Днепр

На каком месте Днепр в рейтинге закупок электротранспорта в 2020 году в Украине

Команда AllTransUA и эксперты Пассажирского транспорта подвели итоги транспортного года в Украине. Специалисты подсчитали, как обновился парк электротранспорта в украинских городах и кто лучше всех развивал транспортную инфраструктуру.

Информатор Деньги, подводя итоги, расскажет о том, какие города Украины в 2020 году закупили трамваи и троллейбусы для своих граждан. С транспортными итогами года 2019 можно ознакомиться ЗДЕСЬ.

Троллейбусные итоги 2020

Третий год подряд украинские города наращивают темпы закупок троллейбусов. Эксперты транспортной отрасли снова отмечают рекорд – в 2020 году в Украине стало больше на 337 машин.

В 2020-м году закупки троллейбусов были выше, чем в 2011-м, когда города массово закупали технику перед чемпионатом Евро-2012 и приобрели 282 машины.

Такой рост закупок новых троллейбусов эксперты поясняют тем, что в 2020 после длительной подготовки как раз были имплементированы проекты сотрудничества с международными финансовыми организациями. 82% новых троллейбусов было приобретено на средства международных кредитных партнеров — преимущественно Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ).

Еще одна новинка финансового характера заключается в том, что все чаще города используют инструмент финансового лизинга: из 60-ти новых троллейбусов, которые были приобретены не за счет международных доноров, 26 было приобретено путем процедуры финансового лизинга.

Эксперты отметили, что все троллейбусы, приобретенные таким образом — Днепр Т203 и PTS-12, построенные в кузовах автобусов МАЗ-203. Таким образом, в 2020 году только 34 новых троллейбуса поступило за бюджетные средства с использованием системы Prozorro.

Изменения в структуре финансирования троллейбусных закупок повлияло и на работу самих транспортных аналитиков, ведь закупки через МФО и путем финансового лизинга менее прозрачны и их труднее отслеживать.

Тем не менее, всего за 2020 год в украинские города поступило, как минимум, 324 новых троллейбуса. При этом не учитывались подержанные троллейбусы, поэтому в статистике могут быть расхождения в 1-2 машины за счет возможных поставок в самые последние дни уходящего 2020 года.

Эксперты отмечают, что из всех поставленных машин 20 — сочлененные, а остальные — это обычные троллейбусы, длиной 12 метров. Следует заметить, что не менее 48 машин из этого числа имеют опцию увеличенного автономного хода от аккумуляторов на 15-20 километров и более, что позволяет открывать новые маршруты, которые частично проходят в районах, где нет контактной троллейбусной сети.

Среди лидеров по закупкам в 2020 году Мариуполь. Здесь стало больше на 72 троллейбуса.  Из них 15 автономных троллейбусов, а также 57 троллейбусов обычных.  Весь электротранспорт закуплен за кредитные средства.

На втором месте Кривой Рог, в котором троллейбусный парк увеличился на 50 единицы. Четыре машины из этой закупки стали на криворожские маршруты еще в 2019 году. Это обновление обошлось криворожанам в 10 млн евро. Кредитный договор рассчитан на 12 лет.

Троллейбус «Днипро-Т203» в Кривом Роге. Фото Александр Акуленко

Также хорошо отработали в Житомире, Харькове и Львове, где жители в течение года получили по 30 и более троллейбусов.

Днепр получил 17 троллейбусов «Днипро-Т203» из закупленных ранее 33-х машин по кредиту ЕБРР, а также 8 из 12 закупленных по другому кредиту ЕБРР «автономных» троллейбусов «БКМ-321» от компании «БКМ-Украина». Таким образом, в городе стало больше на 25 машин.

По производителям статистика такова: 125 — это белорусские «БКМ-321» в разных модификациях, 84 «Днипро-Т203», 65 – «Богданы», одиночные и сочлененные, 30 троллейбусов «Электрон-Т191», 15 – «PTS-12» и 5 «Эталон-Т121-Барвинок». Таким образом, белорусские производители суммарно изготовили примерно две трети всех троллейбусов, если считать за основу их кузова — от «МАЗа» до «Белкоммунмаша».

А вот б/у троллейбусы в этом году не пользовались популярностью. Таких машин приобрели всего лишь 5 машин для Запорожья. Кроме этого, в Ивано-Франковск было доставлено 5 троллейбусов Volvo V7000 AT из Линца, однако они пока не были приобретены и находятся в частной собственности — в общую статистику они не попали.

Трамвайные итоги 2020

Если прошедший год был благоприятным для развития троллейбусного рынка, то вот для трамвайного он был менее оптимистичным. В 2020 году лишь пять городов Украины обновили  свой трамвайный парк.

Пока что рекордным для трамвайного парка остается 2017 год. Тогда украинские города закупили 156 трамваев. 113 единиц из них были подержанными, а 43 – новыми. Уже в 2018 пошел спад поставок – трамвайные хозяйства получили всего 101 машину (76 единиц б/у и 25 новых). А вот за 2019 год численность машин в трамвайных депо увеличилась всего на 40 машин.

Общее количество приобретенных в 2020 году трамваев составляет всего 49, из которых 40 – бывшие в употреблении вагоны. Второй год подряд наиболее активно трамваи закупает Днепр. В 2019 город приобрел 20 единиц, а в 2020 — 35 подержанных лейпцигских вагонов. Трамвайные вагоны «Tatra T4D-M», которые Днепр закупил в Лейпциге, выпущены в 1980-х годах на заводе «Татра-Смихув», который входил в состав концерна «ЧКД-Прага».

Цена закупки составила чуть более 60 миллионов гривен — или по 3 миллиона на один вагон с учетом переоборудования их ходовых тележек с «европейской» колеи 1435 мм на отечественную колею 1520 мм.

Бывший лейпцигский трамвай «Татра-Т4» в Днепре. Фото Андрей Сергиевич

Еще 2 машины — вагоны 71-414К от польского производителя Pesa, поступили в Киев.

Кроме этого, в Запорожье доставлено 6 вагонов Tatra KT4DM из Берлина. Это поставка в рамках закупки еще 2018 года.

Бывший берлинский трамвай «Татра-КТ4» в Запорожье. Фото Максим Наумов

В Каменское поставлено 5 вагонов «Татра-Т6А5» из Праги, которые перед этим прошли переделку ходовых тележек в Харькове. Еще 6 вагонов Т6А5 прибудут в город в 2021 году.

Эксперты отметили, что еще три города пытались провести или проводят международные тендеры по закупке современных многосекционных трамваев по кредитам Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития. Это Одесса, которая еще весной объявила тендер на 14 трехсекционных низкопольных трамваев. Сумма кредита составила 20 миллионов евро от ЕИБ плюс софинансирование из городского бюджета. Но в конце декабря 2020 года сделка сорвалась, и тендер отменили, официально из-за несоответствия поданных документов требованиям всеми участниками — и пообещали объявить снова в январе-феврале 2021 года.

Также процедуру закупки 20 низкопольных трамваев по кредиту ЕБРР на сумму в почти 25 миллионов евро начал Киев. Самая дешевая цена среди участников тендера — у компании «Татра-Юг» — по 1,22 миллиона евро, с которой компания и выиграла торги.

А также свои трамваи еще с весны 2020 года ждет Львов.  Тендер выиграл завод «Электрон» с ценой в 1,7 миллиона евро за пятисекционный вагон, но, несмотря на подписанный контракт, изготовление трамваев не начинали.

В Кривом Роге под конец года объявили о планах по закупке 50 трамвайных вагонов. Новый транспорт купят за кредитные средства. Этот проект  планируют реализовать до конца 2021 года.

Городские власти Винницы договорились со своим городом-побратимом Цюрихом о бесплатной поставке 70 подержанных трамваев, но первую партию из 35 вагонов привезут только в 2022 году.

И хотя ситуация на трамвайном рынка в целом неутешительная, хочется верить, что 2021-й год принесет больше хороших новостей. Ранее Информатор рассказал о том, в каких городах Украины лучше всего работает электротранспорт.

Юлия Карч

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: