Информатор Деньги

Украина

Когда заработает рынок зарядных станций в Украине и что этому мешает

Чтобы было больше зарядок, должно стать больше авто. Но пока в Украине официально можно купить электрокар только премиум сегмента, и большинство украинцев ездят на машинах с американских аукционов. Ситуация изменится, когда автоконцерны начнут продавать недорогие электрокары.

«Когда в Украину официально зайдет Mercedes со своими машинами, когда Nissan сюда зайдет, когда зайдет Tesla и у них будут автосалоны по продаже и сервису, соответственно, эти фирмы и будут развивать рынок зарядных станций, — говорит владелец автосалона Tesla в Днепре Дмитрий Маменко. – Они, как минимум, будут инвесторами, либо установят свои зарядные станции, или будут делать клубные станции. Это будет помогать привлекать клиентов: «Если вы купите за 30 тыс. долларов электрический Mercedes, то по всей Украине вам будет бесплатная зарядка или эта услуга будет со скидкой». И тогда инфраструктура зарядных станций будет совершенствоваться».

Только государство или крупные компании могут позволить поставить зарядные станции и еще и бесплатно раздавать электроэнергию. «Почему я сам не инвестирую в зарядные станции? Потому что понимаю, что это не мой уровень. Это уровень правительства, крупных автомобильных корпораций. Поставить две или три зарядки можно в том случае, если я хочу привлечь внимание к своему бизнесу, — говорит Дмитрий. – Но у тех, кто захотел себя так прорекламировать, зарядки служили для захвата места, на котором позже появился рекламный щит. Вроде и розетка есть, и зарядка стоит, но основной заработок идет от продажи рекламы».

Рынок зарядных станций в Украине развивается

Возможно, у нас государство пойдет по пути Китая. Там решили, что для того, чтобы ускорить переход на электромобили, нужно расставить за деньги государства зарядные станции. И люди, когда увидят такое широкое покрытие станциями, быстрее примут решение переходить на экологичный транспорт. «На мой взгляд, украинскому правительству рынок зарядных станций пока не очень интересен. У них сегодня в приоритете здравоохранение, — говорит Дмитрий. — Если бы люди начинали бунтовать и говорить, что у всех есть электромобили и они не могут заряжаться, не хватает мощности или высокие тарифы, то тогда бы государство обратило на эту тему внимание. Но может это и хорошо: если правительство не вмешивается и не регулирует рынок, то он сам растет по принципу спроса и предложения».

Чего ждут от государства

Несмотря на все сложности, рынок электрокаров и зарядных станций в Украине растет. Люди постепенно пересаживаются с бензиновых авто на электрические машины. По словам Сергей Шишкина, государство смогло бы помочь, если бы создало условия по покупке электричества для зарядок с дисконтом. «Или создало удобные условия для биллингования – единой системы пополнения баланса для зарядки электромобиля по понятному тарифу. Позже, государство сможет на этом зарабатывать. Главное, чтобы электрозарядчикам, которые строят систему станций, было комфортно», — сказал Сергей.

«Я как человек, который хочет и пытается развивать эту сферу, хотел бы, чтобы клиенты чаще пользовались станциями, и чтобы мой бизнес был прибыльным, — говорит владелец станций Максим Пашковский. — От государства хотел бы помощь в виде дотаций и кредитования. Я инженер, технический специалист, и я понимаю, как работает «начинка» зарядных станций. Хочу «толкать» рынок, но мне нужна помощь. Ведь на ввоз электромобилей нулевая ставка, и это помогает тем, кто торгует электромобилями, а те, кто ставит зарядные станции – для них пока нет помощи от государства».

Украинским автомобилистам не так комфортно, как европейским водителям

Пока что украинский рынок зарядных станций для электромобилей развивается сам по себе, без четких правил. «Развивать сеть электрозарядок – тема интересная. Но это же Украина. И торговать электричеством, а электрозарядки – это торговля электричеством, есть право не у всех. Поэтому, правовой статус инвесторов тут довольно шаткий и непонятно, чем это все закончится», — сказал Сергей Шишкин.

Настоящих, больших инвесторов, которые стали бы строить национального масштаба сеть зарядных станций, пока нет. «Все известные сегодня компании не строят сеть, а пытаются заработать, — говорит Сергей. – Предложение стать инвестором делается исключительно, чтобы не рисковать собственными деньгами. Для того, чтобы собрать побольше инвесторов с суммой в две, три или пять тысяч долларов, компании «рисуют» золотые горы. Говорят о доходности в 30% или 40% годовых. Но для того, чтобы была такая доходность, зарядная станция должна пахать как дизель в Заполярье, и в очередь должны стоять автомобили и заряжаться. Но в очереди стоять никто не хочет, поэтому на станциях заметен простой».

Когда инвесторы начинают требовать свои 30 или 40%, то в компаниях может не складываться математика, как в финансовой пирамиде. «В начале истории часто эти дивиденды выплачиваются из платежей новичков. И схема работает по примеру финансовой пирамиды, — говорит Сергей. – Свои деньги мы получили только потому, что в тот период пирамида еще продолжала расти».

В европейских странах установлено достаточно быстрых зарядных станций. Поэтому путешествие на электромобиле там гораздо комфортнее. Тем более, что это согласуется с всемирным трендом перехода с бензиновых авто на экологический вид транспорта.

Надеемся, и Украина в ближайшее время уделит внимание этому рынку, ведь мы заявили о намерениях достичь углеродной нейтральности. Посмотрим, как эти планы реализуются в действительности.

Ирина Логуш

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: