В Днепре адвокат пояснила, можно ли в Украине легально открыть дом престарелых

В Днепре адвокат пояснила, можно ли в Украине легально открыть дом престарелых

27 января в медиацентре Информатор адвокат Елена Доненко рассказала, кто имеет право попасть в государственные дома престарелых, почему пожилых людей заставляют работать на огороде, и как в Украине работают полулегальные частные дома престарелых.

Как законодательство Украины регулирует вопрос домов престарелых

По словам Елены Доненко, адвоката и управляющего партнер ЮК CompLex Group, в украинском законодательстве вообще нет такого понятия как дом престарелых.

«У нас это называется гериатрическое заведение, например, санаторий, профилакторий и так далее. Важно понимать, что у нас существует исключительно государственная монополия на открытие и деятельность таких учреждений. Таким образом, только государство может открывать, финансировать и проверять такие учреждения для пожилых людей.

Реформа в этой отрасли назрела однозначно и уже давно. Еще год назад в открытом доступе появился отчет Министерства социальной политики о том, что нужно эту отрасль реформировать. Это понимают даже наши чиновники, потому что спрос на частные учреждения такого типа тоже очевиден».

Поскольку существует нехватка этих государственных заведений, то туда могут попасть, в первую очередь, пожилые люди льготных категорий. «Если у пожилого человека есть трудоспособные дети, то попасть в такое заведение практически нереально, даже если его состояние здоровья может требовать такого уровня ухода, что дети не смогут его обеспечить, поскольку там уже нужен и социальный, и медицинский уход. Но попасть в государственные учреждения такому человеку будет нереально».

Как в домах престарелых ущемляют свободы и принуждают к физическому труду

«В том отчете также была информация о том, что у таких гериатрических учреждений очень часто есть какие-то приусадебные наделы земли, огороды, там выращивают подсобное хозяйство, и на этих хозяйствах заставляют работать пожилых людей. Таким образом, такая информация есть в отчете Министерства соцполитики, – говорит Елена Доненко.

Естественно, они делают вывод, что такое положение дел неправильно. Это учреждение должно быть направлено на то, чтобы пожилые люди не доживали там свою жизнь, а заслуженно отдыхали и получали максимально комфортные условия для своего проживания. Никакой речи о том, что нужно работать на огороде и помогать смотреть за животными, здесь не может быть. Сейчас все это маскируется под добровольную волю самих постояльцев, но на деле ситуация совершенно другая.

Также существуют ограничения свободы в таких учреждениях, что вообще недопустимо. Как бы на бумаге этого нет, но по факту все понимают, что выйти из этого учреждения по собственному желанию практически нереально. Также отмечаются проблемы с доступом родственников и друзей в такие учреждения государственного типа. Опять же это – ограничение свободы. Это медико-социальное учреждение и никак не учреждение, которое может ограничивать свободу. Поэтому нужно менять систему».

Как в Украине работают полулегальные частные дома престарелых

По словам адвоката, официально открыть частный дом престарелых невозможно, хотя и нет запрета на такую деятельность. «Дело в том, что самой деятельности по обеспечению гериатрических учреждений у нас нет даже в КВЭД (классификация видов экономической деятельности). Как же поступают люди, которые по той или иной причине все-таки хотят заняться этим бизнесом?

Человек выкупает или арендует помещение, дальше открывает юридическое лицо или чаще всего физическое лицо-предприниматель. По КВЭДу деятельности – это временное размещение проживающих по типу гостиницы или хостела. То есть никакой речи о том, что это для молодых или пожилых людей, нет. Это просто услуги предоставления временного жилья. Если же в этом помещении будут предоставляться медицинские услуги, то здесь лицензируется только деятельность врача, который арендует в этом учреждении кабинет. То есть врач под свой диплом получает лицензию, и уже якобы предоставляется медико-социальное обслуживание для пожилых людей.

Если ты в первый раз пришел в такой частный пансионат и хочешь устроить туда своего родственника, то тебе все покажут, расскажут, что едят, как устроены комнаты, и все якобы хорошо. Но надо понимать, что ответственность за своего пожилого родственника, которого вы там размещаете, будет лежать исключительно на вас. Никакое государство или Министерство социальной политики не придет и не проверит это учреждение. Здесь вы должны понимать, доверяете ли вы людям, которые его открыли и которые там работают. Естественно, нужно мониторить условия проживания вашего родственника. То есть здесь вы не только оплачиваете все эти услуги, но еще и отвечаете сами, за то, что там происходит».

Проверяют ли частные дома престарелых на пожарную безопасность

«Конечно, пожарную безопасность проверяют везде: в магазинах, в офисах, в такого рода гостиницах. Когда приходят с проверкой пожарные и не находят в нужном месте огнетушителя, то деятельность такого предприятия может быть заблокирована полностью. Тогда нужно идти в суд и разблокировать ее, – отмечает Елена Доненко.

Что касается недавней ситуации в Харькове, когда в полулегальном пансионате произошел пожар, то это вообще вопиющая ситуация. Двухэтажное здание было с решетками на всех окнах. О каких пожарных нормах здесь могла идти речь? Даже если на первом этаже люди ставят решетки, то хотя бы одно окно должно открываться. Там же все было наглухо закрыто, люди не могли покинуть помещение. Тут возникает вопрос, проводилась ли пожарная проверка вообще, есть ли ее результаты, как был оформлен акт проверки, были ли выявлены нарушения? Если они были выявлены, то почему продолжало действовать это учреждение. Опять же мы все понимаем, что это произошло в пик морозов, и естественно включили дополнительное отопление, что было нарушением норм пожарной безопасности, учитывая то, какая была проводка. Тут очень много вопросов, как к людям, которые открыли это заведение, так и к тем, кто должен был это проверять.

С тех пор ничего не изменилось. В сентябре 2020 года был издан приказ, которым утверждалось типовое положение исключительно государственных гериатрических учреждений. По-другому прописывались условия финансирования, теперь разрешен хозрасчет, когда родственники могут платить за своих родственников, но это не решает проблему. Частных гериатрических учреждений у нас официально нет. Они не разрешены по законодательству, но на них есть спрос. Решение этой проблемы будет в том, что будет легализовано открытие именно частных пансионатов для пожилых людей».

Можно ли как-то бороться с нарушением прав в таких учреждениях

«Если у нас есть государственная монополия на деятельность таких учреждений, то само государство должно контролировать, не нарушаются ли права человека. У нас также есть уполномоченный по правам человека. Однако мы видим, что само Министерство социальной политики в своем отчете признает, что такие нарушения есть. Но одно дело признать, а другое – что с этим делать, какой выход из ситуации? Тут ничего непонятно. В отчете только говорится о том, что эту отрасль нужно реформировать. Но это и так все понимают. С момента этого отчета прошел уже почти год, никакой реформы мы не видим, только трагедию, уносящую жизни пожилых людей», – заявляет адвокат.

Елена Морозова

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.