Как в Украине правильно передать землю в аренду: советы юристов
С 1 июля текущего года в Украине открывается рынок земли. Что нужно знать тем, кто хочет передать свой участок в аренду – читайте в материале.
Для того, чтобы передать землю в аренду, нужно иметь документ на право владения участком. По информации сайта бесплатной правовой помощи, есть две группы таких документов.
I группа: документы, которые выдали до 1 января 2013 года:
- государственный акт на право собственности на землю или государственный акт на право собственности на земельный участок;
- свидетельство о праве на наследство;
- государственный акт на право частной собственности на землю;
- договоры купли-продажи, дарения, мены и пожизненного содержания.
II группа: документы, которые выдавались после 1 января 2013 года:
- свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество или выписка из Государственного реестра прав на недвижимое имущество о регистрации права собственности.
Напомним, что право постоянного пользования участком удостоверяется государственным актом на право постоянного пользования. В то же время, право собственности на участок при смене собственника без изменения границ участка и целевого назначения также удостоверяется свидетельством о праве на наследство или договором купли-продажи.
Кто может быть арендатором
Согласно Земельного кодекса Украины и закона «Про оренду землі», арендаторами земельных участков могут быть:
- государственные администрации всех уровней, Кабинет Министров Украины и правительство АР Крым;
- сельские, поселковые, городские, районные и областные советы, Верховный Совет АР Крым;
- граждане и юридические лица Украины, иностранцы и лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные объединения и организации, а также иностранные государства.
Договор аренды между владельцем и арендатором должен быть зарегистрирован в соответствии с действующими на момент заключения законодательством.
Если есть проблема и не указан кадастровый номер, тогда необходимо обратиться в специализированное предприятие по изготовлению технической документации по месту нахождения участка. После этого надо пройти регистрацию в региональном подразделении Госгеокадастра и зарегистрировать право собственности в Государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Что нужно знать для заключения договора
Соглашение в письменной форме может быть подтверждено нотариусом. В договоре должны быть данные:
- об объекте аренды (кадастровый номер, местоположение, размер земельного участка);
- об арендной плате (размер, индексация, способ и условия расчетов, сроки, порядок внесения платы и правила ее пересмотра, ответственность за неуплату). Срок действия договора для участков сельскохозяйственного назначения - от 7 до 50 лет.
Размер ежегодной арендной платы устанавливается по соглашению сторон, но не может быть меньше 3% от стоимости земельного участка.
Условия аренды можно изменить по взаимному согласию или в судебном порядке. Также важно помнить, что соглашение можно разорвать по соглашению или по требованию одной из сторон по решению суда. Расторжение договора аренды земли в одностороннем порядке не допускается, если это не прописано в соглашении.
Но подписание договора – это еще половина дела. Чтобы полноценно вступить в права пользования арендованным участком нужно провести регистрацию аренды. Это могут сделать:
- исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов;
- нотариусы;
- центры предоставления административных услуг;
- другие аккредитованные субъекты.
Стоимость услуги по регистрации договоров аренды меняется от 0,05 прожиточного минимума за регистрацию в течение пяти рабочих дней (до конца июня 2021 года прожиточный min – 2270 грн, и 0,05 от такого минимума это 113,5 грн – ред.) до 2,5 прожиточных минимумов (5 тыс. 675 грн) за срочную регистрацию в течение двух часов.
Елена Скобцева
Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.