Информатор Деньги

Украина

Экономика Украины в военное время: что будет с бензином и ВВП

О том, как держится экономика Украины в условиях войны, как могут измениться цены на бензин и как обстоят дела с курсом валют, читайте на Информатор Деньги.

В каком сейчас состоянии украинская экономика

В Украине идет третий месяц войны, и, по мнению Владимира Косюги, президента Ассоциации «Днепровский банковский союз», наша экономика пока держится, хоть и ощущаются отрицательные последствия агрессии.

«Мы видим, что украинская экономика все больше и больше теряет. Мы это видим по тому, как уменьшается товарооборот и покупательская способность наших граждан, насколько меньше становится денег и рабочих мест. По некоторым прогнозам экономика может упасть до 40%. Чем дольше будет продолжаться агрессия со стороны России, тем глубже будут проблемы, и тем сильнее Украина будет нуждаться в помощи мирового сообщества. Оружие — это, конечно, хорошо, но мы все меньше и меньше производим, продаем и потребляем».

Чем обусловлен дефицит топливных материалов в Украине

По мнению эксперта, ситуация с дефицитом топлива и не могла быть иной, учитывая то, что Украина импортировала 100% ресурсов. «Всю нефть мы импортировали, какую-то часть самостоятельно перерабатывали, либо же импортировали светлые нефтепродукты. Из Европы мы получали 3-7% нефтепродуктов, а все остальное – из России и Белоруссии, поэтому уже с этой стороны был вопрос «когда закончатся запасы?».

Ситуацию также усугубили агрессивные удары по нефтепромышленному комплексу, хранению и переработке нефти. «На сегодняшний день в Украине не работает ни один НПЗ, который производит светлый нефтепродукт. Дефицит объективный, и в дальнейшем он будет увеличиваться, учитывая необходимость покрывать нужды армии».

Кроме этого, Украине придется сразу покупать топливо (дизель и бензин), ведь нам нечем перерабатывать европейскую нефть. Владимир Косюга считает, что нас ждут нелегкие времена, поскольку мы будет покупать конечный продукт, который дороже сырой нефти. А это отразится на стоимости перевозок, топливно-масляных материалов, и будет влиять на все остальные цены, связанные с топливом.

«На то, как быстро ситуация стабилизируется, будет влиять то, как быстро наладятся транспортные пути, по которым будут перевозиться нефтепродукты без риска, что их собьют или подорвут. И даже если привозить сюда топливо, то где его хранить? Все нефтебазы находятся в зоне риска. Есть много проблем, связанных с тем, что на нефтебазах сконцентрировано большое количество топлива. Были предложения раздать солярку фермерам, чтобы рассредоточить топливо между потребителями даже в кредит или в долг, потому что оно все равно сгорит».

Как будет меняться цена на бензин

В нынешних условиях выигрывают те водители, которые пересели на электромобили, ведь владельцам авто с ДВС почти нереально запастись бензином. Владимир Косюга также советует пересаживаться на велосипеды, мотоциклы или малолитражный транспорт, поскольку на улице уже теплеет.

«Сейчас большая нагрузка на местные органы самоуправления, ведь всем нужен стабильно работающий общественный транспорт, и электротранспорт будет выходить на первое место. Поэтому здесь можно поднимать вопрос велоинфраструктуры. Я думаю, что сегодня 30% граждан могут пересесть на велосипеды, и это будет плюс для их здоровья и экологии.

В Днепропетровской области бензин еще есть, и он дешевле, чем в Донецком регионе или даже Киеве. Мы находимся в центре того, что происходит, но еще довольно-таки большое расстояние до района боевых действий. Мы — островок благонадежности, и это хорошо. В нашем регионе этот вопрос не самый худший, потому что у нас есть выбор: бензин, солярка или газ, который является альтернативой и не используется в таких объемах в сельском хозяйстве или на нужды ВСУ.

В некоторых регионах, где проходят боевые действия, бензин уже стоит по 70 грн за литр (например, Краматорск). Вообще в мире цена бензина колеблется от 1,10 евро до 1,50 евро за литр. Поэтому какой у нас будет курс, такой будет и стоимость бензина. Дешевле 45-50 грн, скорее всего, не будет, ведь столько платят европейские граждане».

Как обстоят дела с курсом валют

«С валютой тоже не все хорошо, – считает эксперт. – В апреле НБУ выкупил 44 млн долларов и продал 2,48 млрд долларов. Это указывает на то, что у нас совсем нет валютных поступлений, и много средств было потрачено на поддержку курса. Более того, некоторые граждане решили, что если Нацбанк поддерживает официальный курс на уровне 29,5-30 грн, а в окне на улице – по 34 грн, то нужно этим воспользоваться и разработать несколько схем, чтобы заработать на них. Поэтому Нацбанк был вынужден ввести ограничения на пополнение крипто-кошельков и других платежных средств, на которых зарабатывали спекулянты. В результате они «украли» из бюджета около 2 млрд. Такая ситуация весьма странная, ведь, с одной стороны, нация объединилась и воюет с оккупантом, а с другой стороны, кто-то на этом наживается».

Как сильно падает ВВП и экономика Украины

Для начала вспомним, что ВВП – это все товары, которые производятся и направляются на экспорт или потребление, это покупная способность домохозяйств и услуги, которые оказываются внутри страны. По оценкам Владимира Косюги, по каждому из этих направлений мы потеряли от 40 до 80% рынка.

«Даже относительно благополучное на сегодняшний день сельское хозяйство имеет большие проблемы с логистикой, потому что около 25-30 млн тонн прошлогоднего урожая находится на элеваторах в Украине и мы не можем его экспортировать. Море закрыто, а железная дорога только через три года сможет перевозить такой объем. А мы через два месяца уже начнем собирать урожай, и куда его девать?

Что касается производственной и перерабатывающей промышленности, то в перспективе мы имеем большой рынок сбыта, но текущая ситуация критична. Более того, предприятия и домохозяйства доедают ту «подушку», которая была, и на сегодня кто-то должен сокращать или отправлять в отпуск без оплаты. Но это – сокращение рынка потребления. Люди, которые получали какие-то средства, могли что-то покупать, отправлять на фронт и поддерживать переселенцев. Сегодня этих средств нет в обороте, сокращается объем оказываемых услуг и произведенных товаров, из-за чего ВВП падает».

Эксперт уверен, что такая ситуация будет продолжаться, поскольку мы теряем некоторые территории, а ежедневные обстрелы уничтожают инфраструктуру, которая перестает производить. А если мы говорим о железной дороге и транспорте, то добавляются еще и логистические проблемы.

Как украинцам поддержать экономику страны

«Уже сейчас нам нужно планировать, как мы будем жить через 2-3 месяца, поскольку ситуация усложняется. Возможно, нам придется сокращать потребление чего-то. Также, как бы ни было тяжело, нужно оплачивать коммунальные услуги. Если мы не будем платить и не будет денег на поддержание в рабочем состоянии коммуникаций, то мы потеряем город, а это наихудшее, что может быть. Сегодня Днепр – это крепость, которая приютила очень много людей. Если мы не сможем очищать воду и даже убирать мусор, то это будет беда. Поэтому я призываю всех, у кого есть возможность, не экономить на коммунальных платежах».

Елена Морозова

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: