Как в Украине государство и бизнес зарабатывают на людях с инвалидностью: все «схемы»

Как в Украине государство и бизнес зарабатывают на людях с инвалидностью: все «схемы»

Около 5 млрд грн потратило государство на инвалидные коляски, протезы и другие средства для реабилитации людям с инвалидностью. Больше всех денег получили две фигуранта уголовных дел СБУ и Нацполиции. 

Какие коррупционные схемы наиболее популярны в сфере обеспечения людей с инвалидностью необходимым оборудованием  - выяснило НАПК. Подробнее - читайте в Информатор Деньги.

Электроскутеры людям, прикованным к койке

По данным Счетной палаты, в 2017 году двум людям с инвалидностью 1 группы, прикованным к койке, купили электроскутеры за 81,1 тыс. грн. А для того, чтобы купить детские трехколесные велосипеды людям от 20 до 77 лет, потратили 627,3 тыс. грн.

НАЗК относит это к злоупотреблениям при определении потребностей людей с инвалидностью.

По закону, решение о том, что именно нужно людям с инвалидностью для реабилитации, принимают:

  • медико-социальные экспертные комиссии
  • врачебно-консультативные комиссии государственных и коммунальных учреждений, а также клиники УкрНДИпротезирования
  • военно-врачебные комиссии

В отчете пишут, что члены МСЭК договорились с производителями средств для реабилитации и написали в индивидуальной программе для пациента то, что было выгодно предприятию, но не нужно человеку. По правилам процедуры, госбюджет компенсировал расходы на средства для реабилитации, которые не соответствовали потребностям людей с инвалидностью (например, велосипеды и электроскутеры).

Как в Украине государство и бизнес зарабатывают на людях с инвалидностью: все «схемы» 1

«Правильный» выбор поставщика протезов

Все мы наверняка сталкивались с ситуацией в больнице, когда врач настойчиво рекомендует вам купить именно это лекарство, которое не имеет аналогов по эффективности. При этом в кабинете висят календари и постеры фирмы - производителя чудодейственного медикамента.

Почти та же схема происходит и в отделе социальной защиты населения, куда люди с инвалидностью приносят документы, чтобы получить средства реабилитации. Сотрудники ОСЗН показывают им Перечень предприятий, где можно заказать оборудование, и рассказывают о способах получения. Обратившийся выбирает предприятие и делает заказ. А Фонд соцзащиты людей с инвалидностью компенсирует расходы.

Практика показала, что служебные лица Фонда за «откат» заключали договора на поставку протезно-ортопедических изделий с одним и тем же предприятием. А сотрудники ОСЗН намеренно лоббировали их интересы в разговоре с человеком с инвалидностью, чтобы тот заказал средство для реабилитации у этого поставщика - предварительно, не за «спасибо». Расследование продолжается.

Как в Украине государство и бизнес зарабатывают на людях с инвалидностью: все «схемы» 2

Хорошее оборудование за хорошую «благодарность»

После того, как пациент выбрал производителя средства для реабилитации, врач этого предприятия определяет, какое именно оборудование подойдет ему. Для этого пациент проходит специально разработанный тест. И здесь врачи нашли способ заработать лишнюю копейку.

НАЗК привело пример реального случая, когда медик попросил взятку у пациента за назначение высококачественного оборудования. И он получил ее в размере 200 долларов за отметку о высокой нагрузке на протез нижней конечности. Врача признали виновным в уголовном преступлении.

Кадровые вопросы всегда были и есть самыми «хлебными» для коррупционеров. Пример - назначение руководителей протезно-ортопедическими предприятиями. Для этого собирают конкурсную комиссию. Сотрудники Фонда и Минсоцполитики не могут быть ее членами, но могут влиять на решения.

Так, к директору Фонда соцстрахования обратился директор его областного отделения и попросил посодействовать в назначении его руководителем Одесского протезно-ортопедического предприятия. Возглавляющий Фонда понимал, что это не в его полномочиях, но использовал свои связи, чтобы комиссия приняла решение о назначении обратившегося к нему чиновника. За это он получил 318 тыс. грн. Директора Фонда признали виновным.

Как в Украине государство и бизнес зарабатывают на людях с инвалидностью: все «схемы» 3

Заинтересованность в собственном провале

Из-за конкуренции с частными структурами государственные предприятия не загружены равносильным количеством заказов на средства для реабилитации. Они также могут пострадать из-за неэффективного управления руководством, которое заинтересовано в прибыли конкурентов, ведь иногда они или члены их семьи являются собственниками коммерческих фирм.

Пример - Львовское экспериментальное предприятие средств передвижения и протезирования. По данным Западного офиса Госаудитслужбы, компания была убыточной в 2016-2017 годах. Причина заключается в том, что руководство не заключило договоры с Фондом на реализацию средств для реабилитация, которые изготовил завод.

Позже выяснилось, что и. о. директора был непосредственно связан с конкурентом – частным предприятием, которое копировало работу Львовского завода. Оно выпускало инвалидные коляски и протезы, а госструктура оставалась без заказов. Излишки продукции, скопившиеся на ней, привели к падению производительности до критических показателей.

Как в Украине государство и бизнес зарабатывают на людях с инвалидностью: все «схемы» 4

Трата государственного имущества

Известны случаи, когда руководство госпредприятий воспринимает бюджетные средства как свои. И тратят их на собственные нужды. Ответственности меньше, когда на должности управляющего - исполняющий обязанности директора, так как это позволяет ему работать без заключения контракта с государством.

Такая схема действовала в 2018-2020 годах, когда и. о. директора протезно-ортопедического предприятия назначили главного инженера. За несколько лет заводу перечислили около 34 млн грн за обеспечение людей с инвалидностью средствами для реабилитации. В ноябре 2020 года госпредприятие купило запчасти на машину Mitsubishi, которого нет у него на балансе. зато свидетели рассказали, что такой автомобиль есть у и. о. директора. Следом выяснились и другие факты растраты гос. имущества. Например, часть средств менеджмент распорядился отправить на отдельный филиал, а впоследствии присвоили их. Также некоторую сумму они положили на депозит в банк, а процентами пользовались лично. Расследование продолжается.

Как в Украине государство и бизнес зарабатывают на людях с инвалидностью: все «схемы» 5

Фирмы-«прокладки»

Распорядителем бюджета для финансирования средств для реабилитации является Минсоцполитики. Ведомство перечисляет деньги ФОнду соцстрахования, который в свою очередь оплачивает оборудование согласно заключенным договорам с предприятиями.

Так, Фонд получил 2 млн грн для оплаты протезов согласно договорам с компанией, и она выполнила условия. Но в процессе проверок выяснилось, что она заказала комплектующие у несуществующего предприятия для того, чтобы нарочно увеличить цену поставок.

Как в Украине государство и бизнес зарабатывают на людях с инвалидностью: все «схемы» 6

Импортные поставки

С учетом того, что поставки импортного товара обходятся государству дороже, чем отечественного, предприниматели и Фонд воспользовались этим. С 2016 по 2018 года частное предприятие заключила фиктивный договор с польской компанией на поставку инвалидных кресел в Украину. При этом они занижали фактурную стоимость оборудования для того, чтобы вносить меньше платежей в бюджет Украины. Сотрудники предприятия были в сговоре с Фондом. Схема заключалась в следующем.

Инвалидные кресла закупались у производителя и отправлялись на польское предприятие. Там документацию о происхождении меняли, и оборудование поставляли в Украину от имени иностранной структуры. К слову, совладелица польской фирмы была жена директора украинского предприятия.

Роль Фонда в этой схеме заключалась в том, что именно этому предприятию отдавали преимущество. За 2017-2018 года Фонд перечислил ему около 150 млн грн.

Как в Украине государство и бизнес зарабатывают на людях с инвалидностью: все «схемы» 7

«Мертвые души»

У Минсоцполитики есть база данных проблем с инвалидностью. На основании информации, которая там хранится, Фонд соцстрахования распределяет средства между предприятиями - поставщиками протезов. При этом он может только мониторить, но не обрабатывать входящие данные. Это создает пробел, которым пользуются некоторые коррумпированные чиновники в Минсоцполитики и предприниматели.

В 2017 году производитель средств для реабилитации увеличил сроки предоплаты, а Минсоцполитики распорядилось в договорах закрыть ее по окончании бюджетного года. Счетная палата выяснила, что в базу данных предприятие внесло информацию о сумме, которая не соответствует размеру заявленной предоплаты. Более того, ФИО некоторых людей с инвалидностью дублировались - из 99 человек на учете стояли лишь 47. Половине из них протезы выдали в прошлых годах. А Фонд «закрыл» на это глаза и практически не штрафовал предприятие.

Как в Украине государство и бизнес зарабатывают на людях с инвалидностью: все «схемы» 8

Кто главный?

Для того, чтобы предприятие вышло на рынок и смогло участвовать в гос. закупках, оно должно соответствовать Техническому регламенту. Несмотря на то, что обеспечение средств для инвалидности лежит на плечах у Минсоцполитики, некоторые полномочия дублирует и Гослекслужба. Она контролирует безопасность и функционал оборудования, которые способствуют реабилитации людей с инвалидностью. Таким образом после проверок фактически появляется два списка - перечень Минсоцполитики и реестр Гослекслужбы. Таким образом предприятиям сложнее выйти на рынок, если техническое состояние изделий контролирует сразу два органа на одном и том же уровне.

Необъяснимые решения

Прежде, чем предприятие получит разрешение поставлять оборудование за гос.бюджет, оно должно пройти Экспертную комиссию, которая определяет его соответствие квалификационным требованиям. Комиссия подчиняется Минсоцполитики и руководствуется отдельными Положениями. Но как показывает практика (и отчет НАЗК), некоторые решения комиссии необоснованны, а принятые решения не соответствуют Положениям.

Упомянули и о граничных ценах. Прежде, чем предприятие выйдет на рынок, его продукцию Минсоцполитики должно внести в распоряжение с присвоенным шифром. Чтобы компания не завышала цены, их граничный уровень устанавливает Рабочая группа. За два года они провели лишь 13 заседаний. В 2020 году уровень граничных цен не обновляли вообще. Отсутствие четкого механизма, по которому Рабочая группа собирается и определяет цены, может привести к необоснованным отказам предприятиям, долгим ожиданиям фирм перед выходом на рынок и давления извне.

София Елагина

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.