В Кривом Роге СБУ вскрыло коррупционную схему при покупке троллейбусов: кого подозревают

В Кривом Роге СБУ вскрыло коррупционную схему при покупке троллейбусов: кого подозревают

СБУ разоблачила в Кривом Роге махинации на лизинговой схеме. На разворовывании денег при закупке коммунального транспорта попался директор коммунального предприятия. 

Масштабную коррупционную схему в Днепропетровской области организовал руководитель одного из коммунальных предприятий Кривого Рога. Чиновник, в обход тендерных процедур, закупил для города автобусы и троллейбусы по цене почти вдвое выше отпускных цен завода-изготовителя. К этой схеме в качестве сообщников он привлек знакомую коммерческую структуру.

Как следует из пресс-релиза Службы безопасности Украины, сотрудники Криворожской центральной окружной прокуратуры пришли с обыском к директору коммунального предприятия. Во время следственных действий правоохранители обнаружили документацию, подтверждающую факты противоправной деятельности.

В Кривом Роге СБУ вскрыло коррупционную схему при покупке троллейбусов: кого подозревают 1

Как установило следствие, общественный транспорт закупило не коммунальное предприятие, а фирма-посредник. Таким образом, коммунальщики смогли использовать приобретенный городской транспорт на условиях лизинга. СБУ инициировала проверку и провела судебно-экономической экспертизу. Лизинговые махинации нанесли территориальной общине был материальный ущерб на сумму 7,3 млн грн.

Согласно данным аналитической платформы YouControl, директором КП «МІСЬКИЙ ТРОЛЕЙБУС» с 2007 года и по сегодняшний день числится Александр Приходько.

Схема лизинга на службе криворожских чиновников

Схемы лизинговых процедур давно и успешно работают в Кривом Роге.

Пилотным проектом стало в 2016 году КП «Сансервіс», которое приобрело в лизинг 16 единиц техники: 9 дорожных машин с навесным оборудованием, 2 автогрейдера и 5 снегопогрузчиков.

Общая стоимость закупки перевалила за 107 миллионов. Переплата на комиссионных составила 17,5 миллионов гривен.

Тогда же технику в лизинг взял и «Кривбассводоканал». Каналопромывочная машина и два экскаватора-погрузчика обошлись налогоплательщикам в сумму порядка 20 миллионов гривен. Комиссионные лизинговой компании составили 3,8 миллиона, а это порядка 23% от сделки. Чиновники Департамента развития инфраструктуры очень гордились этим приобретением. А сегодня директор ДРИМ Иван Карый получил уже два подозрения от правоохранителей. Одно по ч. 2 ст. 367 УК Украины (служебная халатность) за махинации с бюджетными деньгами на миллионных подрядах по уборке городских кладбищ, а второе – по ст. 191 Уголовного кодекса Украины (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением) за оплату невыполненных работ по уборке улиц. Как сообщают криворожские журналисты, это еще не предел и по результатам недавнего аудита чиновника ждут еще «сюрпризы» от правоохранителей.

Как показывают данные реестров, услугами посреднической лизинговой компании из Одессы воспользовались преимущественно криворожские коммунальные предприятия. Конкурентами на тендерах стали предприятия также родом из Восточной Пальмиры.

Интересно, что коммунальная техника, приобретаемая за средства бюджета, очень часто затем оказывается в аренде и собственности частных предприятий, которым криворожские чиновники отдают подряды на уборку и обслуживание городской инфраструктуры.

Еще одну лизинговую схему по-тихому провернуло предприятие, которое обслуживает чиновников городского совета. КП Автобаза №1 в 2018 году заключило шесть соглашений с оффшорной компанией «ОТП Лизинг» об услугах в сфере финансового лизинга на общую сумму 3,87 млн. грн. Заказчик договоров не опубликовал. В отчете о заключении договора срок выполнения соглашения с 26 января 2018 по 25 января 2023 года. В СМИ предположили, что речь идет о легковых автомобилях, потому что «Автобаза №1» предоставляет горсовету Кривого Рога услуги такси с водителем.

Но если до Автобазы №1, Сансервиса и Водоканала у аудиторов и правоохранителей пока руки не дошли, то вот директора транспортного КП, как говорится, взяли «на горячем». В 2018 году КП Міський тролейбус» взял в лизинг 8 троллейбусов и 3 автобуса на общую сумму 60 млн. грн. Транспорт для Кривого Рога закупал финансовый посредник Приватбанк, который из городского бюджета за 32 месяца получил себе более 10 млн. грн. лизинговых процентов.

Сумма процентов и комиссионных выплат составила для Кривого Рога 16%, в то время как, например, в Житомире процентная ставка на подобной сделке составила всего 4%. Получается, что криворожане, если бы власти не переплачивали, смогли бы получить еще несколько новых единицы техники. Эту схему еще в марте 2018 года полностью описали экс-депутаты горсовета Людмила Бурман и Антон Петрухин. Они же предупреждали о возможных рисках коллег в сессионном зале, когда те голосовали за выделение денег под эту непрозрачную сделку.

В Кривом Роге СБУ вскрыло коррупционную схему при покупке троллейбусов: кого подозревают 2

В Кривом Роге СБУ вскрыло коррупционную схему при покупке троллейбусов: кого подозревают 3

Сегодняшние проверки вывели транспортного чиновника и его подельников на чистую воду. Теперь его будут судить по статье за служебную халатность.

Фишка лизинговой процедуры в том, что посредническая финансовая компания сама покупает необходимое клиенту имущество и передает его во временное владение и пользование заказчику на условиях договора лизинга. Это позволяет, с одной стороны, сэкономить деньги, как бы растянув покупку во времени, но с другой – заказчик переплачивает по процентам. От кредита лизинг отличается тем, что при кредите в пользование передаются денежные средства, а при лизинге – уже конкретное имущество.

Механизм финансового лизинга применяется в случае отсутствия необходимых оборотных средств и в населенных пунктах со скромными бюджетами лизинговые операции позволяют решить отдельные коммунальные нужды. Но в 2018 году доходная часть бюджета Кривого Рога превышала 7 млрд. грн., а бюджет города был сбалансирован, и ничто не мешало покупать транспорт непосредственно у производителя.

Но есть один нюанс – процедура покупки транспорта в лизинг позволяет обойти условие проведения открытых тендеров, заказчик пользуется услугами посредника, а не покупает напрямую. Вот тогда и открывается прекрасная возможность завести на торги «заинтересованные» компании.

Юлия Карч

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.