В Днепре адвокат поделился хитростями и лайфхаками в работе ФОПов в Украине

В Днепре адвокат поделился хитростями и лайфхаками в работе ФОПов в Украине

2 апреля в медиацентре Информатор адвокат Роман Коган рассказал о тонкостях работы ФЛП, зачем нужна цифровая подпись, нужно ли нанимать бухгалтера, сколько сотрудников можно нанимать и многое другое.

Что такое квалифицированная ЭЦП

В условиях нынешней диджитализации электронная цифровой подпись – это очень важный инструмент для предпринимательской деятельности. «С помощью данной подписи, которая приравнивается к вашей рукописной подписи, вы можете получить ряд государственных услуг, которые требуют вашей авторизации. Это также включает в себя регистрацию физического лица-предпринимателя, получение справок из пенсионного фонда касательно вашего страхового стажа, для получения услуг, которые предоставляет горсовет и другие органы самоуправления, – говорит адвокат Роман Коган.

Деятельность цифровой подписи регламентируется государственным стандартом, который предусматривает возможность оказания аккредитованными и сертифицированными центрами в Украине предоставлять такие квалификационные подписи гражданам. Данные подписи делятся на несколько видов: это электронная цифровая подпись физического лица до вашей регистрации ФЛП и непосредственно подпись ФЛП.

Таким образом, если вы хотите получать данные услуги для ФЛП, то вам нужно получить именно эту подпись, если вы, например, не хотите нести отчеты в физическом виде в налоговую и стоять в очереди. Были случаи, когда человек решил в последний день подачи документов пойти в налоговую, но просто не успел это сделать в тот календарный день, и получил штраф за несвоевременную подачу отчетов».

Как получить электронную цифровую подпись для ФЛП

Для получения такой цифровой подписи есть несколько вариантов. «Первый, но не самый легкий, – это пойти в налоговый орган, где вы стоите на учете как ФЛП. Данная услуга оказывается налоговым органом бесплатно. Информация доступна на сайте налоговой и в самом учреждении. Другой вариант – это платная услуга. Непосредственно в Днепре есть коммерческие предприятия, которые оказывают данную услугу по вашему заявлению».

Платит ли ФЛП за обслуживание своего счета при нулевом доходе

По словам адвоката, этот вопрос нужно адресовать в банковское учреждение, в котором вы открыли свой счет ФЛП. «Это коммерческое предложение банков, которые оказывают такие услуги, поэтому бесплатно это или нет, зависит от банка. Существуют банки, которые не взимают плату за пользование счетом, даже если у вас есть доходы или любые движения по счету, другие банки взимают плату за свои услуги просто за существование счета. На практике было такое, когда ФЛП не осуществлял предпринимательскую деятельность и не использовал счет, но не мог закрыть счет, пока не оплатил минусовый баланс».

Платит ли ФЛП единый социальный взнос, если нет доходов

Согласно закону, любой ФЛП обязан платить минимальный единый социальный взнос (ЕСВ), даже если он не осуществляет предпринимательскую деятельность и не получает доходы. «Если вы не оплачиваете ЕСВ, то налоговая насчитает вам штраф, а после долга в 20-25 тыс. грн. вам на почту придет налоговое требование оплатить данный долг. На практике есть много людей, которые уже забыли, что у них есть данный ФЛП, который они когда-то регистрировали, и сегодня получают такие налоговые требования. На время карантина государство также не освобождает никого от уплаты ЕСВ. Предприниматели только освобождены от штрафов за несвоевременную уплату этого взноса».

Можно ли приостановить ФЛП при нулевом доходе

Приостановить существование физического лица-предпринимателя можно в любом случае и на любом этапе вашей предпринимательской деятельности, независимо от того, есть ли у вас доходы, долги по оплате налогов и ЕСВ. «Я рекомендую лицам, которые не осуществляли предпринимательскую деятельность и на сегодняшний день имеют долг, о котором они узнали случайно, в первую очередь, подать заявление государственному регистратору о прекращении предпринимательской деятельности, чтобы вам не насчитывались новые налоговые долги. Потом можно подать ликвидационную отчетность в налоговый орган и оплачивать свои долговые обязательства».

Сколько стоит закрытие ФЛП и можно ли это сделать удаленно

«Как регистрация, так и прекращение деятельности физического лица-предпринимателя является бесплатной. Возможность подачи такого заявления доступна в электронном виде через государственные сервисы при наличии у вас электронной цифровой подписи. Такое прекращение регистрируется если не в день подачи вашего заявления о прекращении, то максимум на следующий день. Выписку о прекращении деятельности ФЛП можно получить в таком же электронном формате. Но главное это статус «прекращено» в реестре юридических лиц и физических лиц-предпринимателей».

