Информатор Деньги

Днепр

Кому принадлежат зарядные станции Днепра и почему водители ждут прихода Tesla

С каждым годом все больше жителей Днепра и области покупают электромобили. Но получив новый опыт, часть из них возвращаются к бензиновым авто. Почему они отказываются от экологически чистого транспорта и какие проблемы могут возникнут у владельца электрокара – читайте в материале.

В Украине каждый год растет количество электрокаров: если в 2016 году было зарегистрировано всего 847 авто на электротяге, то в 2020-м – больше 8,5 тыс. машин.

То же касается и Днепра. Если в 2018-м в Днепре зарегистрировали 616 электромобилей, то 2019-м уже 706, а в прошлом — 911. Показатель в области тоже рос и за последние три года автопарк Днепропетровщины пополнился на 2973 электрокара. И темпы сохраняются: за первые 17 дней января в городе зарегистрировали 103 новых авто, в области — 148.

Хорошо, если зарядка находится рядом с кафе или магазином, и можно потратить время с пользой

Хорошо, если зарядка находится рядом с кафе или магазином, и можно потратить время с пользой

Отчасти такому росту способствует то, что государство стимулирует украинцев покупать экологичный транспорт. Так, в 2018 году был принят закон о ввозе электромобилей в Украину по нулевой пошлине. Позже, льготный ввоз продлили до 2022 года, ввели особые номерные знаки для электрокаров и электротакси, штрафы до 510 гривен за парковку бензиновых авто на месте для электрокаров и новые дорожные знаки.

Но, несмотря на это, часть украинцев, попробовав новинку, в итоге продают свои электромашины. Одна из причин – отсутствие инфраструктуры.

Чего не хватает

Свой электрокар продал житель Днепра Сергей Шишкин. Поводом для продажи стала нехватка мест для зарядки в Днепре. Пока семья Сергея жила в частном доме, оставить авто на ночь заряжаться в гараже не было проблемой. Но как только переехали в квартиру, стало понятно, насколько машина на электротяге хлопотное дело.

Фото из личного архива Сергея Шишкина

Фото из личного архива Сергея Шишкина

«Авто продают много, а зарядок на такое количество машин недостаточно, — говорит Сергей. – Вот например, популярное место для зарядки – торговый центр “Караван”. Там 6 зарядных портов, из которых 2 быстрых и 4 не очень быстрых (имеется в виду зарядка электрокара переменным током, то есть на протяжении нескольких часов, и постоянным током, когда авто заряжается от 30 минут до часа  – ред.). И часто все они заняты — и припарковаться рядом негде, потому что после зарядки водители не торопятся освобождать место, а длины провода, чтоб дотянуть его до паркоместа подальше, не хватает».

Но это только часть проблемы. Если в Америке государство вместе с Tesla строит сеть заправочных станций по одному шаблону, то в Украине все отдано на откуп частникам. К чему это приводит? 

«Чтобы зарядится, нужно скачать на телефон «зверинец» приложений — TOKA Network, АЕ Charging Point, ElectroUA, E-mobility YASNO… Но это еще полдела, — говорит бывший владелец электрокара. – В каждом из них должны быть пополнены счета, с которых списываются деньги за зарядку. Ведь часто неясно, где ты будешь заряжаться в следующий раз».

Хорошо, если зарядка свободна и исправна

Хорошо, если зарядка свободна и исправна

Чем выше скорость зарядки, тем больше придется заплатить. А если вы оставите машину на зарядку на платной стоянке — цена сравняется с заправкой авто бензином. «В стоимость электрозарядки входит каждый киловатт, время у зарядной станции, стоимость парковки, – говорит Шишкин. – И один кВт может стоить до 5-6 гривен, а с маркетинговой накруткой — арендой квадратных метров под парковкой, маржой инвестора, то и 10 гривен. В среднем проезд на бензине может обходится до 200 гривен за 100 километров. Для электромобиля, если заряжать его дома, проезд такой же дистанции обходится в 40 гривен. Но если заряжать электрокар на зарядной станции по самому дорогому тарифу, то выйдет стоимость бензиновой заправки».

Это сильно ставит под сомнение экономичность электроавтомобилей. Особенно, например, для использующих электрокары таксистов, ведь для них скорость зарядки — а значит, и стоимость заправки, имеют решающее значение. «Инфраструктура развивается, это видно. Но до цивилизованной формы, когда можно подъехать в любое время и зарядиться, или забронировать киловатты на время и оплатить через один сервис по понятной цене – еще не дотягивает», — говорит Сергей Шишкин.

Впрочем, есть истории, когда жители Днепра оригинально выходят из такой ситуации. Например, если владелец электрокара живет на первом этаже, можно вывести зарядку на улицу и заряжать авто под окнами.

Зарядку для электрокара установили прямо под балконом жилого дома

Зарядку для электрокара установили прямо под балконом жилого дома

Некоторые автолюбители  организовывают самодельные зарядные станции на ночных стоянках: тянут провода, ставят счетчики, а потом рассчитываются с владельцем стоянки за использованную энергию.

По словам владельца Tesla Model S Дмитрия Маменко, перед покупкой своего первого электрокара пять лет назад он специально оборудовал гараж розеткой. «Заправиться электричеством в городе можно практически везде. Пять лет назад, когда я начинал ездить на электромобиле, не было ни одной зарядной станции в Днепре, — говорит Дмитрий. – Мне приходилось заряжаться от ларьков, на заправке договариваться и запитываться от розетки на 380 В для насосов на выгрузку топлива. Я говорил: «Девчонки, я дам вам доллар, дайте мне розетку». У меня с собой был набор кабелей в багажнике, и поулыбавшись и дав доллар, можно было получить доступ к зарядке. Но если мы говорим о сервисе, то у нас его пока нет».

