В Днепре социолог объяснил, почему была низкая явка на выборах и что будет с карантином

В Днепре социолог объяснил, почему была низкая явка на выборах и что будет с карантином

25 октября в медиацентре «Информатор» социолог и эксперт по коммуникациям Дмитрий Громаков рассказал о проблеме с низкой явкой на местных выборах и возможности ужесточения карантина после них.

«Открытые» списки и влияние фейсбука

«Ситуация сложилась непонятная, потому что законодательство менялось очень часто. В течение 90 дней было много вопросов, связанных с формированием фондов, подсчетом голосов. Ключевая проблема, на мой взгляд, заключается в том, что мы называем закрытые списки открытыми. 25%-ный барьер, который установлен законодательно для того, чтобы попасть в проходную часть списка (партии), в нынешних условиях это практически неподъемное условие для любых кандидатов. На одном округе, когда вы конкурируете с 10 своими же партийцами, набрать необходимое количество голосов, а вы должны набрать 25% не от проголосовавших за партию, а 25% от общего количества избирателей. В Павлограде это 2,5 тыс. голосов. Их набрать практически нереально.

Изменены границы округов. Люди могут этих людей (кандидатов – Авт.) не знать, не понимать, не донести информацию, потому что из-за всех других траблов с законами, фондами, агитацией информация так и не доходила. Плюс многие так и не разобрались, как же нужно голосовать.

Вторая проблема – формирование самих списков. Особенность этих выборов в том, что была нарушена определенная командная структура подбора списков. Была нарушена финансовая составляющая формирования списков. Не понятно, кто за что платит и как формируются фонды. Положительная сторона этого процесса заключалась в том, что мы увидели очень много новых лиц – людей достаточно адекватных. Пошло (кандидатами) очень много журналистов, экспертов. В экспертной среде ходил миф о том, что списки формировались от количества подписчиков на фейсбуке. Если у вас есть 5 тыс. подписчиков, вы вполне могли попасть в любую проходную часть списка, чтобы стать драйвером этого списка и политической партии.

С одной стороны, это вселяет надежду, потому что система эволюционирует, и мы наблюдаем сейчас зарождение новой политической элиты. Люди, которые сейчас попадут из этих свежих публичных персоналий, смогут, показав себя, стать драйверами и для следующих парламентских выборов. Поэтому мы получим новый парламент более профессиональный и менее коррумпированный».

Почему низкая явка на выборах

По словам Дмитрий Громакова, проголосовало так называемое «активное меньшинство».

«Это меньшинство определит и выборы. Понятное дело, есть у людей и страх перед ковидом, есть люди, которые перепуганы даже легким недомоганием и предпочтут самоизоляцию вместо походов.

С другой стороны, это непонятная система со списками: люди не понимают, за кого и как они голосуют. Слишком маленький был промежуток для разъяснения избирательной модели. Основная масса людей ищет знакомые фамилии либо своих знакомых в списке и, как правило, за счет этого формирует какой-то выбор. Т.е. пошли люди, которые либо знают кандидатов, либо голосуют за свои политические силы, то есть, так называемый «ядерный электорат».

Процент испорченных бюллетеней будет достаточно высоким. Хотя, смотря что мы будем считать испорченным бюллетенем. Люди могут не написать правильно цифру, не поставить галочку или поставить галочку за одну партию, а номер кандидата – выбрать из другой партии. Это все технические ошибки. Их процент будет достаточно высок. Не думаю, что он будет настолько критичен, чтобы отменять выборы или признавать их несостоявшимися. Это вопрос дальнейшего развития самой избирательной системы и ее продвижения к людям для того, чтобы они правильно заполнили свои бюллетени. Если сравнить эти выборы с выборами 2014 года, то там скорее портили бюллетени специально из-за недоверия к тем или иным политическим партиям. Это были купленные голоса, которые за гречку, «так не доставайся же ты никому» из этой серии».

Будет ли ужесточен карантин после выборов

«Я думаю, что это сценарий скорее нереальный по нескольким причинам. Помимо того, что локдаун обрушит всю экономику этой страны, система здравоохранения настолько не подготовлена к локдауну и перевариванию большого количества пациентов, что локдаун не спасет нас от каких-то серьезных последствий.

Это только обострит противоречия между центральными органами власти или органами власти местными, бизнесом и интересами людей, которые останутся без средств к существованию. По сути, мы уже сейчас это активно чувствуем, наблюдая, как закрываются магазины в крупных торговых центрах. Мелкие предприниматели уходят с рынка. Это значит, что это люди, которые не получают никакого дохода на сегодняшний день. Насколько у них хватит своих запасов – не понятно», - говорит Дмитрий Громаков.

«Если в новый год мы войдем в локдауне, то в весну, я думаю, мы войдем с революционной ситуацией в стране. Никто не будет понимать, как делать и что делать. Либо же локдаун не будет соблюдаться. Силового компонента у Украины не хватит, чтобы сдерживать какие-то массовые внутренние протесты. Поэтому я не думаю, что кто-то пойдет на локдаун. Скорее всего это будет пропаганда более мягких средств защиты от вируса. Масочный режим, антисептики, чаще помытые руки. Какие-то активные действия вряд ли кто-то будет предпринимать».

Зачем нужны 5 вопросов от Президента

«Это политический пиар-ход, для которого люди в Офисе Президента не просчитали политических последствий. Говорить, что он что-то принесет, мы не можем. Строить на результатах этого опроса какие-то политические выводы для себя и в целом для страны будет достаточно смешно. Это тоже будет раздражать скорее народ, чем подталкивать его к поддержке президента либо его курса.

Я не думаю, что это удачный ход. Тем более он был затянут во времени. Если бы начали это делать раньше, правильно его спозиционировали, раскрыли технологические ходы все, было бы понятно. Но когда это было заявлено как полноценное действие именно в правовом поле, которое не согласовывается с этим самым полем, понятно, что это вызвало и негативную реакцию и обнулило тот эффект формы прямой демократии, который могли бы привнести в политику правящего режима», - резюмировал эксперт по коммуникациям.

Дмитрий Чернышев

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.