В Днепре рассказали, как учителя должны вести уроки онлайн и чем родители могут им помочь

В Днепре рассказали, как учителя должны вести уроки онлайн и чем родители могут им помочь

На пресс-конференции в медиацентре «Информатор Днепр» заведующая кафедрой управления информационно-образовательным процессом Днепровской академии непрерывного образования Оксана Бутурлина рассказала об особенностях образования детей в период локдауна.

С октября 2020 года действует принятое Кабмином Украины новое Положение о дистанционной форме получения полного общего среднего образовании.

Сколько времени учитель должен быть с учениками онлайн

Согласно новому Положению, не менее 30% учебной нагрузки учитель должен выполнять в синхронном режиме – т.е. находясь одновременно с детьми в электронном пространстве.

«Что касается формы дистанционного образования, то по заявлению родителей происходит новый на сегодня образовательный процесс. Но в Днепропетровской области у нас уже есть такой опыт, потому что 5 лет проводилась экспериментальная работа на базе СОШ №58 в Днепре. Поэтому отработаны все механизмы перехода именно на дистанционную форму обучения», – рассказывает завкафедры управления информационно-образовательным процессом Днепровской академии непрерывного образования Оксана Бутурлина.

Длительность урока остается стабильной и она не изменяется в зависимости от формы обучения. В 1 классе – 35 минут, а дальше – 45 минут. По санитарным требованиям (с 1 января) в 1 классе ученик может находиться перед электронными устройствами 10 минут, со 2 по 4 класс – до 15 минут, с 5 по 7 класс – до 20 минут, дальше – до 25 минут, а старшеклассники – до 30 минут. А если спаренные уроки (так часто бывает в старших классах), то второй урок – не более 15-20 минут. Длительность уроков стандартная, а время нахождения перед электронными устройствами значительно меньше.

«В начальных классах, например, за эти 10 минут учитель может не объяснять тему, а проверять знания, полученные учеником самостоятельно или вместе с родителями. Это может быть какая-то интересная коммуникация, проверка домашнего задания. Учитель может на свое усмотрение решать, что будет делать в течение 10 минут онлайн-общения.

Учителям сейчас поставлены требования перестроить структуру урока: понять, на какой минуте будет физкультминутка, гимнастика для глаз, как ученики получат задание для выполнения самостоятельно без подключения онлайн, как в конце урока учителю включиться на 5 минут для выполнения этого задания. Это креативное дело, его решает учитель», – говорит Оксана Бутурлина.

На ком лежит ответственность за обучение ребенка

Ответственность за достижение результатов обучения распределяется равномерно на учителей, учеников и родителей. Нужно обратить внимание на то, созданы ли условия для дистанционного образования. На сегодня не все учителя обеспечены техническими средствами. И у них просто может не быть возможности предоставлять такие полноценные образовательные услуги, которые ждут от них родители.

В Положении отмечено, что учитель может использовать и собственные технические средства. Тогда он имеет право на компенсацию от государства трат собственных средств. Для этого нужно обращаться к руководству школы и в орган управления образованием. Хотя в Днепре таких примеров пока не было. Часто учителя используют то, что у них есть. Например, мобильный телефон. Телефон ограничен в своих возможностях. Поэтому часто бывают задания через Viber и другие сети.

«Но существуют и ситуации с безответственным отношением учителя. Тогда надо говорить с администрацией учреждения. У родителей есть право писать обращения. Также есть органы управления образованием (городское управление образования – Авт.), которые тоже заботятся вопросами качества образования», – отмечает Оксана Бутурлина.

Чем родители могут помочь учителям

Самое важное, что должны делать родители, это мотивировать своих детей учиться. Во-первых, создать условия для ребенка, чтобы он придерживался такого же режима, но уже дома, не отвлекаясь. Это мотивация к тому, чтобы ребенок утром проснулся, сделал утреннюю зарядку, немного взбодрился, с хорошим настроением начал онлайн-коммуникацию. Детям очень не хватает живого общения. Они так же, как и взрослые, переживают стресс в эпоху карантина.

«Могут ли родители помочь учителям решить технические проблемы? Думаю, да. Возможно, эти проблемы может решить и родительский совет. Техническая не обеспеченность учреждений – это реальная проблема. Но поделиться своим ноутбуком, наверное, будет неправильно.

Могу сказать, что техническая необеспеченность касается не только учителей, но и учеников также. И в Положении сказано, что если ребенок не имеет возможности общаться онлайн через планшет или ноутбук, или если ребенок не может этого делать из-за медицинских запретов, тогда учитель дает задание и учебные материалы другим способом. Даже через телефон и электронную почту», – объясняет педагог Оксана Бутурлина.

При этом школы сами решают, уходить ли на локдаун с использованием информационных технологий или продолжить каникулы. В зависимости от того, есть ли условия у учреждения для обеспечения эффективного дистанционного обучения в период карантина.

Будет ли дистанционка после карантина

Дистанционная – сегодня такая же форма обучения, как и очная. И может использоваться после завершения карантина. В Положении указывается, при каких условиях возможен переход на дистанционную форму обучения (по заявлению родителей). По решению педагогического совета происходит переход ребенка с очной на дистанционную форму обучения.

Причины могут быть разные: отъезд родителей за границу, большое количество занятий по спорту или хореографии (когда ребенок очень одаренный, много гастролирует/ездит на соревнования), состояние здоровья. По любой причине родители могут написать заявление до наступления совершеннолетия. Если учреждение имеет такие возможности и предоставляет услуги образования в дистанционной форме, то ребенок может быть переведен. Учреждение на своем сайте или на сайте своего учредителя должно отметить, что они предоставляют услуги по дистанционной форме обучения. Т.е. обучение будет проводиться в присутствии учеников, как раньше, но отдельные ученики могут проходить эти уроки дистанционно одновременно с остальными.

Дмитрий Чернышев

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.