Сколько украли на строительстве Подольского моста в Киеве, и кто может быть замешан

Сколько украли на строительстве Подольского моста в Киеве, и кто может быть замешан

Правоохранители подозревает, что на строительстве мостового перехода могли украсть миллионы гривен, но бюджетная организация и ее подрядчик продолжают осваивать бюджетные деньги.  

Киевская городская прокуратура сообщила о подозрениях первому заместителю руководителя КП «Дирекція з будівництва шляхово-транспортних споруд м. Києва», руководителю генподрядчика и двум руководителям подрядных организаций о возможном воровстве и служебной халатности при строительстве Подольского моста. Об этом сообщает пресс-служба Киевской городской прокуратуры.

По данным следствия, в апреле 2017 года был подписан договор о достройке моста. В ноябре 2019 года генподрядчик привлек на субподряд компании якобы для использования машин и персонала. В течение прошлого года за выполнение этих работ из бюджета перечислили около 148 млн грн. Но судебная экспертиза показала, что подтвердить выполнение заказа невозможно.

Также, в течение августа-ноября 2020 года были подписаны акты выполненных работ по антикоррозийной защите несущих конструкций моста. Но эксперты выяснили, что в документах суммы завышены на 1,8 млн грн. Всего вероятная сумма ущерба составили 150 млн грн.

В прокуратуре напомнили, что в августе этого года руководителю КП и генподрядчику было сообщено о подозрении из-за завышения стоимости покраски плит моста на сумму более 4,5 млн грн. Досудебное расследование в уголовном производстве продолжается.

Что за история с мостом

Подольский мостовой переход — это сложная конструкция мостов и эстакад, которые должны соединить правобережный Подол через Труханов остров и Русановские сады с левобережной Воскресенкой. Шесть автомобильных полос и новая линия метро должны облегчить сообщение между левым и правым берегами. Но уже 15 лет Подольский мостовой переход — это долгострой, работы на котором постоянно замораживают. Об этом сказано в расследовании журналистов Bihus.info.

В 2016 в мэрии Киева заявили о намерении достроить переход - за пять лет и 6 млрд грн. По данным аудиторов, смета все время увеличивалась. Если в 2004 году длина моста должна была составлять 7,04 км, а стоимость – 5,06 млрд грн, то в сентябре 2012 году, согласно распоряжению КГГА, смета выросла до 6,5 млрд грн. Но уже в декабре того же года, согласно новой проектно-сметной документации, длина моста составила (со съездами) 10,17 км, а затраты на строительство – 7,6 млрд грн. Тогда мост обещали построить за девять лет. В июне 2016 году Киевской администрацией был снова переутвержден проект, и при той же длине перехода смета была 11,3 млрд грн, а время строительства – четыре года, то есть до IV квартала 2020 года.

Официально все началось с торгов и подписанного договора. Найти информацию о первоначальном тендере невозможно. Журналисты Bihus.info объясняют это тем, что торги были объявлены до того, как 1 августа 2016 года все конкурсы должны были проходить по системе Prozorro.

Мы нашли информацию, по которой генподрядчик – фирма «ЕКО-БУД-ТРЕЙД» в июле 2017 года получила дополнительно 444,5 млн грн. Эти деньги должны были пойти на строительство левоповоротного съезда с моста и укрепление временных опор. В течение 2017 года таких договоров было три, и в 2019-м и 2020-м годах по ним перечислили 4,115 млрд. грн. Об этом сказано в уголовном производстве №12019000000000425 от 14 мая 2019 года.

По версии следствия, «ЕКО-БУД-ТРЕЙД» каким-то чудом выиграла торги, так как необходимого опыта для строительства такого масштаба у нее не было, а уставной фонд был всего тысяча гривен.

Но фирма сама ничего не строила и не строит, а только закупает материалы и перенаправляет деньги на другие компании. У нее на субподряде работали:

  1. «Завод «Кузня на Рибальському» (с 2018-м предприятие от Петра Порошенко перешло Сергею Тигипко);
  2. «Україно-європейська будівельна група»;
  3. «Будівельна компанія «Адамант»;
  4. «Спецпідземінжбуд»;
  5. «Стар Груп ЛТД»;
  6. «Гранд Тесла».

Эти субподрядчики также не сами занимались строительством, а нанимали другие компании. В Национальной полиции считают, что эта «матрешка» была сложно организована и ее главная ее задача – это завышение стоимости работ.

Как показала аудиторская проверка, с начала 2017 года по конец 2018-го «Завод Кузня на Рибальському» завысил стоимость металлоконструкций на 20,3 млн грн, а это привело к завышению стоимости технадзора на 508 тыс. 455,15 грн. Но правоохранители «копают» дальше и считают, что эти суммы еще не окончательные. Суд продлил досудебное расследование до 14 ноября этого года.

Что за фирма-генподрядчик

По информации аналитической платформы YouControl, компанию «ЕКО-БУД-ТРЕЙД» зарегистрировали больше шести лет назад в Киеве. Ее уставной капитал был тысяча гривен, а в 2017 году увеличился до 7 млн грн. Судя по всему, компанию просто купили и журналисты сохранили сообщение о продаже.

Сейчас ее директором зарегистрирован Виталий Фастовец, а учредителями являются жители столицы Виталий Половко и Валерий Мищенко. С новыми владельцами фирме стало везти на конкурсах по строительству за бюджетные деньги. По данным Prozorro, в 2017-м и 2020 годах фирма подписала договоров на 1 млрд 512 млн грн.

В октябре прошлого года Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) открыло свое уголовное производство. Дело в том, что в 2020 году во время обыска в офисе «смотрящего за Киевом» Дениса Комарницкого изъяли флешку с данными о «распределении» бюджетных денег на подконтрольные компании. После этого стало известно, что компания сестры народного депутата от «Слуг народа» Юлии Тищенко «Експрес-К» должна была строить одну из транспортных развязок с моста.

Теперь НАБУ подозревает заместителя Кличко Вячеслава Непопа, бывшего директора «Дирекції будівництва шляхово-транспортних споруд» Романа Лисневского и «смотрящего» Дениса Комарницкого в организации фиктивного тендера.

Несмотря на такую неоднозначную репутацию, в прошлом году «ЕКО-БУД-ТРЕЙД» подучила подряд на строительство части кольцевой дороги Киева. По договору с КП «Дирекція будівництва шляхово-транспортних споруд м. Києва» компания без конкурса получила подряд на 359,1 млн грн.

Ирина Логуш

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.