Нужно ли ФЛП нанимать бухгалтера

Роман Коган рекомендует всегда иметь хотя бы знакомого бухгалтера, который знает, как подавать финансовую отчетность и когда оплачивать налоги. «Нанимать бухгалтера на трудовые отношения не всегда рентабельно для такого лица, ведь это соответствующая заработная плата, оплата налогов и ЕСВ за такого сотрудника. Много бухгалтеров оказывают свои услуги на аутсорсинге. Цена вопроса – около 500 грн. в месяц. Но это бухгалтер, который каждый месяц напомнит вам об оплате налогов, подаче отчетности, с помощью вашей цифровой подписи ФЛП направит всю необходимую отчетность. Если у вас достаточно доверительные отношения с бухгалтером, то он даже осуществит оплату всех необходимых налогов с вашего счета ФЛП.

Теперь что касается расходов. Стоит отличать ФЛП, который работает на общей системе налогообложения, то есть платит налог на прибыль, от ФЛП на едином налоге. В первом случае ваши доходы минусуются от расходов, а разница оплачивается с этого налога. Тогда услуги бухгалтера, если он работает официально, можно включать в эти расходы. Если вы ФЛП на едином налоге, то налоговой интересный только ваши доходы, а не сколько вы платите своему бухгалтеру».

Есть ли горячая государственная линия для помощи ФЛП

В системе налоговых органов есть такая горячая линия, которая называется ЗІР. «Это государственные служащие, которые консультируют предпринимателей. Тем не менее, не только ФЛП, но и любой человек может обратиться для получения устной консультации по каким-то вопросам. Однако много времени уходит на получение такого ответа. Также есть случаи, когда такие консультации отличаются от взглядов вашего бухгалтера или каких-то объяснений, которые вам дала сама налоговая касательно оплаты налогов».

Как ФЛП может нанимать сотрудников

Нужно различать ФЛП на общей системе налогообложения, у которой нет лимита на трудоустройство людей, и ФЛП на упрощенной системе налогообложения. «Например, ФЛП на первой группе имеют право оказывать свои услуги исключительно единолично без найма сотрудников. Для второй группы лимит составляет 10 человек. Для третьей группы также не установлен лимит на количество сотрудников.

В любом случае это должны быть трудовые отношения. Если ФЛП не трудоустраивает сотрудника, а подписывает какой-то гражданско-правовой договор касательно оказания данным человеком услуг, то это очень рискованно, поскольку Государственная служба по вопросам труда может с проверкой установить, что у вас есть фиктивные отношения с вашим условным сотрудником, и тогда вас оштрафуют».

Кто и когда проверяет деятельность ФЛП

Любые проверки делятся на выездные и невыездные. «Невыездная проверка – это проверка инспектора налоговой касательно подачи вашей отчетности, вовремя ли она подавалась и вовремя ли вы оплачивали налоги, поскольку налоговая система не автоматически насчитывает какие-то штрафные санкции. В любом вопросе это должно быть решение инспектора налоговой. Если невыездная проверка установит, что вами был нарушен вопрос подачи отчетности, то вам будет направлен штраф за несвоевременную подачу отчетности в размере 340 грн. Если в течение этого календарного года вы дважды не вовремя подали отчетность, такой штраф составляет 1020 грн., – отмечает адвокат.

Возможны и другие вопросы, которые установит данная проверка касательно документов, которые вы предоставляете проверяющему органу. Например, правильно ли вы вели отчетность по доходам, правильно ли заполняете книгу учета доходов, какие устанавливаете расходы, т.к. налоговая может считать ваши расходы фиктивными».

Что будет, если не показывать операции с наличкой

«На сегодняшний день, когда отменили книгу учета доходов, практика касательно этого еще не сложилось. Сейчас ФЛП имеет право вести в произвольном виде учет своих доходов, в том числе наличных, например, в таблице Excel, тетради и других средствах. Однако на практике еще не сталкивались с тем, чтобы налоговая браковала какой-то способ учета налички. Поэтому пока этот вопрос не ясен».

Что должны регистрировать ФЛП на едином налоге

По словам Романа Когана, плательщики единого налога обязаны регистрировать все свои доходы. «Что касается расходов, то их также нужно ввести отдельно, чтобы подтверждать, например, ваше место ведения хозяйственной деятельности, т.к. при регистрации на упрощенной системе налогообложения, вам необходимо указывать место осуществления вашей деятельности. Если место ведения деятельности находится за пределами вашего места проживания, и вы хотите указать конкретный адрес по этому вопросу, то вам нужно будет показать налоговой, на основании чего вы занимаете данное помещение, например, договор аренды или это ваше помещение. Соответственно, вы оплачиваете свои расходы за это помещение, коммунальные услуги и пр.

Почему еще нужно вести учет своих расходов. Если вы как ФЛП платите за оказание вам любой услуги со стороны других физических лиц, то вы являетесь налоговым агентом данного человека. Поэтому вы соответственно той сумме, которую платите за оказанную вам услугу, должны платить налог за этого человека, высчитывая из его гонорара и суммы, на которую вам оказали услуги. Поэтому регистрация ваших расходов также необходима, чтобы вам не сказали, что вы скрываете доходы другого человека, как налоговый агент».

Елена Морозова

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.