Как не попасть на крючок финансовых компаний: советы юристов о кредитах

Как не попасть на крючок финансовых компаний: советы юристов о кредитах

Посетили банк, чтобы оформить карточку для пенсионных выплат или заработной платы, а в «подарок» получили кредитную? Приобрели стиральную машинку в кредит, но не досмотрели, что кроме погашения долга, необходимо еще платить за СМС-сопровождение от банка? Если это все про вас – тогда читайте советы юристов как избежать ненужных трат.  

На что необходимо обратить внимание, чтобы не переплачивать, рассказала заместитель начальника отдела правопросвещения и предоставления бесплатной правовой помощи Днепровского местного центра по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи Анастасия Юхименко.

Перед тем как брать кредит или микрокредит, определитесь с условиями и порядком получения финансовой услуги. Самые распространенные финансовые услуги такие:

  • потребительское кредитование;
  • страхование;
  • кредит на авто или жилье;
  • депозит.

Если вы хотите получить одну из этих услуг, важно обратить внимание на:

  • срок, на который предоставляется услуга;
  • полную стоимость, включая комиссии и дополнительные услуги (например, страхование);
  • график погашения;
  • условия досрочного погашения (например, существуют ли штрафные санкции за досрочное погашение кредита);
  • возможные санкции за несвоевременное внесение платежей.

Внимательно изучите порядок заключения договора. Например, если планируете брать микрокредит (заем, который меньше, чем минимальная заработная плата (до 1 декабря 2021 года - это 6000 грн, а с 1 декабря 2021 года - 6500 грн), который предоставляется сроком до одного месяца), то договор можно оформить онлайн.

Для этого иногда достаточно только выбрать необходимые опции на сайте финансовой компании и прислать фото своих документов в электронном виде. Такой договор будет считаться равным по юридической силе договору на бумаге. Поэтому крайне важно, чтобы каждый пункт договора был понятным. Если вам что-то непонятно, обязательно задавайте вопросы консультантам.

Как понять, что права нарушили

Самые типичные случаи нарушения прав потребителей:

  • отказ в выдаче банковской карты (например, зарплатной или пенсионной) без оформления кредитной карты;
  • одновременное оформление страховки вместе с оформлением банковской карты и/или кредита;
  • автоматическое подключение СМС-оповещения без вашего согласия;
  • повышение оплаты за пользование банковской картой без предупреждения.

Куда обращаться, если права нарушены

Национальный банк Украины защищает права потребителей на финансовом рынке. Если вы считаете, что банк или финансовая компания нарушили ваши права, то имеете право обратиться с письменным заявлением в Национальный банк. В этом заявлении нужно указать:

  • ваши фамилию, имя, отчество;
  • место вашего проживания;
  • адрес электронной почты (если отправляете электронное обращение);
  • суть вашей жалобы: какой банк или финансовая организация нарушила ваши права, в чем заключается нарушение и чем вам может помочь регулятор. Желательно в качестве доказательства предоставить копию договора между вами и финансовой компанией;
  • дата и подпись.

Также обращение к Национальному банку Украины можно направить онлайн. Для этого можно заполнить форму по ссылке. Ответ Нацбанк должен предоставить в срок от 15 до 30 (а в некоторых случаях - до 45) календарных дней.

Как могут наказать банк

Если ваши права действительно были нарушены, то банк или финансовую организацию могут оштрафовать. Суммы таких санкций бывают разные в зависимости от типа нарушения. Например, за:

  • непредоставление, предоставление не в полном объеме или предоставление недостоверной информации об условиях финансовой услуги;
  • непредоставление по запросу потребителя проекта договора;
  • непредоставление экземпляра договора;
  • непроведение оценки кредитоспособности потребителя перед заключением договора;
  • заключения договора не в письменной форме (если заключение договора в письменной форме предусмотрено законом);
  • несообщение об уступке обязательства по договору, если это обязательно.

Штраф за такие нарушения может быть от 5 тыс. 100 грн до 10 тыс. 200 грн.

За увеличение в одностороннем порядке фиксированной процентной ставки или несообщение об изменении процентной ставки штраф может быть от 8 тыс. 500 грн до 13 тыс. 600 грн.

Если ничего непонятно, куда обращаться за помощью

Подробную консультацию можно получить, если:

  • позвонить на бесплатный номер системы предоставления бесплатной правовой помощи (080)021-31-03;
  • задать вопрос в мессенджер Facebook-страницы: https://www.facebook.com/Centre.4.Legal.Aid/ ;
  • направить письмо на адрес электронной почты ближайшего местного центра по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи (адреса можно узнать на сайте системы предоставления правовой помощи: https://www.legalaid.gov.ua/ )
  • задать вопрос на Instagram странице системы предоставления бесплатной правовой помощи: https://www.instagram.com/ualegalaid/?hl=uk ;
  • воспользоваться справочно-информационной платформой правовых консультаций «WikiLegalAid».

Елена Скобцева

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.