Под Днепром собираются добывать уран: чем это опасно для людей и природы

Под Днепром собираются добывать уран: чем это опасно для людей и природы

9 сентября в медиацентре Информатор председатель ОФ «Экопатруль» Татьяна Лампика рассказала, чем грозит добыча урана в Днепропетровской области, какая компания будет этим заниматься, на каком сейчас этапе процесс и как этому можно противостоять.

Какие негативные последствия несет добыча урана

В районе Пятихаток и между селами Николаевка и Сурско-Литовское планируется начать добычу урана. В первую очередь, как утверждает Татьяна Лампика, глава общественного формирования «Экопатруль», это несет угрозу загрязнения водоемов.

«Поскольку это добыча выщелачиванием, то будет использоваться кислота. За счет того, что это происходит на уровне грунтовых вод, мы имеем угрозу загрязнения вод. Также невозможно установить, на каком расстоянии от источника будут загрязнены водоемы». По словам эколога, здесь нужно обращать внимание на опыт стран, которые используют этот вид добычи. «Такие экономически развитые страны, как США и Канада, находятся в замешательстве от последствий такой добычи. Сейчас в США будут собирать отдельную комиссию для того, чтобы разработать совсем иные способы добычи урана, потому что после этой добычи вообще ничего не остается: воды загрязнены, и пользоваться водой в питьевых или хозяйственных целях запрещено».

Есть ли смысл добывать уран в новом районе

«Как экологи мы всегда спрашиваем, а есть ли целесообразность? Например, у нас есть те природные ископаемые, которые вообще нецелесообразно добывать, потому что их немного, и они служат для земной коры для определенных условий.

У нас уже добывают уран на территории государственного предприятия в Желтых Водах. Это более безопасный метод добычи. А вообще целесообразность добычи урана именно в этом месторождении под вопросом. Будет ли та экономическая прибыль, которую получает частное предприятие, перекрывать те затраты, которые должны быть направлены на то, чтобы восстановить эти природные ресурсы до первичного состояния?

Таким образом, убытков для экологического состояния будет намного больше, чем те деньги, которые получит определенный человек».

Какая компания планирует начать добычу урана

«На сайте Министерства выложено две процедуры: одна процедура с конечным номером 037, а вторая – 038. Это две процедуры, которые начало ООО «Атомные энергетические системы Украины». Две процедуры – это две плоскости. Так, процедура 037 – это ОТГ, которые находятся в районе Божедаровской ОТГ (ближе к Пятихаткам), а процедура 038 – ближе к нам, к Сурско-Литовску, то есть это Николаевка и Солонянский район, – рассказывает Татьяна Лампика.

Теперь что касается того, кто занимается добычей. Как оказалось, не только в нашем районе эта компания проводит подобные вещи. Есть компания «BGV Group Management», на сайте которой вы можете найти как эту добычу, так и добычу на территории Одессы, Николаевской и Житомирской областей. Там не только уран, но и большое количество того, что они предлагают добывать. Все эти ископаемые находятся в небольшом количестве на территории Украины».

На каком сейчас этапе находится процесс

Компания говорит, что пока нет никакой добычи урана, а только исследования. В своем отчете об оценке влияния на окружающую среду она раскрывает суть того, что будет делаться. Однако это проводится только для того, чтобы ей разрешили провести геологические исследования.

«Первая процедура разрешает им пробурить 70 скважин, и выяснить, в каком состоянии этот уран. Многие утверждают, что он молодой и пока нецелесообразно его добывать в принципе. Также есть вопрос касательно экономической составляющей, потому что тело урана может уменьшаться за счет того, что есть какие-то изменения в геологии (последние исследования были в 70-х годах, поэтому могло что-то поменяться).

Тем не менее, все равно все очень переживают. Ведь если мы говорим о людях, которые имеют определенное финансовое состояние, то их потом ничего не остановит. Если им скажут, что оно там есть и на нем можно заработать деньги, то мы уже их не остановим. Селяне, фермеры, депутаты и все, кто живут на тех участках, категорически против, потому что они могут потерять свои паи.

Если мы говорим о возможностях нашего законодательства, то в связи с тем, что был принят закон о рынке земли, предприятия или собственники, которые будут иметь специальное разрешение на использование недр, будут иметь приоритет, то есть они в первую очередь могут купить землю, и просто возместить эти паи людям. Люди, у которых есть эти паи, в принципе, права слова не имеют и играют второстепенную роль. Тут не нужно надеяться на то, что мы собственники и говорим «нет». В данном случае это может не сработать. Поэтому нужно всем объединиться и не дать этому случиться».

Что беспокоит экологов в отчете компании

По словам Татьяны Лампики, у нее уже есть 39 замечаний к процедуре 037. «В своем отчете компания прописывает саму процедуру на уровне разработки геологических исследований. Больше всего меня беспокоят «хвосты». Они говорят о том, что восстановление будет происходить почти сразу, т.е. земля вытягивается, потом проходит 7-8 дней, и ее обратно закладывают. А то, что они не будут использовать, они повезут на Желтые Воды. И у меня возникает вопрос: разве жителям Желтых Вод не хватает тех отходов, которые у них есть?

Во-вторых, каким образом будут ликвидированы сооружения и строительные материалы? На месте будет огромное количество материалов, которые будут непригодны для использования, и которые могут фонить, то есть они будут радиоактивными. Куда их вывезут – непонятно.

Третий вопрос касается остатков серной кислоты, которая будет использоваться при добыче урана, ведь процесс выщелачивания они уже не остановят. У нас в земле всегда есть тяжелые металлы, и тот же уран как химический элемент, он безопасный. Однако этот метод выщелачивания дает возможность за счет кислоты, чтобы все эти металлы изменили свое состояние и начали «мигрировать», то есть куда вода их понесет, туда они и поплывут. Остатки кислоты останутся на глубине и также начнут мигрировать».

Почему может пострадать подземное озеро 

В отчете компании пишется, что восстановление земли будет происходить за счет воды. То есть землю будут заливать водой, таким образом промывая ее. «Но нужно понимать, что промыть – не означает, что оно выйдет оттуда, т.е. оно промоется и попадет в подземные реки. И где оно будет находиться потом – непонятно, – говорит эколог.

Люди утверждают, что там есть подземное озеро, которое с советских времен считается стратегическим запасом. Если водохранилища, которые есть возле Днепра, каким-то образом выйдут, или вода будет заражена, то это природное подводное озеро должно каким-то образом помочь нам выжить в этот период. Это озеро находится очень близко к объекту добычи, поэтому есть угроза, что эта вода тоже будет загрязнена.

Отдельный вопрос – это природно-заповедный фонд. В районе Божедаровки, где будет происходить добыча и переработка, есть балка, которая на сегодняшний день является частью природно-заповедного фонда. Почему-то в отчете пишется, что там нет фонда. Поэтому мы отдельно отправили письмо в департамент, чтобы он нам сказал, относятся эти участки к фонду или нет. Более того, мы нашли письма департамента, которые говорят этой организации, что там есть природно-заповедный фонд. Тогда возникает уголовная ответственность у разработчиков отчета, потому что они указали недостоверную информацию».

Что можно сделать, чтобы предотвратить добычу урана

«Я бы хотела обратиться ко всем, кто ответственно относится к этому вопросу. У нас в Телеграмм-канале и на странице в Фейсбуке есть отдельные посты, которые посвящены именно этой процедуре. Там есть ссылка на Гугл-диск, куда загружены наши замечания в виде шаблонов. Мы просим всех скачать эти шаблоны, заполнить и отправить в Министерство, потому что именно оно будет принимать финальное решение.

Также, у меня заседание с Министерством, где я подымаю этот вопрос. В частности, согласно закону «Об оценке влияния на окружающую среду» в Министерстве должен быть отдельный научно-технический совет, который может принимать решения такого уровня. Но его нет. Я считаю, что Министерство вообще не может оценивать эти два отчета, потому что у них нет специальности. И если они выдадут подобный отчет, то это уже будет нарушением».

Елена Морозова

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.