку між модулем інтеграції систем інформування з пристроями інформування;
  •         пристрої інформування на відкритих територіях;
  •         пристрої інформування в приміщеннях;
  •         пристрої інформування через існуючі системи оповіщення.

Если говорить о системах экологического мониторинга, уже сейчас доступно большое количество решений в виде систем умных датчиков, которые легко интегрируются практически с любой системой. И включение их как части системы в тендер является недобросовестной конкуренцией.

При анализе публичный закупок по системе СОНС появляется ещё один интересный тендер на 20 миллионов гривен от МВС Украины. В названии тендера видим следующую формулировку: «Послуги, пов’язані з програмним забезпеченням (Послуги з розроблення технічного завдання на створення і впровадження інформаційно-аналітичної системи оперативного інформування про події, створення і впровадження цієї системи)». И это 20 миллионов на разработку технического задания! Департамент ИТ явно не дотягивает. На момент написания статьи (03.10.2018) подали заявки три компании, все отклонены. Подача заявок закончится 5 октября. Будем внимательно следить за прохождением данного тендера. Но он нам  интересен в другом ключе: неужели в нашем государстве каждое ведомство и каждый госорган должен самостоятельно проводить установку и настройку системы за 20+ миллионов гривен, имплементация которой зависит от подписания договоров со стороны МЧС и операторов мобильной связи/теле- радиовещания?

Ещё один интересный факт про систему экологического мониторинга: не так давно Департамент ИТ подал бюджетный запрос на установку оборудования для сбора и обработки данных о состоянии окружающей среды города Киева на 30 миллионов гривен. По своей сути это является системой экологического мониторинга, указанного в тендере от 26.09.2018. Мы снова видим факт попытки получения бюджетных средств на одни и те же программы под разными именами. Сколько это ещё будет продолжаться?

Как итог, можно сказать о следующем: сегодня Департамент берет на себя функциональные обязанности других государственных органов, не имея на то никаких оснований. Система оповещения о чрезвычайных ситуациях — обязанность МЧС, установка экологических датчиков — Минэкологии и это можно продолжать нескончаемо. Я уверен, что впоследствии, нам необходимо будет выделить еще огромное количество денег на модернизацию созданных систем, ведь наш Департамент по-другому работать не умеет.

Исходя из этой ситуации — куда же смотрит наш Департамент внутреннего контроля и аудита? Сегодня нужно срочно провести аудит всех публичных закупок, ведь имея такой результат работы, как у нашего Департамента ИТ — мы дискредитируем репутацию руководства города!

Ранее мы писали о том, как в Киеве Департамент информационно-коммуникативных технологий строит не «умный город», а комфортную бизнес-платформу для зарабатывания денег.

О том, как планируют обдирать киевлян на протяжении 70 лет под видом внедрения распиаренной системы «Электронный билет».

Для чего за 100 млн грн собираются заставить Киев ненужными терминалами и привлечь к обслуживанию проекта «Электронный билет» финансовую компанию — читайте здесь.

Почему Департамент информационно-коммуникативных технологий не приносит пользы киевлянам, хотя очень дорого обходится бюджету города — здесь.

 

Владимир Левин

Депутат Киевсовета VIII созыва, фракция «Солидарность»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: