Где в Украине появится первый платный автобан и что сделают с дорогами Днепра и области: план Кабмина

Где в Украине появится первый платный автобан и что сделают с дорогами Днепра и области: план Кабмина

В этом году могут объявить конкурс на строительство первой новой концессионной дороги.

15 февраля Верховная Рада поддержала законопроект, который позволит Украине быстрее отремонтировать дороги по всей стране. У законопроекта длинное название «Про внесення змін до Бюджетного кодексу України щодо врегулювання бюджетних відносин під час реалізації договорів, укладених в рамках державно-приватного партнерства, у тому числі концесійних договорів», но конкретные цели. Он про деньги и обязательства.

Что это значит

Начнем с определений. Проекты государственно-частного партнерства – это формат «оплаты частями» инвестору от государства, без платы за проезд по дороге. Так глава министерства инфраструктуры Александр Кубраков в июле прошлого года прокомментировал появление в Украине платных автобанов.

«В октябре 2020 года Министерство инфраструктуры, Укравтодор, Всемирный банк и Международная финансовая корпорация в Украине представили первую программу государственно-частного партнерства в дорожной отрасли, - написал тогда Кубраков. - Речь идет о 6 участках дорог общей протяженностью 1 500 км, которые были отобраны для потенциальных пилотных проектов государственно-частного партнерства:

  • Харьков - Днепр - Запорожье (M-29, M-04, M-18)
  • Борисполь - Полтава (М-03)
  • Херсон - Николаев (М-14)
  • Киев - Житомир - Ровно (М-06)
  • Ягодин – Ковель – Луцк (М-07, М-19)
  • Днепр - Кривой Рог — Николаев (M-04, H11)

В рамках этого проекта платы за проезд не будет. Вклады инвестора будут компенсироваться из государственных средств. То есть фактически речь идет о своеобразном формате оплаты частями, который в мире больше известен как «availability payments» или «плата за доступность»».

При такой форме договора, кроме выплат за работу от государства, инвестор получает долгосрочный контракт на содержание участка или целой дороги.

Концессия – это форма государственно-частного партнерства, когда государство на время действия договора передает частнику в управление свое имущество. А частник на этом зарабатывает. Тут важно понимать, что это не скрытая приватизация, а пользование государственным имуществом. Когда договор заканчивается, то объект возвращается государству или территориальной громаде. По этому принципу могут работать платные автобаны.

Договоры государственно-частного партнерства заключаются в среднем на срок от 5 до 50 лет.

Что дает законопроект

Он наводит порядок в расчетах. Самое главное:

- закон устанавливает «потолок» ежегодных выплат государства по таким договорам;

- деньги за эксплуатационную готовность автодорог будут идти из Государственного дорожного фонда;

- Бюджетный кодекс теперь «знает» о том, что государство может планировать расходы по таким договорам и в нем прописано, как это нужно делать;

- урегулирован порядок зачисления в бюджеты платежей, связанных с договорами государственно-частного партнерства.

Законопроект предполагает, что госбюджет может пополниться за счет:

- платы за использование дорог большегрузами массой 12 тонн и более;

- штрафов за перегруженные фуры.

По информации министерства инфраструктуры, в декабре прошлого года Укравтодор, Международная финансовая корпорация (IFC) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) подписали договор об услугах по подготовке проектов государственно-частного партнерства в дорожной отрасли. Согласно договору, первыми проектами будут два маршрута:

  • Харьков – Днепр – Запорожье (М-29, M-04, M-18)
  • Ягодин – Ковель – Луцк (М-07, М-19).

«Уже в этом году планируем объявить конкурс на строительство первой новой концессионной дороги – Краковец – Львов – Броды – Ровно», – рассказал министр инфраструктуры Александр Кубраков.

Ирина Логуш

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.