В Украине появится национальный оператор рынка горючего: как это повлияет на цену

В Украине появится национальный оператор рынка горючего: как это повлияет на цену

Пока рынок в Украине страдает от дефицита топлива, его качество хромает. Информатор Деньги расскажет, кто и зачем продвигает идею создания национальной сети заправок.

Президент Владимир Зеленский поставил перед НАК «Нафтогаз України» задачу стать национальным оператором на рынке нефтепродуктов. Об этом глава правления «Нафтогаза» Юрий Витренко заявил в интервью агентству «Интерфакс-Украина».

«Когда есть государственный игрок с существенной долей рынка – 15-20-30%, то есть не 100%, но и не 1%, тогда больше уверенности, что потребители могут покупать по справедливой конкурентной цене… Если сеть охватывает 30% рынка, это уже дает реальную альтернативу людям. В свою очередь, это заставит частных операторов тоже не задирать цены», – объяснил Витренко.

Напомним, что 13 мая Кабмин поддержал передачу «Нафтогазу» 172 заправки компании Glusco, которые связывали с Виктором Медведчуком. Но пока, со слов Витренко, госкомпания не получила контроля над этой сетью.

Кроме того, у Нафтогаза есть собственные заправки Šhebel (Шебелинского НПЗ) и заправки «Укрнафты», в которой «Нафтогаз» имеет мажоритарную долю.

Зачем это нужно

Появление государственного игрока на рынке продажи топлива позволит отказаться от госрегулирования цен на топливо. Этого, по словам главы «Нафтогаза», хотят добиться за счет выгодных цен на госзаправках и конкуренции.

Даже когда «Нафтогаз» получит заправки Медведчука, это не значит, что там появится топливо. Но у государства, в отличие от других игроков на рынке, больше возможностей для поиска поставщиков горючего.

По словам директора консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, государственный оператор будет искать уникальные возможности для импорта топлива. «Наиболее перспективным источником является Венгрия, с которой мы соединены нефтепродуктопроводом «Прикарпатзахідтранс», - заявил Куюн. - Переговоры с венгерским MOL «Укртранснафта» начала еще в начале мая и договорилась о транспортировке 35 тыс. т дизтоплива ежемесячно. Но это должны быть не венгерские ресурсы, а поставки украинских трейдеров, которые получили возможность привозить горючее из дальних европейских рубежей, сливать их в Венгрии с последующей транспортировкой в ​​Украину. MOL в свою очередь заявил, что собственных ресурсов нет, но с «барского плеча» пообещал поставлять целых 5000 т (1,5% от наших минимальных потребностей)».

По словам Куюна, специалисты оценивают потенциал этого направления в 200 тыс. т нефтепродуктов, поскольку есть техническая возможность постепенной прокачки как дизтоплива, так и бензина.

Большие планы государства создать конкуренцию частному бизнесу подтвердил и Витренко. «Здесь, в Давосе (с 22 по 26 мая в Давосе проходил Всемирный экономический форум – ред.) я провел переговоры с ведущими компаниями, и у нас есть возможность прямо сейчас в европейские порты привезти очень большой объем топлива, чтобы покрыть все потребности украинского рынка», - заявил Витренко.

Что происходит с топливом сейчас

Пока государство и частный бизнес договариваются с Польшей, Румынией, Венгрией и Словакией о поставках топлива из портов «Амстердам», «Роттердам», «Антверпен» или портов Средиземноморья, в Украине легализировали работу мини-НПЗ. Они не могут производить топливо стандарта Евро-5, но перед ними и не ставят такой задачи.

Для того, чтобы побороть дефицит, в марте этого года Кабмин разрешил на время военного положения продажу топлива Евро-3 и Евро-4. Напомним, что нефтепродукты класса Евро-3 в Украине запретили продавать в 2016 году, а бензин и дизель Евро-4 – в 2018 году.

Ухудшение качества топлива в правительстве объясняли необходимостью обеспечить горючим ВСУ, ведь военная техника не столь требовательна к его качеству, как современные легковые и грузовые авто.

Это произошло на фоне того, что с 13 марта 2022 года Государственная экологическая инспекция приостановила контроль за качеством бензина в Украине. Нехватка качественного бензина привела к появлению отдельного прайса на СТО для ремонта авто, «убитых» некачественным бензином. Ведь топливо категории Евро-3 и 4 предназначено для авто до 2008 года выпуска. Заправлять им современные машины опасно. Это грозит поломкой двигателя, катализатора и других агрегатов.

О том, что «из-за нехватки горючего учащаются случаи мошенничества и реализации разного шмурдяка» писал на своей странице в начале мая Сергей Куюн. «Если раньше бодяжники реально достигли неплохих качественных результатов, имея цель обхода налогов, то сейчас вопрос именно в качестве. Есть два отзыва от знакомых об остановке машины и серьезные проблемы с двигателем», - сообщил эксперт.

Такая негативная динамика заставила Кабмин внести изменения в техрегламент относительно качества горючего. В частности, продажа топлива Евро-3 и Евро-4 теперь разрешается при условии обязательного применения процедуры оценки.

Елена Скобцева

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.