Зеленский хочет распустить нынешний Конституционный суд Украины: что думают политики и юристы

Зеленский хочет распустить нынешний Конституционный суд Украины: что думают политики и юристы

Президент Украины инициировал законопроект, по которому недавнее решение Конституционного Суда признают не действительным, состав Суда распустят и проведут избрание новых судей. Что об этом думают юристы, политики и журналисты – читайте в Информатор Деньги.

27 октября Конституционный суд Украины принял решение по представлению 48 народных депутатов. КСУ признал несоответствующим Конституции ряд положений антикоррупционного законодательства. В частности, была фактически остановлена деятельность Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции. КС проголосовал за отмену статьи 366-1 Уголовного кодекса (недостоверное декларирование), незаконного обогащения, электронного декларирования, полномочий НАПК.

В результате Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) с 18:00 28 октября закрыло реестр электронных деклараций во исполнение решения Конституционного суда. В результате решения КСУ никто, кроме сотрудников НАПК, не мог взглянуть на задекларированное чиновником состояние, как это было раньше. Кроме этого, отменена уголовная ответственность за ложь в декларациях, но и дисциплинарная и административная стали невозможными для практического применения. По данным Национального антикоррупционного бюро, из-за отмены уголовной ответственности за недостоверное декларирование будут закрыты 110 уголовных производств. Таким образом чиновники, которые должны были ответить перед законом, избегут ответственности.

Также в НАПК заявили, что своим решением Конституционный суд заблокировал назначение победителей местных выборов на должности. Назначение на должности мэров, председателей областных и районных советов, из заместителей возможно только после спецпроверки их деклараций сотрудниками НАПК, что невозможно сделать без доступа НАПК к реестрам.

После решения КСУ в НАПК заявили, что ещё ранее выявили признаки декларирования недостоверной информации у двух судей – Ирины Завгородней и Сергея Головатого. Кроме того, НАПК имело возможность инициировать привлечение к ответственности главы КСУ Александра Тупицкого за не декларирование земельного участка в оккупированном Россией Крыму, которую он купил в 2018 году и оформил по российскому законодательству.

Отмена КСУ антикоррупционных норм нарушает обязательства Украины по программе МВФ, кредитным соглашениям с ЕС, а также требования по предоставлению безвизового режима Украине со странами ЕС. И соответственно портит имидж Украины в глазах зарубежных партнеров. А прекращение сотрудничества с кредиторами может стать основой для обвала экономики, пострадавшей и без того от коронавирусной пандемии.

Вчера на срочном заседании Кабмина было принято решение восстановить работу реестра деклараций. Это решение также разблокирует спецпроверки НАПК и позволит избранным на выборах новым лидерам местного самоуправления вступить в должности. А на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины вчера приняли решение об ускорении подачи предложений к судебной реформе и активизации деятельности Комиссии по вопросам правовой реформы при Президенте Украины. Что о решении КСУ сказал Владимир Зеленский вчера на заседании Совета национальной безопасности и обороны вчера:

Конституционный суд опубликовал открытое обращение к властям, где сообщил о давлении со стороны антикоррупционных органов и «отдельных политиков». Судьи заявляют, что не поддадутся давлению и угрозам и продолжат «действовать исключительно в интересах украинского народа». А Главу КСУ Александра Тупицкого вызвали вчера на допрос в Госбюро расследований.

Утром 30 октября начались протесты под зданием Конституционного суда против принятого решения.

Сегодня в Конституционном Суде заявили, что «антикоррупционная и судебная реформы должны реализовываться без нарушения принципа независимости судебной власти и с соблюдением принципа конституционности». Там также отметили, что по действовавшим нормам к ответственности за не декларирование могли привлекаться лица, которые не могут быть участниками правоотношений с декларациями, что противоречит Конституции.

Отмечается, что КС пришел к выводу, что «использование юридических конструкций, в которых отсутствует четкий перечень законов, делает невозможным однозначное определение круга субъектов преступления, а отсылочные нормы невозможным установление круга их адресатов. Из приведенных позиций Конституционного Суда Украины усматривается, что законодателем должно быть введено такое антикоррупционное законодательное регулирование, которое обеспечит соблюдение принципа верховенства права, составляющие которого: юридическое определенность, предсказуемость, пропорциональность и соразмерность».

Что предлагает Зеленский

В своем законопроекте Президент Владимир Зеленский предлагает признать Решение Конституционного Суда Украины №13-р/2020 в деле №1-24/2020 (393/20) от 27.10.2020 ничтожным (не создающим правовых последствий) из-за наличия конфликта интересов у судей, голосовавших за решение. Закон «О предотвращении коррупции» и Уголовный кодекс будут действовать в той редакции, какая была до решения Конституционного Суда.

Также Владимир Зеленский предлагает прекратить полномочия действующего состава Конституционного Суда Украины и подготовиться к избранию нового состава конституционных судей.

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что решение КСУ, по представлению 47 нардепов, не имело должного обоснования и выходит за пределы конституционного представления. По мнению авторов, Конституционный Суд Украины путем манипуляций прибег к принятию этого решения.

«Следовательно, существует необходимость обеспечить сохранение европейского и евроатлантического выбора украинского общества, соблюдения принципа верховенства права конституционными органами, устранить угрозу национальной безопасности Украины и обеспечить соблюдение принципа верховенства права, установленного Конституцией Украины», – говорится в записке.

Постоянный представитель Верховной Рады в Конституционном Суде, нардеп Ольга Совгиря говорит, что на следующей неделе соберется комитет правовой политики парламента, рассмотрит законопроект и будет решено, рекомендовать ли его на вынесение на сессию Верховной Рады.

Что говорят эксперты об инициативе Президента

На практике же изменить состав Конституционного суда можно только с согласия самих судей. Для этого нужно не менее 2/3 конституционного состава суда. Также судья имеет право подать в отставку сам или написать заявление на увольнение по собственному желанию, которое затем утверждается на заседании суда. Основаниями для увольнения судьи Конституционного Суда являются:

  • Окончание срока его полномочий;
  • Достижение им 70 лет,
  • Прекращение гражданства Украины или приобретение гражданства другой страны;
  • Признание его без вести пропавшим, объявление умершим, признание недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • Вступление в силу приговора за совершение им преступления;
  • Смерть.

Советник главы Офиса Президента Украины по коммуникациям Михаил Подоляк уверен, что депутаты должны проголосовать результативно за президентский законопроект относительно Конституционного суда, поскольку иного выхода, как тотально перезагрузить КСУ, точно нет: «КСУ в нынешнем составе точно не отображает изменения, которые произошли за последний год в нашей политической элите. Почти все члены КСУ поставлены туда двумя предыдущими президентами. И потому иного выхода, как тотально перезагрузить КСУ, точно нет», – заявил Михаил Подоляк.

КСУ в нынешнем составе точно не отображает изменения, которые произошли за последний год в нашей политической элите
"КСУ в нынешнем составе точно не отображает изменения, которые произошли за последний год в нашей политической элите", - Михаил Подоляк

В «Слуге народа» уже заявляли, что в Верховной Раде есть голоса для отставки судей Конституционного Суда, но не все в восторге от этого решения. Нардеп от этой политической силы Богдан Яременко считает, что не нужно спешить и принимать решения на эмоциях. По его мнению, разгон судей КСУ не решит проблему. «Пресловутое решение Конституционного Суда Украины, возможно, действительно ставит под сомнение сам факт существования у нас Конституционного Суда. Но отменить его отдельным законом, да еще и разогнать тем самым законом Конституционный суд – это не решит ситуацию, а только усложнит ее... Если Рада разгонит Конституционный суд, следующий тем более не будет лучше. Абсолютно точно не будет независим. Кто знает, будет легитимный?» – написал Яременко.

Если Рада разгонит Конституционный суд, следующий тем более не будет лучше
"Если Рада разгонит Конституционный суд, следующий тем более не будет лучше", - Богдан Яременко

Лидер фракции «Голос» в парламенте Сергей Рахманин называет законопроект Зеленского попыткой заработать баллы, нарушающей нормы права: «Решение Конституционного суда не выдерживает критики. Президентская инициатива – тоже. Если можно распустить КС законом, тогда можно отменить результаты президентских выборов решением ЖЭКа. Восстановить полноценное действие антикоррупционного законодательства можно принятием соответствующего закона. И в этой ситуации он легко наберет необходимое количество голосов. Права и полномочия Конституционного суда, а также принципы его формирования стоит уточнить. Но для этого нужны консенсус и соблюдение процедур. Для того, чтобы мир не удивлялся решением наших судов, надо было навести порядок в системе. В частности, создать нормальные Высший совет правосудия и Высшую квалификационную комиссию судей. Что было обещано, но не сделано.

