Днепр

Подстава Зеленскому и 3 миллионам человек: как прошел первый год постройки аэропорта в Днепре

Карантин – это не только про новый вирус, но и про возможности. Пока весь мир борется с COVID-19, можно успеть построить современный аэропорт в Днепре. Для этого нужны не только деньги, но и правильная организация процесса без затягивания тендеров и с четкими сроками выполнения проекта.

История строительства нового аэропорта началась 12 июля 2019 года, когда в Днепр прилетел президент Владимир Зеленский и пообещал городу аэропорт. «Мы сделаем и поможем вам. Средства будут, потому что мы понимаем, что такое для города-миллионника аэропорт», — сказал во время первого визита в Днепр глава государства.

Но в первоначальном варианте проекта бюджета Украины на 2020 год, как и на 2021-й, на аэропорт денег не нашлось.

Денег на взлетку в проекте бюджета на 2020 год не было

Денег на взлетку в проекте бюджета на 2020 год не было

Благодаря нардепам от Днепропетровской области, строка в бюджете на взлетку каждый раз все-таки появлялась. Для этого создали бюджетную программу  «Проектування та будівництво аеродрому Міжнародного аеропорту «Дніпропетровськ» (код 3107030). Из расходов развития из общего фонда госбюджета хотели выделить 1 млрд грн.

Но появился коронавирус, и для создания фонда борьбы с ним правительство решило пересмотреть бюджет. В апреле на аэропорт из 1 млрд грн оставили 100 млн грн. К этим 100 млн грн добавили еще 200 млн грн за счет средств 2019 года. Всего, в 2020 году на аэропорт было предусмотрено 300 млн грн из госбюджета.

Что удалось сделать за год

Самой сложной задачей оказался сбор земли для строительства аэродрома. Для этого нужно было передать 245 га земли на территории Новоалександровского сельсовета Днепропетровской области в постоянное пользование государственному предприятию министерства инфраструктуры «Фінінпро». Этот участок нужен для строительства взлетной полосы длиной 3 200 метров и для инфраструктуры. Отдельно частный инвестор — группа DCH Александра Ярославского строит терминал. Планируется, что новый аэропорт сможет принимать до 3 млн пассажиров в год.

Так должен выглядеть новый аэропорт в Днепре

Так должен выглядеть новый аэропорт в Днепре

В мае этого года ДнепрОГА опубликовала информацию, что 198 га передали госпредприятию. «Еще более 10 участков принадлежат Днепровской РГА и частным хозяевам. Сейчас также готовят документы на передачу этой земли», — сказано в сообщении пресс-службы администрации.

По нашей информации, для строительства собрали пока не всю землю. Поэтому не готов проект, который еще должен пройти экспертизу. Это может привести к тому, что конкурс на 5,7 млрд грн на основные работы не раз будут переносить, как это происходило с тендером на проектирование. Напомним, что «Фінансування інфраструктурних проектів» с четвертой попытки смогло определить компанию, которая занялась созданием проекта. Это сорвало сроки начала строительства, а отсутствие проекта и его экспертизы вообще обнулит обещание президента!

К тому же, основные работы не начнутся без общественного обсуждения. Сообщение о том, что и где планируют строить появилось 23 апреля этого года в реестре оценки влияния на окружающую среду, а отчет – только 3 ноября. «Обсуждать» в переписке будут 35 дней, и только потом можно будет начинать работы.

Несмотря на это, перед выборами несколько тракторов заехали на участок с целью переложить коммуникации. Это назвали подготовительными работами и оценили их в 12 млн грн. Хотя больше сей акт был похож на часть избирательной кампании, чтобы показать видимость активной работы.

Мы решили узнать у облсовета и областной администрации, как обстоят дела с выделением земли, подготовкой проекта и его экспертизой. В облсовете нам ответили, что ничего про строительство сказать не могут.

А в ДнепрОГА на двух страницах рассказали, что такое публичная информация и отвечать отказались.

Несмотря на такие «нюансы», частный инвестор уже провел временные сети энергоснабжения, установил офис и подсобные помещения, обустроил временные дороги и сделал заказ на изготовление свай. По информации группы DCH, полноценный запуск терминала и обслуживающих зданий и сооружений запланирован на осень 2022 года. В этот проект инвестор готов вложить 70 млн долларов. «Группа DCH имеет успешный опыт государственно-частного партнерства при строительстве Международного аэропорта «Харьков», поэтому мы уверены, что обе стороны будут выполнять свои обязательства», — так оценили риски провала сотрудничества в компании Александра Ярославского.

Какие перспективы

На заседании бюджетного комитета Верховной Рады 2 ноября нардепы просили выделить на аэродром в 2021 году 2,5 млрд грн. Но специалисты посмотрели на то, как в ДнепрОГА и министерство инфраструктуры справляются с проектом, и выделили 1,5 млрд грн. Причина проста – с такими темпами, как выполнялись работы раньше, больше денег просто не успеют освоить.

Информатор Деньги писал, что 5 ноября парламент проголосовал за проект бюджета в первом чтении. По Бюджетному кодексу, Кабмин утверждает и подает в ВР законопроект о бюджете на следующий год до 15 сентября. В идеальном варианте, до 1 декабря бюджет Украины должен быть принят. После этого свои бюджеты принимают области, города и громады. Вполне возможно, что цифры по проекту могут измениться, и это станет известно уже в ближайшее время.

Что можно сделать

В декабре 2018 года украинский парламент проголосовал за трехлетнее бюджетное планирование – закон № 8044 «Про внесення зміни до Бюджетного кодексу України щодо запровадження середньострокового бюджетного планування». Это позволило бы избежать долгостроев, таких как мост в Запорожье, и повысить степень ответственности распорядителей бюджета. Для них могли заработать четкие KPI (англ. Key Performance Indicators, KPI — ключевые показатели эффективности- ред.), которые бы показали результативность и эффективность чиновников на их должностях.

Кроме этого, в Бюджетном кодексе есть статья 33 о бюджетной декларации. Этот документ должен составляться в соответствии с целями, которые президент определяет в своем ежегодном послании к Верховной Раде, программой деятельности Кабинета Министров, прогнозными и программными документами экономического и социального развития. Но до января 2021 года норма о бюджетной декларации не работает.

По словам руководителя Центра анализа общественных финансов и публичного управления Киевской Школы Экономики Дарины Марчак, среднесрочная бюджетная декларация будет иметь скорее статус прогноза, чем документа, который гарантирует наличие средств на следующие 2-3 года, чтобы успеть выполнить инфраструктурный проект. Единственный выход, по словам Марчак, это согласовывать реальные показатели бюджета и следить за тем, чтобы было предусмотрено финансирование на завершение уже начатых объектов.

Ирина Логуш

Материал подготовлен в рамках обучения в Центре журналистики Киевской школы экономики

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: