ДТП на СевГОКе: сколько людей уже покалечились в происшествиях на Метинвесте и Арселоре в Кривом Роге

ДТП на СевГОКе: сколько людей уже покалечились в происшествиях на Метинвесте и Арселоре в Кривом Роге

Информатор Деньги разбирался, почему происходят несчастные случаи на ГОКах «Метинвеста» и кто ответит за травматизм на криворожских промышленных предприятиях. 

Праздничные выходные в Кривом Роге омрачены трагическим событием на производстве. Пятеро работников Северного горно-обогатительного комбината пострадали в результате ДТП на территории предприятия — столкнулись грузовой автомобиль, который вез работников со смены, и грузовой поезд. Троим пострадавшим работникам потребовалась госпитализация в городскую больницу №2.

ДТП на СевГОКе: сколько людей уже покалечились в происшествиях на Метинвесте и Арселоре в Кривом Роге 1

ДТП на СевГОКе: сколько людей уже покалечились в происшествиях на Метинвесте и Арселоре в Кривом Роге 2

Причиной происшествия стало отсутствие освещения железнодорожного переезда и неисправное состояние сигнализации. Кто виноват в аварии и кто понесет наказание, разбираются специалисты.

Но, как сообщает юрист профсоюза «Свобода праці» Игорь Токовенко, дело спустят «на тормозах» и виновные вряд ли будут привлечены к ответственности. У Северного ГОКа, который входит в горно-металлургическую монополию Рината Ахметова «Метинвест», имеются давние системные проблемы с техническим состоянием железнодорожной инфраструктуры предприятия.

Показателен и тот факт, что информацию об аварии на предприятии пытались утаить.

ДТП на СевГОКе: сколько людей уже покалечились в происшествиях на Метинвесте и Арселоре в Кривом Роге 3

Работники предприятия жаловались в комментариях на аварийное состояние железнодорожного переезда. Водители сообщили, что на территории предприятия через переезды ночью ездить опасно – освещение отсутствует, семафоры то работают, то не работают, обзора нет.

При этом СевГОК по итогам 2020 года сообщил, что сэкономил более 30 млн грн за счет внедрения современных энергоэффективных проектов. Получается, что такая экономия на энергомодернизации вылезла боком самим же работникам предприятия. Что говорить, только за 9 месяцев 2020 года «Метинвест» Рината Ахметова снизил капитальные инвестиции на 40%. В первую очередь сократились траты на техническое обслуживание и ремонты.

Аварии на СевГОКе как система

Это далеко не первая авария на горнопромышленных предприятиях Кривого Рога. Несколько лет назад Гоструда и Госэкоинспекция уже останавливали работу отдельных тепловозов и участков железнодорожного цеха по вывозу руды из Первомайского карьера.

В августе 2018 года в Первомайском карьере перевернулся опороперевозчик К703. Внутри машины оказался заблокирован рабочий. Его ноги придавило конструкцией.

ДТП на СевГОКе: сколько людей уже покалечились в происшествиях на Метинвесте и Арселоре в Кривом Роге 4

Травмированного рабочего доставали сотрудники Государственного военизированного горноспасательного отряда при помощи спецтехники.

В апреле 2019 года в Первомайском карьере перевернулся «КамАЗ», который перевозит рабочих. По предварительной версии, у машины отказали тормоза, авто упало на бок, пострадали четыре человека. У одной женщины перелом руки, остальные работницы получили ушибы. Правоохранители открыли производство по ст. 286. «Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта человеком, который ним управляет».

ДТП на СевГОКе: сколько людей уже покалечились в происшествиях на Метинвесте и Арселоре в Кривом Роге 5

В апреле 2020 года на шахте «Гвардейская» во время выполнения работ по замене балки в клети башенного типа на отметке +18/+24 м на двух электрослесарей сверху упала металлическая балка. Одному из мужчин сломало голень. Второй получил ушиб нижней части туловища и скончался от полученных травм в отделении политравмы горбольницы №2. Было открыто уголовное дело по части 2 статьи 272 (нарушение правил безопасности при работе с повышенной опасностью).

Не отстает от «Метинвеста» и еще один криворожский промгигант «АрселорМиттал Кривой Рог».

В 2019 году на Аглофабрике АМКР в результате несчастного случая пострадали четверо сотрудников подрядной организации. Работники предприятия получили ожоги паром.

В мае 2019 года несчастный случай произошел на бункерной эстакаде доменного цеха 1 АМКР. Сотрудник подрядной организации ООО «Индустриал Сервис Компани» выгружал агломерат и получил при этом термические ожоги. С места происшествия пострадавшего госпитализировали в одну из больниц города.

Еще одно ЧП произошло на территории парогазового цеха комбината «АрселорМиттал Кривой Рог» в феврале 2020 года. Во время проведения ремонтных работ на секторной задвижке трубопровода коксового газа было допущено загорание газа. В результате аварии электросварщик получил ожоги лица и ног. После предоставления первой доврачебной помощи пострадавшего госпитализировали в ожоговый центр «тысячки».

Нарушения ТБ как искусство

Красная пыль, черный снег, облака выбросов и полное игнорирование норм и правил техники безопасности, — таким увидели жизнь промгигантов Днепропетровщины художники из Харькова.

