На сколько Украине хватит денег во время войны и возможен ли дефолт

На сколько Украине хватит денег во время войны и возможен ли дефолт

Информатор Деньги со ссылкой на «Экономическую правду» рассказывает, как Украина перестроила свою экономику на военное время и что ее ждет в будущем.

До войны Украина была одним из крупнейших экспортеров агропродукции, крупным игроком на мировом рынке металлургии и IТ-услуг. Львиную часть поступлений в бюджет составляли налоги по импорту, который непрерывно поступал через крупные украинские порты на побережье двух морей.

С 24 февраля экономика практически остановилась. Компании, работающие в охваченных активными боевыми действиями зонах, отвечают за половину украинского ВВП. В ближайшее время они не смогут платить налоги. Равно как и их работники, потерявшие работу.

Где Кабмин берет средства и как работает бюджет военного времени

В мирное время Украина жила по закону о госбюджете на год. Чтобы хоть чуть-чуть изменить сумму расходов или доходов, приходилось вносить изменения в закон, а это голосование в Раде, подписи, обнародование. На это идут дни, а иногда месяцы, которых сейчас нет.

В военное время для перераспределения средств в бюджете голосования Рады не требуются. У Кабмина есть право практически по своему усмотрению распоряжаться имеющимися средствами, направляя их на наиболее необходимые нужды.

За день до начала широкомасштабного вторжения оккупантов депутаты позволили правительству перераспределять любые расходы на оборону и защиту государства даже без введения военного положения.

Хотя с 24 февраля, парламент трижды вносил изменения в бюджет 2022 года. Правда, почти ничего не изменилось, но предоставилось право Нацбанку досрочно перевести свою прибыль в казну.

На что тратятся средства

В условиях ограниченных ресурсов власти осторожно относятся к расходам. Все свободные средства направляются на оборону.

Как рассказывал министр финансов Сергей Марченко, государство фактически отказалось от всех расходов, которые должны были пойти на капстроительство или развитие. А это около 140 млрд. грн.

Также, по словам министра, ограничено из бюджета сейчас финансируют оплату коммунальных услуг, закупку энергоносителей, лекарств, обслуживание местных долгов. На 100% обеспечены средствами только расходы, связанные с обороной, выплатой социальных платежей (пенсии, зарплаты бюджетникам) и обслуживанию государственного долга.

По данным Минфина, в январе-марте 2022 года план расходов выполнен на 67,8%. Не в последнюю очередь именно из-за перенаправления финансирования на приоритетные в условиях войны направления.

Откуда деньги в бюджете

Государство фактически финансирует только три направления расходов, по многим существующим, но и для этого властям нужно где-то взять средства. А с этим есть проблемы.

До войны бюджет преимущественно наполнялся на средства от уплаты налога на импорт товаров. На 2022 год Минфин планировал собрать по импорту 405 млрд грн НДС, по акцизному налогу (алкоголь, табачные изделия, энергоносители) – 76 млрд грн, пошлины – 37,5 млрд грн.

В общем, только косвенные налоги с импортных товаров в этом году должны были составить почти 520 млрд грн или 40% от всех доходов бюджета.

Однако в настоящее время с таможни удается собрать только часть запланированных поступлений. При ожидании в 39 млрд грн за март в бюджет от Гостаможслужбы поступило всего 7 млрд грн.

Аналогичная ситуация со сбором налогов: сейчас поступления от Госналогслужбы составляют 15-20% от довоенных показателей. Основная причина – закрытие многих предприятий, уничтожение складов и промышленных мощностей на юге, востоке, севере и центре страны.

Чтобы компенсировать эти потери, Кабмину пришлось просить госпредприятия и Нацбанк досрочно перечислить в бюджет прибыли 2021 года. Хотя по плану это должно было произойти в апреле-июне.

От Нацбанка во второй день войны поступило 19 млрд грн, от ПриватБанка в начале марта – 28 млрд грн, а от НАК «Нафтогаз» в конце марта – 2,3 млрд грн. Всего госпредприятия за март перечислили 32,5 млрд. грн дивидендов в бюджет.

Однако поскольку эти средства поступили в казну заранее, есть риски на те периоды времени, когда эти деньги должны были реально поступать в бюджет. То есть возможен дефицит бюджета.

