Фейк-приемы врача: что делать, если в личном кабинете Службы здоровья есть визиты, которых не было

Фейк-приемы врача: что делать, если в личном кабинете Службы здоровья есть визиты, которых не было

Что бы вы подумали, увидев в электронной медицинской карточке своего ребенка записи о визитах к врачам, которых не было? А если эти врачи - фтизиатр и психиатр? Звучит очень неприятно. Но, как оказалось, такое возможно. Информатор решил разобраться, почему так бывает, кто в этом виноват и что делать, если вы или ваш ребенок стали фейковым пациентом.

Что случилось

Жительница Днепра Анастасия Кулакова привилась от COVID-19 в июне. Но сертификат ей понадобился только сейчас, когда Днепропетровская область попала в красную зону и для посещения некоторых магазинов он стал необходим. Подтянуть сертификат через «Дію» не вышло, и женщина вошла в систему HELSI, чтобы получить документ о прививке удаленно и не ехать к семейному врачу.

Каково же было удивление Анастасии, когда она увидела, что ее девятилетний сын без ведома родителей и в период, когда его физически не было в городе, был на приеме у психиатра, а также пять раз у фтизиатра. Судя по статусу в HELSI, приемы были результативными.

«После того, как я написала об этой истории в Facebook, моя подруга, проверив свои электронные медицинские документы, увидела, что по бумагам 9 раз была на фейковом приеме у гинеколога. При этом некоторые приемы происходили несколько раз за один день. Интересно также, что моего сына фтизиатр «принимала» 5 дней подряд, в феврале 2021 года по утрам, когда ребенок находился в школе, о чем есть отметки в классном журнале, - говорит Анастасия Кулакова, - Но больше всего меня возмутило то, что психиатр «принимала» моего ребенка, когда его физически не было в городе, он отдыхал в спортивном лагере».

Мать «пациента» попыталась узнать, что происходит, позвонив по телефонам, указанным в HELSI, но они были отключены, как и телефоны больниц, указанные на их сайтах. Затем Анастасия Кулакова позвонила на горячую линию НСЗУ по телефону 16-77. По ее словам, там ей ответили, что приняли жалобу в работу. Через несколько часов, когда женщина зашла в систему HELSI, она не нашла там вообще никаких данных своего сына.

«Я вижу, что был нарушен целый ряд законов. Прежде всего, были незаконно использованы персональные данные моего малолетнего сына. Это нанесло мне физическую и моральную травму: у меня сильно поднялось давление от информации о том, что мой ребенок, хоть и виртуально, был у психиатра. Все это не добавило мне здоровья, - говорит Анастасия Кулакова, - Я понимаю, что это происходит ради дерибана бюджетных средств. И не исключаю, что мы имеем дело с преступной схемой».

Кто виноват

Как пояснила директорка Департамента коммуникаций НСЗУ Лилия Гудзь, данные в медицинскую электронную систему и карточку пациента вносит и подписывает своей электронной подписью врач: либо семейный доктор, либо узкий специалист «вторички». Именно врач несет ответственность за корректность этих записей. На основании этих данных НСЗУ оплачивает работу медиков. При этом к гинекологу, фтизиатру и психиатру направление семейного врача не нужно: пациент может обратиться к ним самостоятельно. Так или иначе, специалисты НСЗУ не могут создавать или изменять такие записи. Специалисты НСЗУ проверяют внесенные врачами данные только с технической точки зрения. И если одна женщина дважды в год родила или на прием «пришел» умерший пациент, такие медицинские услуги не будут оплачены.

«В системе могут быть ошибочные или даже фейковые записи, внесенные врачами. К нам обращаются люди, которые видят в своих личных кабинетах записи о визитах к врачам, которых на самом деле не было. Мы понимаем, что это проблема. Мы не можем вмешиваться в записи и определять, какая из них настоящая, а какая фейковая. Мы можем только реагировать на обращения пациентов. Чтобы делать это более эффективно, в ближайшее время в каждой больнице будет создана должность медицинского администратора. Назначать на эту должность будет главврач. Медицинский администратор будет иметь полномочия верифицировать данные и удалять фейковые записи», - сказала Лилия Гудзь.

Что касается исчезновения данных в HELSI, директорка Департамента коммуникаций отметила, что эта медицинская система – предприятие, которое не входит в состав НСЗУ и не подчиняется Службе здоровья.

Что делать

Лилия Гудзь дала следующие рекомендации людям, которые столкнулись с фейковыми записями в своих электронных медицинских документах.

  1.       Написать заявление на имя главврача той больницы, которые якобы осуществляли прием, с просьбой убрать из системы недостоверные записи. Это обращение должно быть в письменном виде.
  2.       Если фейковые записи не были удалены, напишите жалобу в НСЗУ, воспользовавшись специальной формой на официальном сайте.
  3.       Обратиться с заявлением в полицию.

Ольга Палий

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.