Информатор Деньги

Днепр

В Днепре рассказали, как увеличатся штрафы для загрязнителей воздуха и природы

14 января в медиацентре «Информатор Днепр» глава ОФ «Экологический патруль» Татьяна Лампика рассказала о реформе Госэкоинспекции и новых штрафах для загрязнителей природной среды.

Как продвигается реформа экоинспекции

«Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов пытается выстроить систему мониторинга уже точно 2 года. Оно об этом говорит, выделяет деньги, выдает постановления. Даже с января этого года предприятия должны отчитываться как раз по системе мониторинга. К сожалению, в практической плоскости это не работает. Поэтому досконально сказать, какое у нас состояние окружающей среды, какое загрязнение мы не можем. Это все наполовину правдивые данные.

А если говорить о контроле, то здесь все плачевно. Так получается, что Государственная экологическая инспекция перешла в интенсивную фазу реформы. Сейчас на местах должны появиться региональные управления, объединяющие сразу по несколько областей. Наша область объединена с Кировоградской областью. Теперь это называется Приднепровский округ.

К сожалению, начальники округов до сих пор в полном объеме не назначены. Ликвидация старых инспекций закончилась 31 декабря 2020 года. Большинство руководящего состава «новой» инспекции, к сожалению, не назначено по всей Украине.

Мы это связываем с тем, что идут интенсивные торги как в политической плоскости, так и в финансовой. В связи с этим все нормативные акты немного притормаживаются. Мы ждали, что в конце года будет новый закон об экологическом контроле, который добавит полномочий инспекторам и даст наконец-то возможность заходить на предприятия, штрафовать, увеличивать штрафы», – говорит Татьяна Лампика.

Предприятия понимают, что могут не пустить инспектора, заплатив за это 640 грн, и ему за это ничего не будет. Они спокойно себя чувствуют и не пускали инспекторов.

«Этот закон, предполагалось, что все изменит. К сожалению, его не приняли. Плюс вызвало много дискуссий и почему-то очень долго разрабатывались новые изменения в методиках и штрафах, которые тоже должны были бы добавить объемы денежных средств, начисляемых в качестве штрафных санкций предприятиям», – рассказывает глава Общественного формирования «Экологический патруль».

 Кто теперь заплатит больше штрафов

Как рассказывает Татьяна Лампика, первая методика, была зарегистрирована только в начале этого года. Это методика расчета убытка от загрязнения земельного покрова.

«Единственное, на что стоит обратить внимание, что там коэффициент, когда идет загрязнение земли бытовыми или промышленными отходами, с 10 увеличивается на 15. А если это загрязнение опасными отходами или токсичными, то из 100 в 300. По сути, это увеличит в 3-6 раз объем штрафных санкций», — делится подробностями Татьяна Лампика и приводит пример, что изменится:

«Из моей практики. На загрязненном участке у «Бартоломео», где были строительные отходы, после проверки инспекторами был насчитан убыток, который составлял около 1,5 млн грн. По новой методике это уже было бы более 2 млн грн.

Другой пример. В прошлом году «Биоле» был насчитан штраф, если не ошибаюсь, в размере 3 млн грн. Тоже были строительные отходы. Сейчас этот штраф был бы 4,5 миллиона. Для предприятий это достаточно существенные цифры». Обычно предприятия платят крупные суммы за наличие строительных отходов.

Также эколог отмечает, что размер убытка, который насчитывается должностным лицам, почему-то увеличился с 1950,75 грн только до 1957,5 грн.

Возможны и суровые наказания

По словам эколога, вчера глава комитета Верховной Рады Олег Бондаренко заявил, что они подали в первое чтение изменения к законопроектам, согласно которым инспектор будет иметь полномочия приблизительно такие же, как имеет охрана по труду.

«Во-первых, у них будет полномочия правоохранительного органа. За недопуск инспекции даже можно будет вменять предприятию или должностному лицу уголовную ответственность. А также увеличение штрафов предприятиям, если они не пускают инспекцию. Размер штрафов может доходить до 100 тыс. грн.

Все зависит от того, какие изменения примут в этот документ после чтения. Там даже предусматривается, что если будет вмешательство в работу инспектора, то предусматривается даже арест до 3 месяцев, а в случае не допуска инспектора – ограничение свободы до 4 лет.

Достаточно жестко. Посмотрим, как это будет выглядеть. Из практики мы знаем, что придумывается очень хорошо, жестко. Потом, когда оно проходит вот эти все барьеры: сначала комитет (Верховной Рады – Авт.), потом выходит на обсуждение депутатов Верховной Рады, как правило, там очень много лоббистов корпораций/больших предприятий. К сожалению, далеко такое решение не уходит.

Например, депутаты уже трех созывов с 2013 года никак не могут принять закон про фосфаты. На стадии обсуждения депутатами очень часто все это стопорится и забывается на долгие годы», – делится опасениями Татьяна Лампика.

Кто платит, а кто не хочет платить штрафы

«Нужно учитывать, что это за предприятие. Если это понятное большое предприятие, например «Арселор Миталл» или корпорация «Метинвеста», со статусом юрлица и должностными лицами, то тогда такой штраф 100% выплачивается. Юристы могут поторговаться в суде только за размер этого штрафа. Там используются разные коэффициенты – система просчета.

Когда речь идет о физических лицах, о небольших предприятиях, о свинофермах (их отходы опасные, если не перерабатываются), то часто деньги в бюджет так и не поступают», – подчеркивает глава ОФ «Экологический Патруль».

Как рассказывает Татьяна Лампика, в Любимовке под Днепром больше года назад экоинспекторами свиноферме был насчитан ущерб 5 млн грн, и он до сих пор не выплачен. Поселковый совет в первую очередь должен быть заинтересован, потому что 35% такого штрафа получат в местный бюджет. Но там он не вмешивается в процесс.

Также стоит упомянуть об истории в Подгороднем. Там кто-то закопал опасные отходы. Намного проще, чтобы местные власти оплатили вывоз этих отходов, чем найти виновного и заставить его через суд оплатить это. Сейчас, как рассказывает экоактивистка, общественники Подгородного собрали деньги сами для вывоза этих отходов.

«Химические или токсические отходы требуют немедленного включения, выделения бюджетных денег и вывоза. К сожалению, если это не понятное или небольшое предприятие, практически это невозможно. Это редко когда срабатывает», – замечает Татьяна Лампика.

Напомним, недавно мы писали, почему Госэкоинспекция Украины работает не очень эффективно, а убытки от нанесения вреда экосистеме нашей страны исчисляются в десятки миллиардов гривен.

Дмитрий Чернышев

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: