Евробляхи vs «защита автопрома»: что больше вредит экологии и казне Украины – исследование

Евробляхи vs «защита автопрома»: что больше вредит экологии и казне Украины – исследование

Месяц назад по стране вновь прокатилась волна протестов «евробляхеров». Впрочем, их митинги стали привычным делом с 2018 года. Тогда поводом для недовольств стало введение возрастного акциза на растаможку импортных автомобилей из Европы. Заметим, его не отменили до сих пор. Почему правительство игнорирует требования автовладельцев - разбирался Информатор Деньги.

Потому, что хотят вернуть отечественному автопрому былую славу и востребованность. Однако повышение пошлин на импорт автомобилей не спасает ни бюджет, ни украинских производителей. Более того, подобное решение - дискриминация и противоречие европейским стандартам, к которым мы так стремимся. К таким выводам пришел Центр социально-экономических исследований CASE Украина в партнерстве с Институтом исследования авторынка, сообщает Информатор Деньги.

Суть возрастного акциза проста - чем старше импортный автомобиль, тем больше денег заплатит его владелец при растаможивании. Авторы исследования называют этот принцип протекционизмом (система таможенной политики с высокими пошлинами на ввозимые товары- ред.).

Первый аргумент: в какой-то степени это является дискриминацией. Протекционизм невозможен в странах-членах ЕС, которые не ограничивают импорт авто с другими странами-членами ЕС ради повышения продаж автомобилей на внутреннем рынке. Раз Украина подписала соглашение об ассоциации с ЕС, то у нее нет другого выхода, как отменить «возрастной акциз» и ввести европейские правила ввоза авто.

Второй аргумент: ликвидация акциза пополнит государственную казну более, чем на 1 миллиард гривен. Для этого Центр исследований сопоставил две цифры - прибыль от доступного импорта и издержку бюджета. По словам старшего экономиста CASE Украина Владимира Дубровского, с отменой протекционизма импорт подержанных автомобилей увеличится вдвое - до 700 тысяч машин. Соответственно возрастет и прибыль от налога и пошлин - тоже почти вдвое, а именно до 11,4 миллиарда гривен. Учтем и «жертву», которую принесет бюджет из-за отмены «возрастного акциза» - он потеряет 10,3 миллиарда гривен. А теперь сопоставим две цифры - прибыль и убыток. Разница - 1,1 миллиард гривен, которые все же остаются в бюджете Украины.

Третий аргумент: экология. В пользу отмены акциза авторы исследования обращают внимание на простую статистику. Она говорит о:

  • преувеличении вреда от автомобильных выхлопов (выбросы от экономического сектора составляют 55, 2% всех вредоносных выделений в атмосферу в то время, как автомобильные выхлопы - 6,5 %). Здесь стоит отметить систему сравнения и соотношения результатов: все же исследователи сравнивают не выхлопы импортных и отечественных автомобилей, что было бы более логично.

Евробляхи vs «защита автопрома»: что больше вредит экологии и казне Украины – исследование 1

  • замене старых карбюраторных машин, которые сейчас составляют 28% отечественного автопарка, подержанными импортными

Евробляхи vs «защита автопрома»: что больше вредит экологии и казне Украины – исследование 2

  • грамотном распределении автомобильного рынка (в Европе на 1000 человек приходится 600 машин, в Украине - 232),

Евробляхи vs «защита автопрома»: что больше вредит экологии и казне Украины – исследование 3

Четвертый аргумент: интересы украинцев. По традиции правительства поставим его на последнее место. Полноценный протекционизм ввели в 1998 году. За все время его существования граждане Украины заплатили 40 миллиардов долларов. После частичной либерализации ежегодно продолжают терять 1,2-1,5 миллиардов гривен.

Но это сухие цифры. Чтобы подкрепить их мнением живых людей, Центр исследований обратился в Киевский международный институт социологии, который в мае 2020 года провел опрос. Результат - 82% респондентов поддерживают доступное авто. Также для 76,2% опрашиваемых автомобиль - это возможность найти работу на расстоянии, для 72, 2% - это путешествия, для 72, 3% - отказ от общественного транспорта (актуально во время пандемии).

Стоит отметить и специфику опроса респондентом. Так, всех опрашиваемых украинцев поделили на четыре региона - Западный, Центральный, Южный и Восточный. Днепропетровская область (вместе с Запорожской, Херсонской, Николаевской и Одесской) входит в Южный регион, и “за” отмену акциза выступают 80% его жителей.

Другая сторона медали 

И у «возрастного акциза» есть преимущества и недостатки. Надежды правительства на возрождение отечественного автопрома не оправдали себя. По данным «Укравтопрома», производство автомобилей в 2018 году сократилось в 3,5 раз по сравнению с предыдущим 2017 годом. Похоже, тенденция не меняется и в 2020 году. В ноябре в компании сообщили, что выпуск автомобилей упал на четверть.

В то же время обратим внимание и на другую статистику от «Укравтопрома». В ноябре 2020 года украинцы растаможили и зарегистрировали 32, 2 тысячи подержанных легковушек. Спрос на «евробляхи» вырос на 12 % по сравнению с ноябрем прошлого года. И это с учетом повышения налогов на растаможку импортных авто.

Если украинские машины не пользуются спросом при ограничении доступа к заграничным, что же с ними будет при открытом импорте?

Кстати, экологичность - тоже сомнительный аргумент в споре об импортных автомобилях. Одной из причин принятия закона было то, что старые автомобили (даже импортные) соответствуют устаревшим международным эко-стандартам. До 2008 года (а именно - до вступления Украины Мировую организацию торговли) ввоз и регистрация транспорта старше 8 лет вообще был запрещен. Потом разрешили, но с высокими налогами. В дальнейшем возрастное ограничение заменили международные стандарты экологичности: с 2013 - ЕВРО-3, с 2014 - ЕВРО-4, с 2016-ЕВРО-5, с 2018 - ЕВРО-6. Требования менялись с каждым годом, и согласно им, выбросы вредных веществ снижались. Однако не все двигатели старых моделей подходят под принимаемые нормы. Возможно, именно поэтому действие закона фокусируется не только на возраст, но и на объем двигателя, что подтверждает целесообразность решения. И мотивация покупки нового автомобиля обуславливается заботой об окружающей среде, пусть это и не меняет показателей энергетического сектора, которые привел Центр исследований.

Впрочем, беда в стране не только с автомобилями, но и с дорогами. Ранее мы сообщали о том, что фирма с уголовными делами получит 3,7 миллиона от Службы автодорог Днепропетровщины. Тем временем на дороги Днепропетровской области выделили 560 миллионов гривен.

София Елагина

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.