80% людей не задействованы: экс-глава Госкосмоса Украины рассказал о проблемах «Южмаша» и КБ «Южное»

80% людей не задействованы: экс-глава Госкосмоса Украины рассказал о проблемах «Южмаша» и КБ «Южное»

26 сентября вышло интервью экс-главы Госкосмоса Украины Владимира Усова. О проблемах и приоритетах космической отрасли Украины читайте в Информатор Деньги.

Почему украинская космическая промышленность идет к упадку

Владимир Усов – до недавних пор директор Государственного аэрокосмического агентства Украины, а сейчас директор украинско-американской компании «Kurs Orbital» рассказал следующее:

«Мне кажется, если такими темпами двигаться дальше, то окно возможностей, которое было у украинского космоса год-полтора назад, уже почти закрыто и очень быстро закрывается. Времени очень мало. Если не действовать супербыстро, то даже иметь небольшую современную космическую индустрию в Украине – такой шанс мы можем потерять.

На сегодняшний день несмотря на то, что принят закон, позволяющий работать частным космическим компаниям, космическая индустрия сосредоточена полностью в руках государства. Это около 20 предприятий, находящихся в разном экономическим состоянии. Из них есть флагманы – днепровские КБ «Южное» и «Южмаш», харьковские «Коммунар» и «Хартрон». Государственное космическое агентство фактически управляет этими предприятиями.

Экономические показатели из года в год становятся все хуже. Внутренний спрос на инновации и разработку космической продукции государство не создает (не дает заказы). С другой стороны, госпредприятия не имеют инструментов и возможностей привлекать международные инвестиции и получать дополнительные ресурсы благодаря инвестициям. Каждый год копятся долги и по зарплате, и по хозяйственной деятельности. И нет выхода из этой ситуации. На КБ «Южное» и «Южмаше» работают примерно по 5 тыс. человек, еще более 5 тысяч – на других предприятиях космической индустрии. Почти 80% людей на двух главных предприятиях в Днепре сейчас практически не задействованы в тех проектах.

Кто говорит, что нужно «возродить украинский космос», это пиар и профанация. КБ «Южное» и «Южмаш» создавались в СССР под конкретные задачи – содействовать уничтожению США. На это вбрасывались огромные ресурсы. «Южмаш» в советское время за год производил больше сотни ракет. Сегодня это почти объем всего мирового рынка.

Конечно, у Украины сейчас нет таких возможностей и целей. Поэтому предприятия должны быть обновлены, перестроены и адаптированы на существующий рынок. И, конечно, КБ «Южное» не может быть конструкторским бюро, где работают 5 тыс. человек. Это самое большое КБ в мире, в стране, которая почти ничего сейчас не конструирует и не производит для космоса.

Нужно провести кардинальные реформы. Если этого не сделать – будем иметь музей работы КБ «Южное» и «Южмаша», – утверждает экс-директор Государственного космического агентства Украины Владимир Усов.

При этом, по мнению Владимира Усова, нужно дать возможность частным компаниям тоже принимать участие в космической программе в Украине и конкурировать с государственными.

Международные проекты с участием Украины

Сегодня фактически космическая отрасль держится на нескольких международных проектах для Украины. Это проект «Antares» с США, в рамках которого «Южмаш» производит баки для первой ступени ракет, а двигатели поставляет РФ. Но проект уже на завершающей стадии.

Antares способен вывести на орбиту груз до 8 тонн
Antares способен вывести на орбиту груз до 8 тонн

Также это проект с европейской компанией Avio – это разработчик ракеты Vega, которую использует Европейское космическое агентство. Для Vega в Украине устанавливают двигатель верхней ступени. Но сотрудничество с КБ «Южное» уже должно было завершиться, но задержка в разработке собственного двигателя европейцами дала возможность получить дополнительный контракт на несколько лет. Этот проект уже тоже идет к финишу для Украины.

Vega способна вывести на орбиту до 2 тонн полезного груза
Vega способна вывести на орбиту до 2 тонн полезного груза

«Если мы не получим возможность принимать участие в каких-то серьезных международных проектах или реформированным предприятиям привлекать инвестиции, то даже имеющихся проектов не останется», – говорит Владимир Усов.

Украинские спутники никому не нужны в мире

«Если мы говорим об индустрии спутниковых систем, Украина очень отстала от конкурентов. Что касается космических аппаратов, спутников, а особенно дистанционного зондирования земли, мы уже на 10 лет отстали от конкурентов. Запуск спутника «Січ 2-1» важен, но это скорее демонстрационная миссия, потому что должно быть новое поколение людей, которое умеет работать с данными спутников, управлять ими и интерпретровать данные», – считает экс-руководитель госпредприятия.

80% людей не задействованы: экс-глава Госкосмоса Украины рассказал о проблемах «Южмаша» и КБ «Южное» 3

Спутник «Січ 2-30» (раньше «Січ 2-1») собрало КБ «Южное», работы над ним велись с 2015 года, а запустить его в космос в конце года должна компания SpaceX. Если для военных нужны спутники с разрешение 0,3-0,5 метра на пиксель, а у нас 8-10 метров на пиксель – это не то, что нам нужно. То есть для этих целей нужно покупать спутник (за границей). «Січ 2-30» имеет разрешение 8 метров на пиксель.

80% людей не задействованы: экс-глава Госкосмоса Украины рассказал о проблемах «Южмаша» и КБ «Южное» 4

Похожая ситуация была со спутником связи «Лыбедь», который хотели запустить еще в 2011 году. За это время технологии устарели и не являются конкурентоспособными. По мнению Владимира Усова, коммерческая польза от таких проектов весьма сомнительна. И подобные устаревшие спутники у Украины не будет никто покупать. Но нужно вкладывать деньги в новейшие технологии космической программы с целью укрепления государственной безопасности.

Если говорить о независимом космосе, то единственно как Украина может его реализовать – через систему воздушного старта (когда небольшие ракеты выводятся в космос с самолета-носителя в воздухе). Таким образом можно будет и выводить на околоземную орбиту собственные спутники. По мнению Владимира Усова, на этом должна базироваться стратегия украинского независимого доступа в космос. Для этого можно применять самолеты Ил-76, АН-178, Boeing C-17, Airbus A400M.

Где власти могли бы помочь «Южмашу»

Если говорить о ракетах среднего класса, то ракета, способная вывести на орбиту полезный груз до 5 тонн, могла бы иметь спрос. Но это очень сложно из-за конкуренции с основными мировыми игроками. Если говорить об Ariane Space – основной компании, занимающейся всеми пусками ракет у европейских клиентов, то для своего пуска они до сих пор используют ракету «Союз» в своей линейке как ракету среднего класса. Это могла бы быть ниша, где Украина с новым классом ракеты «Зенит» для 4-5 тонн полезного груза (этот проект есть на «Южмаше») могла бы заменить ракету «Союз». По мнению Владимира Усова, это скорее политический, а не экономический вопрос, и очень сложно в нем продвинуться.

Американская программа освоения космоса – возможность для Украины

На сегодняшний день Украина не является членом каких-то серьезных международных космических объединений. Поэтому для нее крайне важно участие в проекте «Артемида» (главный проект на следующие 10 лет), которые предусматривает высадку человека на Луне и на Марсе и освоение Солнечной системы. Этот проект инициировала NASA, а присоединилсь к нему основные партнеры США (9 стран), в т.ч. Украина. Это важно, т.к. Украина теперь себя идентифицирует как часть самой большой космической коалиции в истории человечества.

Сегодня у Украины благодаря этой программе есть платформа, которую можно использовать для партнерства не только с США, а со всеми членами коалиции по «Артемиде» (Великобритания, Франция, Австралия и другие). Но нужно в рамках этой платформы переходить из концептуальных вещей к реальным. Ждать, что просто так кто-то Украине будет поручать проекты и давать за них деньги – такого не будет.

Сегодня нужно понять, что Украина может сделать для космических проектов этой коалиции, какие страны могут стать ее приоритетными партнерами. По мнению Владимира Усова, здесь нужно предлагать лунные технологии для посадки комплексов и развития инфраструктуры. Подобные разработки есть у КБ «Южное» в Днепре. При этом нужно сотрудничать не только с государствами, но и с частными компаниями. 80% всех контрактов выполняют частные компании.

По мнению Владимира Усова, одно из направлений, где Украина может проявить себя в рамках этой программы – это орбитальное обслуживание спутников. Это следующий этап, который охватывает от процессов пуска и возвращения ракет до развития горизонтальной жизнедеятельности на орбите. Эта ниша начинает быстро заполняться американскими и европейскими частными компаниями. Важно, чтобы и Украина принимала в таком участие. Спрос от государства должен быть.

«Одна из причин, почему Украину не берут в европейское объединение космоса – они знают, что Украина хочет туда вступить, чтобы получать деньги и заказы. Должен быть другой подход – что Украина уже сегодня может сделать для тех программ, которые являются основными приоритетами космического агентства. Сначала должен быть ваш вклад в общее дело, а потом уже сможете что-то получить. А приходить и просто предлагать произвести ракеты и двигатели дешевле – это не тот подход, который приблизит к европейскому объединению», – такие рассуждения высказывает космический предприниматель.

Дмитрий Чернышев

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.