Строить по-новому: чему война может научить украинских архитекторов

Строить по-новому: чему война может научить украинских архитекторов

Министр инфраструктуры Кубраков заявил, что после войны принципы проектирования пересмотрят. Дома в Украине будут, как в Израиле, - с укрепленными подземными паркингами. Что еще можно изменить?

Журналисты The Village пообщались с архитектором Александром Столовым о том, как теперь в Украине будут строить дома с учетом военного опыта. Тезисно о главном читайте в Информатор Деньги.

Правило “двух стен”

Хорошо знакомо всем, кто хоть раз интересовался правилами безопасности во время обстрела. Первая стена берет на себя силу взрыва, вторая - защищает от осколков. Но до войны владельцы квартиры предпочитали убирать их или объединять комнаты, разрушая стены - чтобы было больше пространства. Ведь до войны никто не думал о безопасности. “Поэтому мы можем закладывать в проектах комнаты-укрытия, но гарантировать, что владельцы их оставят, мы не можем”, - сказал архитектор. Специалисты могут рекомендовать жильцам оставить в помещении хотя бы кладовые за стенами. В мирное время их можно использовать как хранилище для старых вещей.

Строить по-новому: чему война может научить украинских архитекторов 1

Надежные укрытия

К сожалению, сегодня в некоторых населенных пунктах людям приходится жить в укрытиях по несколько дней, а не спускаться на полчаса, чтобы переждать тревогу. Поэтому важно, чтобы в помещении можно было и телефон зарядить, и санузел посетить. но важно ли иметь такое укрытие в каждом доме?

Архитектор ссылается на действующий закон, по которому в каждом ЖК должен быть паркинг. А он в свою очередь отвечает требованиям бомбоубежища. Но в таком укрытии можно находиться недолго. А противорадиационное укрытие предназначено для длительного нахождения. В Советском Союзе остерегались ядерной войны, поэтому строили противорадиационные укрытия. Их и нужно брать за основу. 

Строить по-новому: чему война может научить украинских архитекторов 2

Эвакуационная лестница без выхода наружу

Во время обстрела каждое окно может вылететь при взрыве, а его осколки - повредить тех, кто спускается по лестнице в укрытие. Еще опаснее эвакуационная лестница, которая выходит наружу или на балконы. Они могут быть разрушенными, и тогда у жильцов нет возможности выбежать наружу. Александру Столовому кажется более благоразумным строить подъезд с лестницей типа Н4. Они расположены в теле дома и не задымляются. 

Строить по-новому: чему война может научить украинских архитекторов 3

“Панельке” быть или не быть?

Распространенным является мнение, что панельные конструкции хуже кирпичных - они складываются, как карточный домик. Однако Александр Столовый общался с конструкторами и выяснил, что современные панельные технологии надежнее кирпичных - при попадании снаряда в многоэтажку и образовании “сквозной” дыры верхние этажи выдерживали удар. А кирпич или цемент делают дом тяжелее и менее стойким. Архитектор сравнил наш рынок строительства с европейским и отметил, что последний - более технологичен. Значит, нужно двигаться в ту сторону. 

Все дело даже не в материале, а в сроке эксплуатации. “Проблема у нас с советскими домами. У них срок пригодности был 50 лет - и он уже заканчивается. Их нужно было сносить, но мы их отдали под приватизацию в начале 90-х. И на самом деле юридически это очень тяжело потому, что сколько там человек живет и сколько прописано? По закону их нужно куда-то расселять. То есть нужно строить новое жилье”. 

Строить по-новому: чему война может научить украинских архитекторов 4

Стеклянные фасады

В народе их называют “стекляшками”. Жильцы таких ЖК боятся, что после взрывной волны фасады разлетаются на осколки. Отказываться ли от такого дизайна? Александр Столовый рассказал, как обойтись без ограничений. Первый способ - стекло в триплексе. Иными словами - несколько слоев стекла, проклеенных между собой пленкой. Это позволит стеклам при разбитии “зависнуть” как на лобовом стекле в машине. Или другой способ - закаленное стекло. Оно разбивается не на острые осколки, а на кубики, менее травмоопасные. Такой способ дороже на 200-300 грн за квадратный метр остекления. 

Строить по-новому: чему война может научить украинских архитекторов 5

Многоэтажность

Современные жилые комплексы как правило строят высокими. Но верхние этажи во время войны приносят неудобства. Например, жидьцам сложнее эвакуироваться. Или нет возможности пользоваться лифтом, если отключили свет. 

Александр Столовый считает оптимальным вариантом дома до 9 этажей. Ссылается на мнения психологов. “Чем выше ты живешь, тем больше оторван от жизни вокруг дома. Чем больше коммуникаций между жильцами, тем сплоченнее общество. Этой коммуникации должна способствовать именно архитектура. Если ты знаешь своих соседей, то вам гораздо удобнее скоординироваться в чрезвычайный период”. И добавил, что даже ОСББ проще организовать в 5-этажном доме, чем в 25-этажном. 

Строить по-новому: чему война может научить украинских архитекторов 6

Плотная застройка

При попадании бомбы во двор разрушения получат близлежащие дома. Поэтому чем плотнее застройка, тем больше жильцов могут пострадать. Зато в таком случае общественный контроль будет сильнее, чем во дворах высоток. Вы увидите, если кто-то кого-то бьет возле дома или у соседей. Из окна квартиры на 25 этаже вряд ли получится что-то разглядеть. Поэтому жильцы высоток живут в своеобразной изоляции от общественной жизни. 

Строить по-новому: чему война может научить украинских архитекторов 7

Широкие проспекты 

В первые дни войны они сыграли злую шутку с Киевом - колонна вражеской техники прорвалась как раз на проспекте Победы. Следует ли сужать улицы? Архитектор рассказал, что мультимодальность сделала бы жизнь в большом городе и удобнее, и безопаснее. Это когда на автомагистрали одна полоса предназначена для машин, вторая для общественного транспорта, третья для велосипедов, четвертая для пешеходов. И все они огорожены “зелеными зонами”, бордюрами или решетками. По словам Александра Столового, в таком случае ни один танк не проехал бы - он бы просто не поместился. 

Строить по-новому: чему война может научить украинских архитекторов 8

Реки в коллекторах

Тот же опыт войны показал, что даже маленькие речки могут быть препятствием для врага. Например, оккупантам помешала река Ирпень - она не дала им быстро подойти к городу. В столице есть десятки маленьких рек - уверяет архитектор. В Советском союзе их уничтожали мелиорацией, они и сейчас продолжают высыхать. Но в контексте безопасности для города они могут показать себя с лучшей стороны, поэтому реки следует освобождать из коллекторов и не недооценивать их.  Помимо безопасности это даст и экологическую стойкость городу: вокруг рек могут образовываться болота. 

Строить по-новому: чему война может научить украинских архитекторов 9

А надо ли вообще что-то менять?

Кто-то пересмотрит свое отношение к современным ремонтам в квартирах, широким проспектам и стеклянным фасадам. Кто-то посчитает, что лучше развивать армию, чем перестраивать город. Александр Столовый поделился своим мнением: “Проектировать нужно так, чтобы у нас была возможность защититься. Но чтобы эта защита не нарушала комфорт обычной жизни. Мы живем и будем жить в свободном мире, с открытыми границами, с возможность жить где угодно. Если мы обезопасим жизнь, но сделаем хуже ежедневный комфорт, то люди просто переедут жить в Прагу”. 

София Елагина

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.