Попытка восстановить право, нарушая право, называется бесправием
"Попытка восстановить право, нарушая право, называется бесправием", - Сергей Рахманин

Безнаказанность побеждается неотвратимостью наказания. Силовых органов как навоза (много - Авт.), реальных расследований и справедливых приговоров – нет. Бурная деятельность Зеленского вокруг решения КСУ – прекрасный способ отвлечь внимание от итогов выборов и заработать себе баллы. Попытка восстановить право, нарушая право, называется бесправием», – заключил нардеп.

Как реагирует на предложенный Владимиром Зеленским законопроект и как объясняет решение Конституционного суда его председатель Александр Тупицкий смотрите на видео. Он называет это подобием конституционного переворота и считает целью такой инициативы создать «послушный кнопочный суд», который будет голосовать так, как выгодно властям:

Днепровский адвокат Артем Хмельников говорит, что своим законопроектом Президент ставит под сомнение само существование государства Украина.

Подобного мнения придерживается и эксперт Центра политико-правовых реформ Александр Марусяк: «То, что предлагает Президент, является неконституционным, поскольку не может Верховная рада взять и оборвать срок полномочий всех судей, тем более одновременно. Согласно этому закону возникает ситуация, когда Украина остается без Конституционного суда вообще. Потому что здесь сказано, что «полномочия состава, действующего на момент принятия решения, прекращается со дня вступления в силу настоящего закона». То есть, нет даже переходных положений. Например, мы объявляем конкурс, а пока не будут новые судьи отобраны, старые действуют. Это тоже была бы конструкция проблемной легитимности, но по крайней мере это бы выглядело юридически. Это выглядит как узурпация власти. Если Верховная Рада это примет, я не сомневаюсь, что наберется не менее 45 подписей депутатов, и они это оспорят в Конституционном суде».

Согласно этому закону возникает ситуация, когда Украина остается без Конституционного суда вообще
"Согласно этому закону возникает ситуация, когда Украина остается без Конституционного суда вообще", - Александр Марусяк

Адвокат из Днепра Василий Пидлужный считает, что «юридической оценки здесь нечему давать. Очевидно, решение политическое. Конституционный суд, отменяя уголовную ответственность за недостоверное декларирование вмешался в полномочия другой ветви власти – парламента. Теперь Парламент и Президент вмешается в полномочия Конституционного суда. Выигрывает тот, у кого больше легитимность в глазах общества. Думаю, здесь весы не в пользу Конституционного суда».

По мнению юриста Ростислава Кравца, внесение Зеленским законопроекта об отставке судей КСУ может стать основанием для импичмента президента Украины и привлечения к уголовной ответственности народных депутатов, которые будут голосовать за этот законопроект.

«Предложенный законопроект неконституционен. Он противоречит существующим нормам законодательства в части сроков полномочий судей, которые нельзя взять и вот так ограничить, фактически лишив суд гарантий независимости. Решения суда должны быть исполнены, а не отменены новым законом, такой способ уклонения от исполнения решения суда противоречит Конституции и фактически ведет к государственному перевороту в стране, что чревато полной потерей независимости и хаосом.

Фактически внесение законопроекта в такой редакции может быть основанием для импичмента президента
"Фактически внесение законопроекта в такой редакции может быть основанием для импичмента президента", - Ростислав Кравец

Фактически внесение законопроекта в такой редакции может быть основанием для импичмента президента. Что же касается депутатов, голосующих за принятие Закона грубейшим образом нарушающего Конституцию Украины, их действия также можно рассматривать в рамках уголовного кодекса, а именно попытки захвата государственной власти и вмешательство в работу Конституционного суда Украины»

Ведущий эксперт Ассоциации украинских правоведов Николай Марченко видит угрозу уничтожения демократических институтов от законопроекта Президента: «Внесенный в парламент проект закона Украины полностью противоречит Конституции Украины. Прекращение полномочий судей Конституционного Суда возможно исключительно на основаниях, определенных Конституцией Украины и исключительно по надлежащей процедуре. Принцип разделения властей не допускает возможность произвольной оценки Президентом и парламентом решений Конституционного Суда Украины.

Проект Зеленского – это путь в правовую пропасть и разрушение всех демократических достижений с 1991 года
"Проект Зеленского – это путь в правовую пропасть и разрушение всех демократических достижений с 1991 года", - Николай Марченко

Сегодня такого преступления, как неправосудное решение, уже не содержит Уголовный кодекс Украины. Проект Зеленского – это путь в правовую пропасть и разрушение всех демократических достижений с 1991 года. Согласно ч. 1 ст. 102 Конституции Украины Президент является гарантом соблюдения Конституции Украины. Однако, Зеленский явно выступает гарантом уничтожения демократических институтов, а не Конституции Украины».

Валерий Магланович

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.