Информатор Деньги

Днепр

Дмитрий Кисилевский о возрождении украинской промышленности, экологии и здравом смысле

Народный депутат Дмитрий Кисилевский в эфире радио Информатор рассказал о своей работе в Верховной Раде и своем видении путей развития экономики Украины.

Вы недавно отчитались перед избирателями о своей работе с августа 2020 по конец января 2021 Какие были ваши основные достижения?

— Я регулярно отчитываюсь перед избирателями и это был мой третий отчет (изучить его можно по ссылке). В этих отчетах я отражаю законотворческую работу, отстаивание интересов Днепра, работу в округе. Моими основными приоритетами в законотворчестве являются восстановление промышленности, создание рабочих мест в Украине. Поэтому я стал автором нескольких важных законопроектов, в том числе о локализации производства, о торговой защите, об экологических стимулах промышленности.

Для Днепра совместно с Максимом Бужанским удалось добиться выделения 1,4 млрд грн на строительство аэропорта, а также добиться погашения задолженности по зарплате перед сотрудниками ЮМЗ за 11 месяцев (с сентября 2019 по июль 2020 года). Было приятно наблюдать, как недавно ракета, изготовленная на ЮМЗ, полетела в космос.

Я проголосовал за выделение из госбюджета 1,2 млрд грн на строительство метрополитена в Днепре. И привлек субвенцию в 10 млн грн на решение проблем округа.

Как показывают соцопросы, больше всего сегодня украинцы переживают из-за высоких тарифов на газ. Может Верховная Рада помочь этому?

— Это важный вопрос. В январе цена на газ достигла почти 10 грн за кубометр. Это слишком дорого. Народные депутаты пришли к премьер-министру и сообщили ему, что так быть не должно. В кулуарах Рады это даже назвали «депутатский майдан». В результате правительство установило верхнюю границу цены на газ — 6,99 грн до конца этого отопительного сезона. Это не самый рыночный механизм, но эффективный. Поэтому цена газа в феврале и марте не будет выше 6,99. Январь также пересчитали.

Чиновники много говорят, что цены на коммуналку в Украине рыночные, хотя мы знаем, что на практике в этой области имеем дело с монополистами. Можно ли их обуздать?

— Сегодня мы получаем за газ две платежки: одна — собственно за газ как за товар, а вторая — за его транспортировку. Рынок открыл украинцам возможность выбирать поставщика газа. Это значит, что если вам не нравится цена или качество услуг от компании «Днепропетровскгазсбыт», вы можете выбрать другого поставщика. Я как народный депутат увидев, что в ноябре-декабре у государственной компании НАК «Нафтогаз» тарифы были ниже на 2,5 грн за кубометр, организовал на своем округе встречу представителей компании с жителями частного сектора. Выбрать можно любого поставщика, их сейчас более 50. Главное, чтобы люди знали о самой возможности перейти от одного поставщика к другому. Так будет гораздо сложнее злоупотреблять ценой. К слову, менять поставщика газа можно хоть каждый месяц.

Комитет экономразвития Верховной Рады поддержал законопроект об индустриальных парках. Но они уже есть в Украине. Что изменится, если закон будет принят?

— Комитет работает над решениями, стимулирующими экономическое развитие Украины. По сути, индустриальные парки — это офисные центры для промышленности. Это территория, на которую подведены коммуникации, автодороги, железнодорожные пути, газ, вода, электроэнергия, и где можно строить производственные предприятия. В Турции, Польше, Венгрии в индустриальных парках создается почти 30% их ВВП, а в Украине эти парки существуют только на бумаге. Все дело в отсутствии стимулов. В Польше или Венгрии резидент индустриального парка получает налоговые льготы, компенсацию части инвестиций, другие “плюшки” от государства для эффективного развития бизнеса и создания рабочих мест. В Украине всего этого нет. Поэтому мы предложили для резидентов индустриальных парков компенсировать до 50% затрат на подключение к электросетям, процентные платежи по кредитам в зависимости от доли экспорта и частичную компенсацию инвестиций за первые три года работы предприятия. Эти стимулы вдохнут немного жизни в индустриальные парки Украины. На сегодня на бумаге их 43. Надеюсь, все они заработают и будут приносить пользу экономике.

Как еще государство может поддержать отечественного производителя?

— Я автор законопроекта о локализации. Он предполагает при госзакупках отдавать предпочтение продукции отечественных предприятий, учитывать местную составляющую. Например, если Харьков собирается покупать китайские вагоны для метро, в случае действия закона о локализации, в каждом из этих вагонов должен быть вклад украинских производителей. Чтобы каждый поставщик понимал, что ему нужно создать рабочие места и платить налоги в Украине прежде чем рассчитывать на бюджетные деньги. Это разумная государственная политика.

Недавно был принят закон об инвестиционных нянях, инициированный президентом Зеленским. Суть его в том, что инвестируя в украинскую экономику более 20 млн евро, ты получаешь освобождение от некоторых налогов, пользуешься упрощенной процедурой для получения земли, государственные компенсации некоторых затрат.

Многие говорят, что после Ассоциации с ЕС Украина создаст зону свободной торговли с Турцией. Это пойдет нам на пользу?

— К этому вопросу нужно подходить осторожно. Не стоит заключать экономические договора из политических соображений. Турция — серьезный торговый партнер Украины. На товарооборот между нашими странами приходится до 4% украинского экспорта и до 5% — импорта. К сожалению, мы видим, как за последние годы мы импортируем из Турции все больше, а экспортируем туда все меньше. Насколько я знаю, в переговорах о зоне свободной торговли турки настаивают на том, чтобы Украина отменила сразу все свои ограничения по защите рынка, а Турция будет отменять не все и в течение длительного времени. Если это так, то для украинской экономики это может иметь плохие последствия. Поэтому обратился в правительство с депутатским запросом о том, на каких позициях Украина ведет переговоры.

Европа вводит новые экологические стандарты. Сможет ли наша промышленность им отвечать?

— На мой взгляд, планы ЕС достичь углеродной нейтральности (European Green Deal) будут иметь большое влияние на Украину. Суть в том, что ЕС требует от своих предприятий до 2050 года снизить выбросы углекислого газа почти до нуля. Это значит, что европейскую промышленность ждет коренная перестройка. Это не просто поставить фильтр. Это закрыть старый завод и построить новый на основе совершенно другой технологии. На продукцию, которая не отвечает этим критериям производства, ЕС введет таможенные ограничения, защищая тем самым собственных производителей. Украинским экспортерам в Европу придется трудно. Тем более, что ЕС анонсирует программу поддержки модернизации своей промышленности в размере триллиона евро. У Украины нет сопоставимых денег. В прошлом году я подал поправку о так называемой зеленой электрометаллургии, которая предполагала небольшую скидку в тарифе на электроэнергию для предприятий, существенно снизивших выбросы углекислого газа согласно европейским требованиям. Она не заработала, потому что правительство ее саботирует. К сожалению чиновники любят брать обязательства ради красивых фотографий и победных пресс-релизов, а вот создавать реальные стимулы для эко модернизации — нет..

Сможет ли Украина внедрить у себя европейские экологические нормы?

— Да. В этом вопросе на украинские предприятия будут влиять не местные чиновники, с которыми они умеют договариваться, а интересы бизнеса. Не только ЕС, но и США, и страны Азии заявляют среди своих целей достижение углеродной нейтральности, ставят и другие экологические цели. В связи с этим они задают стандарты и отказываются покупать продукцию, которая им не соответствует. Поэтому те, кто захочет экспортировать, будут вынуждены модернизироваться. Или останутся без заказов.

Ольга Палий

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: