Распродажи скоро: в Днепре адвокат рассказала, как защитить свои права, покупая в интернете

Распродажи скоро: в Днепре адвокат рассказала, как защитить свои права, покупая в интернете

Уже скоро Черная пятница, за ней буквально через 2-3 недели в интернет-магазинах будут стартовать новогодние распродажи. О том, как при покупках в интернете не стать жертвой мошенников и защитить свои права, рассказала во время пресс-конференции в медиацентре Информатор адвокат, управляющий партнер юридической компании CompLex Group Елена Доненко.

На что надо обращать внимание и как уберечь себя от мошенников

По мнению адвоката, тема покупок в Интернете с наступлением карантина совершила просто скачок.

«Когда весной этого года мы все сидели в локдауне, покупки в Интернете увеличились весьма существенно. И сейчас мы идем к тому, что эта тема будет становиться все актуальнее и актуальнее.

Но надо понимать, что на покупки в Интернете, как и на покупки в магазине, распространяется законодательство Украины, в частности Гражданского и Хозяйственного кодексов и закона Украины «О защите прав потребителей». Это распространяется в первую очередь, когда совершаются покупки из авторизованных магазинов и официальных точек продаж в Интернете. И, конечно, это намного меньше работает, когда мы совершаем покупки у частных лиц, особенно при покупке одежды или бытовой техники б/у. В этом случае все намного сложнее.

Поэтому, осуществляя покупку в Интернете, мы должны понимать, что риски от того, что придет некачественный товар или не совсем тот товар, который был заказан, или же вообще никакой товар не придет, полностью наши, как покупателя. И наша задача сделать все, чтобы такие риски минимизировать.

Для начала надо хорошенько изучить потенциального продавца. Если это – официальный интернет-магазин, то тут все просто. Согласно законодательству, у таких магазинов на сайте должен быть раздел с информацией с кодом ЕДРПОУ для юридических лиц или ИНН для ФОП. Эти данные легко проверяются в судебном реестре, в реестре предприятий и ФОП Украины, чтобы убедиться, что такой продавец не имеет судебных исков или не находится в процедуре банкротства, нет ли против него открытых исполнительных производств. Это важно при дорогостоящих покупках.

Если мы собираемся что-то купить по объявлению в любой социальной сети, что уже очень распространено, чем пользуются обычные люди, продающие что-то свое, то здесь важно выяснить личность продавца. Узнать его ФИО и попросить у него отзывы других людей о его предыдущих продажах. Если такой человек занимается профессионально продажей или по крайней мере часто такое делает, то он без проблем предоставит отзывы. Но тут важно убедиться, что отзывы не более, чем месячной давности, поскольку это – показатель того, что продавец активно действует на этом сегменте рынка.

В идеале попросить сбросить копию его паспорта. Понятно, что далеко не каждый это сделает, поскольку если в дальнейшем возникнут проблемы, то при обращении в суд копия паспорта мгновенно идентифицирует такого человека.

Что важно понимать при оплате товара на карточку физического лица? В Гугле или в той социальной сети, в которой он ведет продажи, легко найти по этому номеру позитивные и негативные отзывы. Это займет до 10 минут, но дает определенные гарантии того, что не напорешься на мошенника», - пояснила Елена Доненко.

Что делать, если товар не подошел

«Если мы покупаем что-то в официальном онлайн-магазине, то, согласно законодательству, у нас есть целый перечень товаров, не подлежащих возврату. Это – нижнее белье, медицинские препараты, ювелирные изделия, любое продовольствие и так далее. Этот список утвержден Кабинетом министров Украины.

Если складывается ситуация: товар по интернету мы получили, но он нам не подошел. На официальные онлайн-магазины распространяется правило 14 дней на его возврат.

Если покупка идет у физического лица, то до совершения покупки нужно обсудить с продавцом, как будет осуществляться возврат товара в случае того, что он нам не подошел, чтобы мы не получили неприятную неожиданность.

Если товар нам не подошел, но его качество было нормальным, то возврат товара оплачивает покупатель.

Если же мы получили товар некачественный, с дефектами, то тут важен вес такого товара. При весе такого товара до 5 кг обратную пересылку оплачивает покупатель. При весе такого товара более 5 кг обратную пересылку оплачивает продавец», - рассказала Елена Доненко.

Что делать, если покупатель деньги за товар отправил, а сам товар так и не получил

«В таком случае, если покупка шла через Инстаграм, то вернуть деньги уже не получится. Такая возможность есть на OLX, поскольку там деньги замораживаются с перечислением продавцу, пока покупатель не подтвердит получение им товара. Но, чтобы не попасть в такую ситуацию, важно идентифицировать продавца.

Для этого надо запросить копию паспорта продавца. Тогда мы сможем написать на продавца заявление в полицию или Госпродпотребслужбу, либо подать иск в суд о взыскании перечисленной предоплаты. Понятно, что в суд имеет смысл подавать иск при значительной сумме предоплаты. При этом судебный сбор истцом не платится.

Пытаться вернуть перечисленные на карточку деньги через банк не получится, поскольку вы сами добровольно перевели сумму на карточку продавца», - подчеркнула Елена Доненко.

Алексей Логинов

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.