Что будет с ценой на газ и бензин в Украине и хватит ли их запасов: мнение эксперта

Что будет с ценой на газ и бензин в Украине и хватит ли их запасов: мнение эксперта

О том, какая в Украине будет ситуация с топливом, откуда мы его будем завозить, где Европа будет искать альтернативу российской нефти, критичны ли удары россиян по нефтебазам в Украине и о многом другом рассказывает энергетический эксперт Сергей Куюн. Подробности – на Информатор Деньги.

Что будет с заправками в Украине

Как утверждает эксперт по энергетическим вопросам и директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн, драматизировать ситуацию не стоит. «Этот рынок работает более-менее стабильно. Избытка у нас не будет, потому что много станций вряд ли восстановят свою работу. По моим оценкам, сейчас осталось менее половины от общего числа АЗС, которые работали до войны. Сохраняется режим ограничений, но лучше пусть будет такой режим, чем вообще не будет горючего.

На заправках сейчас действует ограничение 20-30 л по бензину, а по дизтопливу нет никаких ограничений. Ситуация нормализовалась, но я не думаю, что мы вернемся к временам, когда у нас будет полная стела нескольких марок бензина. Что касается 92 бензина, то его у нас вообще не будет, потому что его не производят в Европе, откуда мы будем завозить топливо».

Почему уже не имеет смысла «переводить» машину на газ

По газу ситуация тоже сложная. Его остатки тоже были небольшими, и мы их сейчас фактически «доедаем». «Потребление газа в Украине всегда было вызвано тем, что он дешевый, а дешевым он был за счет большой разницы в налогах. Когда эти налоги выровнялись, газ стал более дорогим. То есть раньше он стоил в 2 раза дешевле бензина, а сейчас он будет стоить 75% от цены бензина.

Таким образом, переводить машину на газ сейчас не стоит. Эта история уже закончилась. Поэтому спрос на газ будет в тех регионах, где нет бензина. Он также нужен бытовым потребителям, которые используют газ в баллонах».

Откуда Украина теперь берет топливо

До войны 100% импорта приходило из Белоруссии, России и по морю. Сразу все три источника закрылись. «В этом плане ситуация одновременно простая и сложная. Сложная – потому что мы должны полностью перестроить логистику и поставку, а с другой стороны – у нас нет вариантов, поэтому здесь все просто. Кроме как поставок из Евросоюза, у нас нет других направлений. Сейчас по всей Европе ищут топливо для Украины, которой нужно как-то интегрироваться в этот рынок, найти объемы и стать частью европейского рынка».

Будет ли бензин в Украине стоить столько же, как в Европе

По словам эксперта, для конечного потребителя цена зависит от уровня налогов. В Восточной Европе налоги меньше, поэтому и цена меньше. В Западной Европе, особенно в Нидерландах, Великобритании и Германии, цены максимальные из-за максимальных налогов. «Таким образом, в Украине мы сможем отрегулировать цену за счет действий правительства и меньших налогов, чем в большинстве европейских стран. И даже сейчас, если бы правительство не пошло на эти шаги по отмене налогов, цена на заправках была бы до 50 грн за литр, но из-за того, что налоги убрали, мы имеем 34 грн на бензин и 37 грн на дизтопливо.

Сейчас рынок должен стабилизироваться, потому что он нуждается в альтернативной нефти, не российской. Ее не поставят быстро те страны, которые это могут – Иран, Саудовская Аравия, Венесуэла. Но нужно время».

Как эмбарго на российскую нефть повлияет на рынок Европы

«Эмбарго – это не вопрос Украины для Европы, это вопрос энергетической безопасности для Европы. Посмотрите на Венгрию. Сегодня она фактически коллаборант России в Европе. Они даже не скрывают, почему так. По словам Орбана, у них более 60% российской нефти. Вопрос: «А как ты это допустил?» Ни у одной страны Европы нет такой зависимости, хотя европейские директивы давно определяют, что в стране Европы не может быть более 30% из одного источника.

В плане отказа Европы от российской нефти было проделано очень много. Даже то, что заявляет Германия, как основной получатель российских энергоресурсов, было сложно представить. Очень важно, чтобы мы запустили этот механизм. Это не будет быстро, потому что эта система поставки формировалась десятилетиями. Однако то, что от российской нефти откажутся уже в этом году, а от газа чуть позднее – уже будет колоссальным прорывом. Главное, чтобы они «не отмотали» потом все обратно.

Да, альтернатива дороже, но, во-первых, это не навсегда. Когда будут построены новые логистические цепочки, они позволят снизить цены. Ситуация выровняется. По нефти еще проще, поскольку она будет стоить на 2-3% дороже российской».

Может ли иранская нефть заменить российскую

Иран безусловно хотел бы наладить отношения с Европой и стать альтернативным источником нефти, и он этого не скрывает, потому что ему нужны деньги от экспорта нефти. Кроме этого, иранская нефть по своим характеристикам очень похожа на российскую «Urals». Поэтому замещение пройдет вообще незаметно.

