Как работает налоговая система в Украине во время войны и чего ждать бизнесу после

Как работает налоговая система в Украине во время войны и чего ждать бизнесу после

Глава комитета по финансам и налогам Верховной Рады, нардеп от «Слуги народа» Даниил Гетманцев в интервью рассказал, как работает налоговая система сейчас и чего ожидать гражданам. Подробнее – в Информатор Деньги.

Заплатят ли больше налогов компании, работающие в России

Верховная Рада поддержал в первом чтении законопроект, которым ставки налогов компаниям, продолжающим работать в России, повысятся на 50%. Однако это решение еще не вступило в действие. Вот как это объясняет Даниил Гетманцев:

«Мы как комитет не настаивали на втором чтении, потому что считали, что этот документ нужно обсудить с бизнесом и обществом. Ибо такая инициатива предлагается впервые. Чем больше будет дискуссия, тем больше ошибок удастся избежать. Законопроект уже почти готов на комитет ко второму чтению, и я думаю, что в ближайшее время мы его вынесем и обязательно примем», – говорит нардеп.

По словам Гетманцева, Верховная Рада предлагала ввести такую же норму и всем другим государствам для компаний, продолжающих работать в России. Потому что, например, рынок Украины может быть не настолько интересен крупным компаниям, как рынок Польши.

Какие налоговые инициативы предлагают власти

Еще одна налоговая инициатива власти – это право практически любого бизнеса перевестись на упрощенную систему налогообложения с уплатой 2% от оборота. Ею могут воспользоваться и ФОПы и компании-юридические лица. По словам Даниила Гетманцева, уже почти 200 тысяч компаний воспользовались такой идеей.

«Мы видим, что предприятия работают. В то же время, у меня есть сомнения об обоснованности предоставления льготы по ввозу товаров на таможенную территорию Украины. Я считаю, что мы должны отменить это решение, потому что оно бьет по нашим товаропроизводителям.

Оно сыграло определенную роль, когда в Украину были завезены товары, чтобы не было дефицита, но сегодня его нужно отменить, потому что оно сейчас больше вредит, чем приносит пользы.

Еще у нас было решение об освобождении от уплаты акциза и налога на добавленную стоимость. Также считаю его ошибочным. Мы могли бы не лишать государство в военное время очень и очень больших поступлений», – считает глава комитета Верховной Рады по финансам и налогам.

Таможенные упрощения касаются ввоза автомобилей. По словам Гетманцева, уже более 10 тыс. автомобилей растоможили по этой схеме.

Также, по словам Гетманцева, продолжает действовать объявленная в прошлом году налоговая амнистия. За период войны задекларировали 0,5 млрд грн, а уплати налогов по ней на около 25 млн грн.

Получит ли бизнес возмещение НДС

Государство заморозило возмещение НДС для бизнеса. По словам Даниила Гетманцева получить эти компенсации можно будет для бизнеса после войны.

«Мы никого не лишаем права на возмещение. Но я хочу вернуться к тому, что в военное время есть приоритеты. Компании не потребуется это возмещение, если территория, на которой она расположена, будет захвачена из-за нехватки денег на армию. Это не первый пример в нашей новейшей финансовой истории, когда возмещение не производилось в течение длительного времени.

Мы работаем над этим, рассматриваем разные варианты, но то, что возмещение произойдет после победы – это я могу сказать абсолютно без всяких условий и сомнений», – говорит народный депутат.

Что будет с курсом гривны и «Альфа-банком»

В начале войны НБУ заморозил курс на уровне 29,25 до конца войны. При этом доллар продают на улице по 32-33 грн. Разница незначительная.

Даниил Гетманцев говорит, что пока неизвестно, каким будет курс гривны позже.

«Что такое курс гривны – это производное от инфляции, соотношение производимых товаров с денежной массой, находящейся на территории государства. Мы говорим о том, что в течение небольшого промежутка времени 30% предприятий не работало, сейчас они возвращаются к работе и даст Бог вернутся.

С другой стороны, у нас достаточно большие золотовалютные резервы Национального банка. Вообще они выше, чем в мирное время. То есть вся эта совокупность факторов говорит о том, что гривна стабильна», – отмечает политик.

В начале войны Национальный банк вывел с рынка два российских банка с рынка – «МР Банк» (ранее «Сбербанк России») и «Проминвестбанк». Их имущество национализировали. Также на рынке остается еще ряд банков с российским капиталом. Например, «Альфабанк».

По словам Даниила Гетманцева, «Альфабанк» скорее всего национализировать не будут:

«Национализация этого банка может привести к потерям нашего государства в связи с большим объемом депозитных вкладов, которые необходимо будет возвращать в пределах той суммы гарантирования, которую мы имеем сегодня, а это 100% вкладов.

Будет ли это выстрел себе в ногу? Мне кажется, что скорее да. Поэтому я бы вообще удерживался в таких чувствительных вопросах от революционной целесообразности», – подчеркивает депутат.

Какие изменения будут в экономике в будущем

«Если говорить о налоговой системе, то я не вижу в ней такого значения, какое видят некоторые «полезные идиоты» в соцсетях. Мол, отмени налоги и хлынет капитал. Не хлынет! Капитал идет туда, где безопасность, верховенство права, отсутствие олигархически-клановых систем, развитая инфраструктура. Налоги же на седьмом месте в определении критериев, куда идти капиталу», – говорит Даниил Гетманцев.

«Все должны справедливо платить налог, который написан в законе. Будет ли он большой или меньше, об этом можно дискутировать. Мы готовы. На самом деле, ставка налога – это не первый вопрос. Первый вопрос – чтобы все платили эту ставку.

«Развитие ВПК должно стать основной отраслью, а затем восстановление инфраструктуры и жилья, ИТ, сельскохозяйственная переработка, промышленность и т.д. Мы сейчас работаем над приоритетами плана.

Также следует провести реструктуризацию экономики с точки зрения того, что мы больше не транзитная страна. Мы уже находимся в определенном замкнутом пространстве, и должны стать частью экономики ЕС. Мы должны взять на себя часть их производственных цепей и получить рынок ЕС как рынок сбыта.

Есть отрасли, в которые мы должны вкладывать государственные деньги, а есть отрасли, откуда мы должны уйти вообще. Например, продать предприятия, которые кормят менеджмент, а не приносят пользу государству.

Для иностранного и нашего бизнеса будет достаточно интересно работать в условиях невысоких зарплат и налогов для того, чтобы экспортировать товары в Европу. То, на чем мы должны сделать акцент – увеличение объема добавленной стоимости, производимой в Украине», – считает политик.

Дмитрий Чернышев

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.