«Сейчас вопрос с поступлениями философский. К сожалению, поступления прогнозируемо упали и упадут еще больше. Сейчас основные фокусы на заимствование», - констатировал министр финансов Сергей Марченко.

Что с кредитами и займами

В условиях войны государство очень остро зависит от внешнего и внутренних заимствований. По итогам марта заимствования уже сыграли определяющую роль в способности правительства выполнять необходимые расходы. В марте почти половина расходов по общему фонду госбюджета была профинансирована за счет заимствований.

В настоящее время государство занимает средства тремя путями.

Во-первых, из-за выпуска облигаций внутреннего государственного займа. В период войны в правительстве решили ввести новый тип ОВГЗ – военные облигации. Ставки и сроки по ним фиксированы – 11% годовых и год обращения. В марте благодаря ОВГЗ удалось привлечь 27,7 млрд. грн.

Еще на 20 млрд грн военных облигаций приобрел НБУ, фактически напечатав эти деньги. Такое право государство предоставило НБУ исключительно на период военного положения. НБУ обещает печатать гривны для правительства в исключительных случаях и при условии, что это не окажет существенного влияния на инфляцию.

Во-вторых, займы у международных финансовых организаций и ЕС. За первые 3 месяца года государство получило льготных кредитов на сумму 96,7 млрд. грн. В частности, от МВФ на 41,3 млрд грн (1,4 млрд долл.) и Еврокомиссии на 19,5 млрд грн (600 млн евро).

В-третьих, Украина ведет переговоры с правительствами других стран о привлечении грантового финансирования. Эти средства предоставляются на безвозвратной основе для поддержки бюджета в условиях войны.

Например, правительство Италии уже предоставило Украине 110 млн евро, а от США в ближайшее время поступят 500 млн долларов.

На сколько хватит денег

Сложно предположить, сколько предприятий в ближайшее время возобновят работу. Активная фаза военных действий все еще продолжается. Российские войска продолжают обстреливать украинские города – даже те, которые находятся вдали от линии столкновения.

Украинские власти уже анонсировали упрощение налоговых и таможенных правил во время войны для скорейшего восстановления экономики.

Бизнес с оборотом до 10 млрд грн получил право перейти на упрощенную систему налогообложения и платить только 2% доходов независимо от количества наемных работников.

Хотя эта система будет побуждать бизнес восстанавливать экономическую активность, она несет значительные риски для финансовой устойчивости страны. Ведь государство не будет получать НДС, а единый налог будет идти в местные бюджеты, а не в государственный. Из-за этого сложнее будет справиться с дефицитом бюджета.

Важный фактор способности правительства финансировать расходы – поступление внешней помощи. В следующие месяцы от половины государственных расходов будут покрываться за счет внешних займов и грантовой помощи.

Если внутренних и внешних поступлений не будет достаточно для покрытия потребностей бюджета, есть «план Б». На этот случай возможно прямое финансирование Нацбанком расходов госбюджета.

Суммарная стоимость облигаций, которые из-за войны разрешено приобрести – 400 млрд грн. Пока что НБУ приобрел ОВГЗ на 20 млрд грн. Чем больше эта сумма, тем выше инфляция. Поэтому данный инструмент используют в крайнем случае.

Возможен ли дефолт в Украине

Часть из полученных займов и грантов Украина направит на погашение долгов. 2022 год не сложен с точки зрения выплат по государственным заимствованиям.

Сложным будет сентябрь, когда придется отдать 54,13 млрд грн, из которых 51 млрд грн по внешним долгам в инвалюте. Для сентябрьских выплат у Минфина есть запас. Еще не использованы кредитные гарантии правительства США на 1 млрд долл.

Кроме сентября правительство должно покрыть долги в мае, июне и ноябре – на 68,3 млрд грн, 51,7 млрд грн и 45,6 млрд грн. В Кабмине говорят, что могут своевременно и в полном объеме оплатить кредиторам.

Как рассказал премьер-министр Денис Шмыгаль, сейчас важно сохранить доверие иностранных кредиторов, поэтому правительство ответственно подходит к выплате долгов.

В будущем ответственность перед кредиторами позволит Украине привлекать достаточно средств для послевоенного восстановления. Сейчас хороший имидж по выплате кредитов позволяет получать от западных партнеров необходимые средства для функционирования расходов государства в условиях войны.

Дмитрий Чернышев

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.