«У Ирана также очень низкая себестоимость нефти, поэтому они могут торговать ею намного дешевле. Всем от этого выгодно. Нам выгодно, чтобы кто угодно увеличивал поставки нефти на глобальный рынок, и чтобы это была не российская нефть.

Мы видим, что россияне уже оказались в довольно сложном положении: переполнены резервуары, уменьшается добыча и нефтепереработка, спроса на нефтепродукты тоже нет. Поэтому это уже работает, но нужно дожимать, чтобы не было хода назад».

Почему белорусские нефтеперерабатывающие заводы уже никому не нужны

«Белорусские нефтезаводы жили за счет Украины, мы были для них самым ликвидным рынком, который платил больше, чем кто-либо другой за их продукты. Сейчас же они целый месяц стоят на минимальных объемах. Это такая себе «псевдо-остановка», ведь они фактически уже не могут производить топливо, им негде его складировать.

Мы ожидаем, что уже в апреле один из заводов «встанет», ведь это все некуда девать, а те заводы, которые продолжат работать, будут вынуждены все экспортировать только в Россию. Инвестиции, которые белорусы вкладывали в нефтепереработку последние 15 лет, просто пошли коту под хвост. Эти заводы никому не нужны».

Кому Россия будет продавать свою нефть

Спрос на российскую нефть будет в любом случае, считает эксперт, ведь это выгодно. «Сегодня дисконт на российскую нефть относительно эталонных сортов уже достигает 35%. Фактически, если ты берешь эту российскую нефть и перерабатываешь, то у тебя маржа 35% относительно тех, кто перерабатывает дорогую нефть. Поэтому сейчас это очень хороший бизнес, и будет много тех, кто воспользуется этим, и кому репутационные ценности побоку. Китай и Индия будут, безусловно, это делать».

Что будет с ценами на нефть

«Учитывая все обстоятельства, сейчас нужно наполнять рынок альтернативной нефтью, не российской. Это приведет к тому, что общая цена на нефть будет падать, и с условием того дисконта добыча нефти в России не будет приносить ей прибыль. То есть она продолжит много добывать, но не будет зарабатывать, потому что с их месторождений нужно довезти нефть на экспортные рынки, а это очень большие расходы.

Сегодня нефть стоит 120 долларов за баррель, а с дисконтом россияне продают по 85-90 долларов. Когда нефть в мире будет по 80 долларов, это будет означать, что россиянам придется продавать по 50, а для многих месторождений это уже ноль. Именно поэтому сейчас нужно увеличивать поставку нероссийской нефти на рынок».

Как будут поступать страны-члены ОПЕК

Здесь нужно понимать, что нефтедобывающим странам выгодна высокая цена, а чтобы цена была высокая им нужно координироваться с Россией. Поэтому внутри этой организации тоже все непросто, ведь они все конкурируют друг с другом, и все хотят зарабатывать больше. Они уже заявили, что будут обращать внимание на позицию России и ее интересы.

«Другое дело, что 120 долларов за нефть – это очень опасная для них ситуация. Сегодня они зарабатывают, но в стратегической перспективе они стимулируют альтернативные залежи нефти, более затратные, те же сланцевые технологии, нефтяные пески, которые есть в США и Канаде. То есть они стимулируют развитие той отрасли, которая потом будет с ними конкурировать.

Они также стимулируют альтернативную энергетику. Очень дорогой бензин – это стимул для электромобилей. Но главное, что снижается потребление. А нет потребления – нет прибыли. Поэтому я думаю, что они все равно будут увеличивать добычу, но следить за тем, чтобы цена драматически не упала».

Какие последствия ударов россиян по нефтебазам в Украине

Сергей Куюн считает, что это был довольно логичный шаг со стороны страны агрессора, поэтому рынок был готов к этому. «Я скажу, что ни на что это не повлияет. Топливо как поставляли, так и будут поставлять. Более того, в Украине нет никаких требований касательно хранения горючего или формирования запасов. Из-за того, что топливо достаточно дорогое и никто не хочет замораживать большие оборотные средства на этих запасах, их особо никто никогда не делал. Соответственно на тех базах, которые они разбомбили, не было особых запасов нефтепродуктов. Украинский рынок уже давно работает «с колес», у нас нет особых запасов. Поэтому их стратегия никак не повлияет на уничтожение этой инфраструктуры и оперативную поставку топлива».

Что должно сделать правительство для рынка горючего

«Главное, что сейчас нужно сделать – либерализовать этот рынок и создать максимальное количество трейдеров. Оказывается, что у нас есть очень серьезные ограничения по заезду наших машин в ту же Польшу или другие европейские страны. То есть один бензовоз может за два месяца заехать всего 3 раза в Польшу, а он может заезжать туда 10 раз, то есть это нормативное препятствие, которое нужно снимать».

Елена Морозова

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.