Информатор Деньги

Днепр

Новый законопроект про СБУ: в Днепре рассказали, за что смогут блокировать сайты без решения суда

4 июня в медиацентре Информатор адвокат Андрей Шестириков рассказал, какие полномочия получит СБУ в новой редакции законопроекта, за что будут блокировать сайты без решения суда и как это отразиться на инвестиционном климате в Украине.

Что нового в законопроекте о реформировании СБУ

«Нынешняя редакция закона про СБУ, которая уже выходит на голосование во втором чтении, включила в себя все те наработки, которые были в мирное время, и которые нужно внести, с учетом нынешней ситуации: агрессии России, аннексии территорий и пр., – говорит адвокат Андрей Шестириков.

Новый законопроект можно охарактеризовать одной фразой, которая была очень известна в советское время – «Органы не ошибаются». Фактически, по этому закону СБУ получает фантастические полномочия, которых никогда не было ни у одного правоохранительного органа в Украине. Более того, эти полномочия дублируют полномочия других органов, например, Нацполиции и т.д.

Что касается полномочий, которые получит Служба, то, во-первых, это возможность внесудебного блокирования медиаресурсов по представлению СБУ. Во-вторых, это доступ к любым базам данных на территории Украины, включая банковскую тайну, базы данных, которые содержаться в МВС, даже любые частные базы данных. В-третьих, СБУ получит полномочия осуществлять контролированное передвижение лиц и предметов через границу Украины без раскрытия своей принадлежности к СБУ. То есть можно будет задержать человека, а на просьбу представиться, сотрудник СБУ может не отвечать».

По мнению адвоката, такой закон может породить монстра Франкенштейна, потому что, хоть СБУ и является очень важным органом в системе силовых структур Украины, но предоставлять такие полномочия и не понимать, как их контролировать, очень опасно с точки зрения возможного злоупотребления полномочиями и нарушения прав человека.

Есть ли в законе система сдержек и противовесов

«Если говорить о предложениях, которые были внесены в законопроект, то из 2500 поправок, которые были предложены законодателем, только 2 были учтены. Так, из текста закона ко второму чтению исключили полномочия СБУ касательно направления представления в ЦИК с целью снятия с выборов политического деятеля или партии, если они угрожают национальной безопасности, территориальной целостности и суверенитету Украины. Также убрали полномочие СБУ обращаться с представлением к Нацсовету по вопросам телевидения и радиовещания с целью аннулирования лицензии того или иного телеканала на тех же основаниях, что и в предыдущем пункте, – отмечает адвокат.

Что касается принципа сдержек и противовесов, то мое личное мнение – он отсутствует в этом законе вообще, поскольку все, что касается полномочий и финансирования СБУ, состояния чиновников СБУ, то эта информация является закрытой, и доступа к ней у граждан не будет. В то же время СБУ получит неконтролируемые и безграничные полномочия касательно доступа к любым персональным, финансовым и политическим данным граждан Украины».

Как считает Андрей Шестириков, данный закон несет серьезные международно-правовые риски для Украины, поскольку СБУ получит достаточно широкие полномочия. «В случае использования таких полномочий не на пользу государства, а вопреки интересам или с нарушением прав и свобод человека, люди смогут обращаться в суд, в том числе в международные судовые органы. В данный момент уже есть установленная практика Европейского суда по правам человека, которая четко перекликается с теми нормами закона, за которые хотят проголосовать».

Как СБУ сможет блокировать сайты без решения суда

В законе о СБУ есть право блокировать медиаресурсы без решения суда на срок до 7 дней. «Основаниями для такой блокировки является угроза терроризма, территориальной целостности и суверенитету, и пр. Но есть еще одна фраза, которая звучит как «предотвращение общественно-политических и экономических беспорядков в стране». Например, анонс акции протестов ФОПов может быть основанием для блокировки всего интернет-ресурса. Еще одна популярная вещь – расследование состояния наших чиновников. Может ли это быть расценено как возможный социально-экономический взрыв в обществе вследствие того, что люди узнают о незаконных доходах чиновников? И это снова будет основанием для блокировки медиа-ресурса.

Стоит также отметить, что в течение этих 7 дней СБУ все же должна обратиться в суд с ходатайством о запрете медиаресурса. Суд может отказать в удовлетворении такого ходатайства только в одном случае – нарушение правил подсудности. Получается, что суд играет формальную роль. Кроме этого, рассмотрение такого ходатайства проводится без вызова сторон, т.е. собственник ресурса даже не знает, что такой вопрос рассматривается. Материалы дела подлежат засекречиванию, и на них накладывается гриф «совершенно секретно». Простой смертный никогда не получит доступ к таким документам.

В-третьих, постановление суда по результатам рассмотрения ходатайства не вносится в реестр судебных решений. Получается, что человек не знает, что по отношению к нему рассматривается такое ходатайство и не узнает в будущем, потому что нет и не будет доступа к постановлению суда. Даже если человек захочет обжаловать такие действия, он не сможет сделать это физически, потому что для этого нужно ознакомиться с материалами дела, а без доступа к государственной тайне никто не даст им такую возможность. Получается замкнутый круг, в центре которого – грубое нарушение прав человека или юрлица», – отмечает адвокат.

Какие полномочия имеют разведывательные службы других стран

Действующими изменениями в закон о СБУ на Службу безопасности Украины будет накладываться исключительно контрразведывательная функция. «Если говорить о контрразведке в других странах, например, МИ-5 в Великобритании и ЦРУ в США, то эти органы, кроме контрразведывательных мер, вообще ничем не занимаются. У них нет следствия и изоляторов временного задержания, они не занимаются полицейской работой. В нашем случае законом о СБУ предлагается объединить в Службе безопасности Украины несколько функций правоохранительных органов.

Если говорить об аналогии, то та же Федеральная служба безопасности РФ имеет безграничные полномочия и доступ к любым ресурсам и базам данных. Как следствие, имеем несколько решений Европейского суда по правам человека, которые предусматривают компенсацию, и она выплачивается из государственного бюджета. То есть за нарушение Службой безопасности Украины прав, свобод и интересов граждан будет отвечать каждый из нас в виде налогов, которые мы платим».

Как отразится новый закон на инвестиционном климате в Украине

По словам Андрея Шестирикова, доступ СБУ к любым базам данных, включая персональную информацию, при возможном злоупотреблении такими полномочиями, не будет каким-то образом выделять Украину в качестве хорошего инвестиционного партнера в мире. Все будут понимать, что нет банковской и коммерческой тайны, вся информация в доступе и может быть использована не только ради защиты интересов государства, но и в коммерческих целях.

Может ли что-то повлиять на данный законопроект

«Есть определенные категории граждан и заведений, которые влияют на законодательный процесс: это правозащитные организации, рабочая группа, созданная для разработки этого законопроекта, рабочая группа профильного парламентского комитета по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки, и сами народные депутаты, которые имеют право вносить поправки в законопроект. Однако, как уже говорилось ранее, из 2500 правок было принято только 2. Учитывая спешку, с которой принимается законопроект, и обращая внимание на те сроки, которые называют авторы, а это до конца июля, я считаю, что общественное обсуждение или внесение каких-то правок не будут очень эффективными на данном этапе», – отмечает адвокат.

Елена Морозова

 

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: