Как и когда в Украине проводят поверку счетчиков газа: ответ юриста

Как и когда в Украине проводят поверку счетчиков газа: ответ юриста

Информатор Деньги рассказывает, как часто проходят проверки газовых счетчиков, как вести себя при этом потребителю и что надо знать о своих правах.

Об этом мы узнали на сайте бесплатной правовой помощи.

Периодическая поверка проводится для установления пригодности к применению счетчиков газа. Между проверками интервал составляет 2 года или 8 лет. Это зависит от типа счетчика и производителя. Этот интервал указан в паспорте вашего устройства.

Как должно происходить уведомление потребителя о поверке счетчика

Проверяющий не позднее, чем за месяц до наступления срока проведения периодической поверки измерительного оборудования информирует об этом потребителя заказным письмом.

Какими должны быть действия потребителя

Позаботьтесь, чтобы в момент посещения представителями газораспределительной компании вы были дома не одни. Проверяйте удостоверения газовиков перед тем, как запустить их к себе домой. Снятие счетчика на проверку происходит в присутствии потребителя. При необходимости распломбирования счетчика составляется специальный акт об этом, который подписывает потребитель.

Будьте внимательны к действиям газовщиков. Фиксируйте обнаруженные по их словам нарушения. После установки обратно поверенного счетчика газовщики опломбируют его, о чем составляется акт, который должен подписать потребитель. Если после проведения работ вы чувствуете запах газа в квартире, срочно звоните в 104!

За чей счет должны происходить поверка и ремонт счетчиков газа

Согласно Закону «О метрологии и метрологической деятельности», периодическая поверка, обслуживание и ремонт счетчиков газа осуществляется за счет поставщиков услуг газоснабжения. Это касается даже тех счетчиков, что являются собственностью физических лиц или общей собственностью совладельцев многоквартирного дома.

Как происходит начисление на период поверки

На период снятия счетчика газа для проведения периодической поверки Оператор ГРС устанавливает счетчики газа из обменного фонда.

Если на период снятия счетчика газа на периодическую поверку невозможно установить другой, расчеты с потребителем осуществляются в зависимости от среднемесячного (среднесуточного) объема потребления природного газа за аналогичный период (отопительный или межотопительный) предыдущего года или фактический период потребления (отопительный или межотопительный), если он составляет менее 6 месяцев.

Какими могут быть результаты поверки

Счетчик в собственности газовой компании или потребителя прошел проверку – газовщики обязаны в течение 2 месяцев (со дня снятия счетчика) за свой счет обеспечить установку расчетного счетчика газа на место снятого счетчика газа.

Счетчик признан непригодным: что делать

Очень часто после проверки представители газовиков сообщают о том, что счетчик не прошел поверку и подчеркивают, что потребитель должен сам приобрести новый счетчик или оплатить его стоимость.

В такой ситуации напоминаем о том, что Постановлением Кабинета Министров Украины от 30 января 2019 № 63 рекомендовано операторам газораспределительных систем обеспечить установление индивидуальных счетчиков природного газа по заявлениям бытовых потребителей. Ключевое – по заявлениям! Это означает, что потребитель может написать заявление об установлении индивидуального счетчика газа за счет предприятия.

Обращаем внимание и на Постановление Национальной комиссии осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и жилищно-коммунальных услуг (НКРЕКП) от 30.09.2015 № 2494. Это Кодекс газораспределительных систем. Глава 8 содержит следующую норму: «В случае принятия Оператором ГРС решение о нецелесообразности проведения ремонта счетчика газа Оператор ГРС обязан в течение 15 рабочих дней после результатов проведения периодической поверки (но не позднее 2-месячного срока после снятия счетчика газа на периодическую поверку) бесплатно установить собственный расчетный счетчик газа (аналогичного типоразмера) для дальнейших коммерческих расчетов, и в этот же срок вернуть бытовому потребителю его счетчик газа и письменно сообщить потребителю о результатах проведения периодической поверки и принятом решении о нецелесообразности ремонта счетчика газа. В таком случае бытовой потребитель не может отказаться от установки счетчика газа Оператора ГРС».

Что делать потребителю

Если вам не сообщили о нецелесообразности ремонта счетчика, а требуют установить за свой счет новый:

  • зафиксируйте, кто именно (попросите удостоверение, это стоит делать при любых действиях работников в вашем жилище или спросите фамилию оператора);
  • напишите письменное обращение к газораспределительной компании и сообщите о том, что с вас требуют деньги;
  • ссылаясь на Закон «О метрологии и метрологической деятельности», попросите обеспечить выполнение ремонта вашего газового счетчика за счет предприятия, а следовательно – газоснабжающей компании или установить индивидуальный счетчик;
  • обращение передайте или лично, получив дату и номер входящего документа, или заказным письмом по почте.

А как же с компенсацией

В ч. 1 ст. 3 Закона Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» говорится, что финансирование работ по оснащению счетчиками газа населения осуществляется за счет:

  • средств субъектов, осуществляющих распределение природного газа на соответствующей территории;
  • средств соответствующего бюджета, кроме средств местных бюджетов;
  • других источников, не запрещенных законодательством.

Если вам предлагают установить счетчик за свой счет, знайте, что население может (а не должно) самостоятельно обеспечить установку индивидуальных счетчиков с последующей компенсацией таких расходов за счет средств, которые ими уплачиваются по тарифу на распределение природного газа.

Порядок и размеры компенсации расходов на приобретение и установку индивидуальных счетчиков газа для потребителей природного газа – физических лиц (населения) должны устанавливаться Кабмином Украины. Но по состоянию на октябрь 2020 отдельного Порядка о порядке и размерах компенсации на приобретение индивидуальных счетчиков газа Кабинетом Министров не принято.

Поэтому советуем вам писать письменное обращение в адрес газораспределительной компании и просить установить новый счетчик за счет предприятия, как это предусмотрено разделом 8 Кодекса газораспределительных систем.

Также добавляем номера телефонов и адреса электронной почты для уточнения информации у газораспределительных компаний.

Куда обращаться к газораспределительной компании

КиевПАТ «Киевгаз», ул. Михаила Бойчука, 4-Б. Тел. (044) 495-04-04, (097) 495-11-04. Элетронная почта: contact@kyivgaz.ua

ХарьковПАТ «Харьковгоргаз», ул. Москалевская, 57/59. Тел. (057) 76-65-104. Элетронная почта: office@khgorgas.com.ua

ДнепрПАТ «Дніпрогаз», ул. Александра Конисского, 5 / отдел клиентов на ул. Паторжинского, 24. Тел. (056) 787-81-13, (056) 78-78-104, (067) 62-63-104.

Кривой Рог – ПАТ «Криворожгаз», пр. Металлургов, 1. Тел. (0564) 09-67-97 (067) 62-92-104, (056) 46-26-104.

КаменскоеПАТ «Днепропетровскгаз», ул. Лесопильная, 8-А. Тел. (056) 78-70-104, (067) 00-90-104. Эл. почта: contact@dp.104.ua

Желтые Воды –  ПАТ «Днепропетровскгаз», ул. Промышленная, 3. Тел. (056) 78-70-104, (067) 00-90-104. Эл. почта: contact@dp.104.ua

МарганецПАТ «Днепропетровскгаз», ул. Азовская, 7-А. Тел. (056) 78-70-104, (067) 00-90-104. Эл. почта: contact@dp.104.ua

НикопольПАТ «Днепропетровскгаз», ул. Владимира Емца, 51. Тел. (056) 78-70-104, (067) 00-90-104. Эл. почта: contact@dp.104.ua

НовомосковскПАТ «Днепропетровскгаз», ул. З. Белой, 1. Тел. (056) 78-70-104, (067) 00-90-104. Эл. почта: contact@dp.104.ua

ПавлоградПАТ «Днепропетровскгаз», ул. Соборная, 97А. Тел. (056) 78-70-104, (067) 00-90-104. Эл. почта: contact@dp.104.ua

ПокровПАТ «Днепропетровскгаз», ул. Глинки, 3. Тел. (056) 78-70-104, (067) 00-90-104. Эл. почта: contact@dp.104.ua

К кому обращаться в случае нарушений со стороны газовщиков

НКРЕКП (Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг): 03057, г.Киев, ул. Смоленская, 19, 044-204-48-27, электронная почта box@nerc.gov.ua.

Госпродпотребслужба – г. Киев, ул. Бориса Гринченко, 1, электронный адрес: head@consumer.gov.ua.

Дмитрий Чернышев

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.