В 2018 году два молодых художника из Харькова — Даниил Ревковский и Андрей Рачинский собрали видео, которые записывали на свои гаджеты и выкладывали в соцсетях работники промышленных предприятий Днепропетровского региона. Проект получил название «Охрана труда Днепропетровщины».

В видеоряде небольшие аматорские видео сотрудников  шахты «Родина», «Фрунзе» и «Юбилейная», предприятия ЮГОК, НКГОК и СевГок, — всех основных промышленных гигантов Кривбасса. Есть Днепровский металлургический комбинат из Каменского. Лидером по количеству видеоэпизодов стал АрселорМиттал Кривой Рог.

Рабочие и местные жители просто фиксировали производственные будни и аварийные ситуации и делились ними в соцсетях. Закадровые голоса остались без изменений. В видео показаны реальные условия работы и реакция на увиденное.

Внимание, в видео присутствует ненормативная лексика! 

Творческий тандем существует с 2010 года и исследует в своих проектах тему коллективной памяти, индустрии и поднимает социально-экологическую проблематику. В своих работах они исследуют качество жизни индустриальных городов и воспроизводят в социально-критическом искусстве. Ребята архивируют воспоминания как часть художественной практики общества. Художники пытаются через искусство достучаться до собственников предприятий, показывают и рассказывают, как выживают те, кто зарабатывает для них миллиарды.

Сколько людей убили и травмировали предприятия

Ситуация в регионе критическая. Руководство предприятий в погоне за экономией, снижает требования к условиям труда и сокращает персонал, что приводит к нарушениям рабочих графиков и отражается на технике безопасности. Официальные данные о травматизме и несчастных случаях компании публикуют в годовых отчетах на своих сайтах.

В 2020 году «ArcelorMittal Кривой Рог» снизил инвестиции в охрану труда до 380 млн гривен. На предприятии среди собственного персонала и подрядчиков зарегистрировано 34 несчастных случая. Из них — три со смертельным исходом (два с работниками «АрселорМиттал Кривой Рог» и один — с сотрудником подрядной организации). Травмы были преимущественно связаны c падением потерпевших. На втором месте — воздействие на работников повышенных температур, а также травмы в результате действия двигающихся, разлетающихся и вращающихся деталей, частей оборудования и предметов.

А вот на «Метинвесте» в конце 2020 года заявили о возможном снижении травматизма до нуля. Была даже разработана пятилетняя дорожная карта для улучшения системы управления охраной труда и достижению нулевого травматизма, что указано как основная цель компании.

В 2019 компания инвестировала 102 млн долларов США в инициативы по охране труда и получила международный сертификат в области охраны труда и здоровья Vision Zero («Нулевой травматизм»). Конечно, если скрывать случаи травматизма, то показатели могут быть и нулевыми. Сегодня данных о количестве несчастных случаев и травмированных работниках в открытом доступе мы не нашли.

Отчет об устойчивом развитии с официальными данными о травматизме за 2020 год  «Метинвест» не опубликовал. Хотя ранее в руководстве компании анонсировали, что «Метинвест» в соответствии с международными стандартами нефинансовой отчетности и лучшими мировыми практиками прозрачности и подотчетности будет публиковать отчеты об устойчивом развитии ежегодно.

Ноль пишем, …? в уме

Но на местах работники предприятий из ахметовского холдинга рассказывают о том, что техника безопасности и нулевой травматизм в приоритете только на бумаге, а с теми, кто поднимает вопросы охраны труда, зачастую, просто сводят счеты.

Например, машиниста тепловоза Валерия Завертайло руководство СевГОКа вообще уволило за его принципиальную позицию в отношении охраны труда на предприятии – тот отказывался работать на неисправном транспорте. После его обращения в инспекцию Гоструда были выявлены многочисленные нарушения в железнодорожном цехе «Северного ГОКа».

Для восстановления справедливости криворожанину пришлось обратиться в суд. Судебные разбирательства продолжались 16 месяцев. Днепровский апелляционный суд восстановил на работе машиниста тепловоза В.Завертайло и взыскал в пользу истца с предприятия 315 665 гривен 60 копеек —  средний заработок за время вынужденного прогула работника.

Для получения компенсации после смерти отца в результате несчастного случая на производстве в 2019 году пришлось обращаться в суд и криворожанину Александру Б. Юристы «Метинвеста» сделали все возможное, чтобы снизить финансовую нагрузку на предприятие и минимизировать размер компенсационной выплаты.

В феврале 2021 года открыто судебное производство о возмещении морального вреда, причиненного работнику в результате несчастного случая на предприятии. Дело слушается в Центрально-Городском суде Кривого Рога. Аналогичные судопроизводства о возмещении морального вреда, причиненного работникам вследствие повреждения  их здоровья, рассматриваются в Дзержинском суде и Жовтневом суде. И это мы взяли самые свежие примеры из судебной практики. Так что заявлять о нулевом травматизме на «Метинвесте» еще пока очень рано.

Ранее Информатор рассказал о том, как холдинг Рината Ахметова наращивает монополию на рынке металла.

Юлия Карч

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.