«НЛО» и кладбище техники: чем был известен самый крупный автопарк в Киеве и чей он сейчас

«НЛО» и кладбище техники: чем был известен самый крупный автопарк в Киеве и чей он сейчас

Автобусный парк №7 в Дарницком районе Киева был когда-то самым большим транспортным хабом страны. Сегодня здесь заброшенное кладбище городских автобусов, троллейбусов и спецтехники, а на землю автопарка уже положили глаз киевские застройщики. 

Информатор Деньги расскажет историю уникального сооружения, которое видно из космоса, и которое могло бы стать музеем пассажирского транспорта или крутым арт-объектом, но, скорее всего, уступит место очередному жилому комплексу.

Киевский городской автопарк №7 с вантовым кровельным покрытием был построен в 1973 году по проекту архитектора В. Зинкевича. В середине 1960-х годов под автопарк №7 выделили участок по адресу - Бориспольская, 15. Строительство уникального инженерного объекта продолжалось около восьми лет. Крыша автопарка напоминает летающую тарелку, а сам объект – типичный пример советской гигантомании и архитектурного эксперимента дизайнеров эпохи космонавтов.

«НЛО» и кладбище техники: чем был известен самый крупный автопарк в Киеве и чей он сейчас 1

Автобусный парк обслуживал рейсы, которые совершались в любую точку УССР и СССР, его автоколонны обслуживали и международные рейсы. На территории автопарка находится огромная крытая стоянка для автобусов, которая по своей форме напоминает манеж цирка. Рядом возвышается 9-этажный административный корпус. Диаметр стоянки – более 160 м. Когда-то она вмещала до 500 автобусов.

«НЛО» и кладбище техники: чем был известен самый крупный автопарк в Киеве и чей он сейчас 2

На самом предприятии работало около 1400 человек, в депо ежедневно обслуживалось 400 автобусов. В апреле 1986 года, когда произошла Чернобыльская катастрофа, около 70 автобусов депо привлекли к эвакуации людей из Припяти. По словам одного из бывших рабочих, некоторые машины так и не вернулись после того, как их бросили в Чернобыльской зоне отчуждения, потому что они приняли на себя слишком много радиации. Остальные вновь стали в строй после дезактивации.

С распадом Советского Союза начался упадок автопарка. Уже в 1990 году отменили обслуживание междугородных маршрутов, а в 2005 году – обслуживание городских маршрутов. А в 2015-м здание признали аварийным и закрыли.

Прогулка по АП №7

О том, что находится внутри этого уникального объекта, мы можем узнать из рассказов и фото блогеров. Конструкция гаража напоминает шатер и представляет собой центральную колонну-опору и стены по периметру окружности. Между стеной и колонной натянуто 186 сверхпрочных металлических тросов, на которых закреплены бетонные плиты, которые образуют крышу стоянки. В стенах расположены стеклянные трубки, через которые внутрь попадает солнечный свет. Также свет попадает через окна в куполе стоянки.

«НЛО» и кладбище техники: чем был известен самый крупный автопарк в Киеве и чей он сейчас 3

Огромное свободное пространство площадью около 20 тыс. кв. метров с одной единственной опорой по центру позволяло свободно маневрировать транспорту внутри этого помещения.

По соседству расположены СТО, мойка, малярный и ремонтные цеха с многочисленными въездами. В автопарке когда-то был даже свой цех для производства стекол под Икарусы.

Между гаражом и админкорпусом имелся подземный переход. Его задачей было организовать безопасное сообщение между объектами. Но спуск в переход отнимал лишнее время во время приемки машины, и водители просто игнорировали переход.

«НЛО» и кладбище техники: чем был известен самый крупный автопарк в Киеве и чей он сейчас 4

Брошенные автобусы из гаража – МАЗы, Вольво, Богданы, еще совсем недавно бегали по столичным улицам. Их состояние требовало ремонта, и они дальше могли бы служить людям, но кто-то решил, что им пришла пора умирать. Сегодня ни один автобус, стоящий в парке, не работает, а стоянка просто используется как большой транспортный "морг" КП «Київпастранс».

Кто и зачем гробит автопарк №7

В ноябре 2019 года комиссия Киевсовета по вопросам транспорта, связи и рекламы решила заняться проблемами автопарка и создала рабочую группу. Депутаты выяснили, что здание автопарка находится в аварийном состоянии, его помещения используются непонятно кем, территорию автопарка КП «Київпастранс» использует для хранения нерабочих автобусов и троллейбусов, большинство из которых официально «не списаны», а на земельный участок уже положили глаз застройщики. Но рабочая группа собралась всего один раз, а протокола этого собрания никто не вел.

«НЛО» и кладбище техники: чем был известен самый крупный автопарк в Киеве и чей он сейчас 5

Не обошлось и без громких скандалов. После инвентаризации объектов «Київпастранс» выяснилось, что часть помещений на непонятных основаниях в 2017-м и 2019 годах, была отчуждена в частную собственность. Известный столичный правозащитник и адвокат Александр Дядюк в сентябре 2020 года «поднял шум»,  и правоохранителям пришлось заняться этой незаконной приватизацией. Было открыто уголовное производство и данные внесены в ЕРДР. Выявленные Александром Дядюком факты о сокрытии профильным департаментом важных данных об этом объекте позволили сделать вывод о том, что, возможно, столичные власти намеренно «гробят» автобусный парк №7.

Но сами помещения автопарка никого не интересовали, главной целью махинаторов была земля. Ведь, получив в собственность определенное помещение, в дальнейшем можно претендовать на отведение участка под этим объектом, а потом – застроить эту землю. По данным Департамента транспортной инфраструктуры КГГА, общая площадь территории автопарка №7 составляет 83,1 тыс. кв.м. Поэтому не стоит удивляться, если  через лет 5-7 по ул. Бориспольская, 15 появится очередной жилищный комплекс или торгово-развлекательный центр.

Свое расследование провело издание КиевVласть. Журналисты направили запросы в Департамент транспортной инфраструктуры Киевской горгосадминистрации (КГГА), но ответы были пространные и без конкретики, что также подтвердило гипотезу о том, что чиновники намеренно скрывают от киевлян важные данные об этом объекте: общее состояние зданий, какие помещения переданы в аренду, кто их арендует и пр.

Но вот данные о транспорте, который свозило КП «Київпастранс» на территорию гаража, в департаменте рассекретили. По состоянию на 1 июня 2020 года там насчитывалось 915 единиц транспорта, который ждет списания: 693 автобуса, 160 троллейбусов и 62 единицы спецтехники.

Попытки реанимации

В 2018 году киевлянин Константин Морозов составил петицию к Киевскому городскому совету с просьбой превратить заброшенный парк в музей пассажирского транспорта. Но петиция не набрала голосов.

«НЛО» и кладбище техники: чем был известен самый крупный автопарк в Киеве и чей он сейчас 6

В мае 2021 чешская консалтинговая компания UGBN Development анонсировала проект Circle B15 на месте Автобусного парка №7 на Бориспольской, 15. В компании сказали, что рассматривают несколько вариантов использования сооружения, но не собираются строить там торговый центр или жилой комплекс. UGBN Development ожидала от «Київпастранс», на балансе которого находится объект, информации о состоянии сооружения. Компания предлагала выполнить техническое обследование в интересах инвесторов из Нидерландов. Но, на запрос The Village Україна, в «Київпастранс» прокомментировали, что в их полномочия поиск инвесторов не входит.

На масштабное сооружение эпохи советского модернизма не единожды обращали свое внимание столичные урбанисты, архитекторы и дизайнеры и отмечали, что внутреннее пространство можно свободно трансформировать в зависимости от задач проекта, программы мероприятия и сезона. И на территории автопарка действительно периодически проходили различные мероприятия. Южнокорейская музыкальная группа NCT U сняла в гараже №7 часть своего клипа на песню BOSS.

Фото: Павел Флореску
Фото: Павел Флореску

По прикидкам киевских культуртрегеров, сегодня в автопарке могла бы разместиться территория коммерческого спорта, которая охватит: каток, скейтпарк или роллердром, картинг с многоуровневыми трассами. Это идеальное место для научного музея, выставочного центра, концертной площадки под рейв-фестивали или публичные лекции. Шатер можно обустроить под ивент-площадку и использовать для фэшн-показов, презентаций, данс-вечеринок, художественных инсталляций или как автокинотеатр. Помещение, в конце концов, можно использовать под бизнес – разместить здесь склады,  логистический хаб или мебельный кластер.

Сейчас официально попасть в автопарк №7 невозможно. «Київпастранс» закрыл аварийное здание от посетителей. Но взглянуть на уникальное автотранспортное предприятие можно с высоты птичьего полета.

Киевлянин Сергей Мухлинин опубликовал видео Автобусного парка №7 по улице Бориспольской, которое снял с высоты.

Юлия Карч

Фото: Олег Тоцкий (tov_tob)

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.