Фото из личного архива Дмитрия Маменко

Фото из личного архива Дмитрия Маменко

По словам жителя Днепра, когда крупные производители электрокаров зайдут на украинский рынок, они будут заинтересованы в создании зарядной инфраструктуры. «Когда в Украину официально зайдет Mercedes со своими машинами, когда Nissan сюда зайдет, когда зайдет Tesla и у них будут автосалоны по продаже и сервису, соответственно, эти фирмы и будут развивать рынок зарядных станций, — сказал Дмитрий. – Они, как минимум, будут инвесторами, либо установят свои зарядные станции, или будут делать клубные станции. Это будет помогать привлекать клиентов: «Если вы купите за 30 тыс. долларов электрический Mercedes, то по всей Украине вам будет бесплатная зарядка или эта услуга будет со скидкой». И тогда инфраструктура зарядных станций будет совершенствоваться». 

Кому принадлежат зарядные станции в Днепре

В городе в основном можно заметить заправки компаний с логотипами AutoEnterprise, IONITY, TOKA и YASNO. Есть имиджевая заправка Ощадбанка на проспекте Гагарина, частные станции на привычных заправках, модули возле ТРЦ, ресторанов, супермаркетов, бизнес- и автоцентров. На сайте Plug Share есть информация о расположении зарядных станций для электромобилей в Украине и мире. В Днепре и вокруг города картина выглядит так:

Данные сервиса Plug Share по Днепру

Данные сервиса Plug Share по Днепру

Лидером по количеству станций в нашем городе, да и в Украине, считается харьковская компания AutoEnterprise. Компания непростая: у правоохранителей и журналистов-расследователей есть к ней ряд вопросов. Так, в июле 2020-го журналисты программы «Схемы» выяснили, что интересы этой компании лоббирует нардеп «Слуги народа» Александр Куницкий, известный также как видеоблоггер zpsanek. Он даже пытался продавить установку этой зарядной станции во внутреннем дворе парламента.

Еще известней его сделало лоббирование законопроекта о льготных условиях для развития AutoEnterprise. Но представители электромобильного сообщества выступили против такой инициативы.

По информации аналитической платформы YouControl, формально Куницкого в структуре собственности AutoEnterprise нет – фирма записана на Дмитрия Никонова. Но журналисты установили: до похода в парламент он получал здесь зарплату, а также финансово взаимодействовал с этим бизнесом как предприниматель.

В AutoEnterprise входят десятки фирм

В AutoEnterprise входят десятки фирм

Сейчас с компанией судится Главное управление Госпродпотребслужбы в Днепропетровской области. Суть спора – остановить работу зарядной станции возле бизнес-центра «Континент» в Днепре из-за нарушения санитарных норм. Хотя компания открещивается от станции и все претензии к ней отрицает. Также правоохранители подозревают, что машины, которыми торгует AutoEnterprise, могли ввезти по поддельным документам. Суды по этим делам пока идут.

Второе место по количеству зарядок для электрокаров в Днепре занимает компания ElectroUA Владимира Тарасова и Анатолия Кравцова.

Слева направо: Владимир Тарасов — координатор холдинга ElectroUA, Анатолий Кравцов — почетный президент холдинга ElectroUA (Фото: ElectroUA)

Слева направо: Владимир Тарасов — координатор холдинга ElectroUA, Анатолий Кравцов — почетный президент холдинга ElectroUA (Фото: ElectroUA)

ElectroUA известна тем, что предлагала украинцам стать инвесторами и получать доход от зарядок для электрокаров. Нам рассказывали о доходности, которая может достигать 40% годовых. Оставим для следующего материала историю с неудавшимися инвесторами и просто скажем, что с прошлого года количество исков к компании о задолженности по договорам растет, как снежный ком.

Еще одна компания, у которой есть станции в Днепре – IONITY.  Нет, это не европейская сеть IONITY вдруг зашла на украинский рынок, это украинский аналог известного совместного предприятия автомобильных концернов назвал себя чужим именем. Интересно, что украинская фирма зарегистрировала IONITY как торговую марку 10 января 2019 года. Знает ли об этом европейская компания? К слову, этим патентом уже пользовались в суде.

Украинская «калька» принадлежит киевлянину Юрию Пальшину и недавно она сменила вид деятельности с консультирования на распределение электроэнергии. По судебному реестру видно, что украинская ІОНІТІ часто встречается в суде с AutoEnterprise по долгам за размещение оборудования. Более того, компания предлагает свои условия сотрудничества владельцам станций Electro UA.

Еще одна сеть зарядных станций для электромобилей, у которой есть оборудование в Днепре – компания ТОКА. Она принадлежит жителю столицы Стефану Благовисному, жителю Киевской области Станиславу Луцковичу и жительнице Одессы Ольге Борняковой.

С этой компанией связана фирма по производству электрооборудования и торговле электроэнергией «СМАРТ ГРІД СОЛЮШЕН» и фирмой по производству трансформаторов «ОКТА ЕНЕРДЖІ».

У подразделения компании ДТЭК Рината Ахметова – компании YASNO E-mobility в Днепре одна заправка. Она находится возле ТРЦ Караван на ж/м Левобережный-3.

Станции компании установлены в Киеве и на основных трассах

Станции компании установлены в Киеве и на основных трассах

В основном, станции быстрой зарядки YASNO находятся на трассе Киев-Львов, Киев-Полтава и Киев-Одесса.

О том, почему государство должно вмешаться в создание инфраструктуры для зарядных станций и как днепряне «унесли ноги» из проекта по инвестированию и смогли забрать все свои деньги – читайте в следующем материале.

Ирина Логуш 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: