Юрий Голик рассказал о прошлом, настоящем и будущем программы «Большая стройка»

Юрий Голик рассказал о прошлом, настоящем и будущем программы «Большая стройка»

Вот вам интереснейшая беседа предпринимателя и советника мэра Киева Максима Бахматова с советником экс-губернатора Днепропетровской области и экс-премьер-министра Украины Юрием Голиком. Послушать тут можно об инвестициях, дорогах и про «Укрзалізницю». Мы же предлагаем вам почитать самую интересную часть беседы: о прошлом, настоящем и будущем проекта «Большая стройка», который сшивает и преобразует Украину. Далее – прямая речь Юрия Голика.

От преобразования Днепропетровской области к проекту «Большая стройка»

У нас была откатанная на примере Днепропетровской области схема того, как беспорядок превращать в новую инфраструктуру. И если отмотать к 2015 году, когда Резниченко стал губернатором, а я стал его советником, то основной вопрос, который мы себе задавали был такой: «Что мы должны делать? Какие наши КРІ?». Мы же не сильно в этом понимали, мы из бизнеса пришли.

Протяженность Днепропетровской области - как расстояние от Киева до Харькова. И Резниченко тогда принял решение, что дважды в неделю мы едем в один из районов, и там общаемся с местными жителями, элитами, чиновниками. И нам сбрасывали списки, что конкретно им нужно.

Например, во многих селах не было воды. XXI век, в Днепре «Проззоро» внедряется, Дима Дубилет крутые штуки придумывает, а за 50 километров от Днепра нет воды и бабушка в 80 лет вынуждена ее в колодце набирать. И нет канализации… Мы говорим: «Окей, покажите нам детский сад или школу, куда вы детей водите». А школы и садики похожи на барак. При этом на простой вопрос о том, где там туалет, звучит ответ: «А вот там за углом, метров 20». И представь наш шок, когда мы понимаем, что, например, девочка 12 лет ходит в школу, хочет в туалет зимой и что ей нужно сделать? Мы удивились, что в области самая сильная в стране промышленность, а дорог нет.

И мы пришли к простой мысли: то, чем управляет областная администрация вместе с областным советом – это областной бюджет и мы свою задачу видим следующим образом. Первое – повысить доходы бюджета, урезать ненужные расходы, ибо в этих всех делах куча идиотизма, договорняков и так далее. Мы решили сделать так называемый «бюджет развития». В официальном бюджетном кодексе такого понятия нет, это просто придуманное нами название. И решили максимальное количество денег направлять на отстройку Днепропетровской области.

Самое правильное, что мы сделали и чего в ближайшее время никто не повторит в силу разных причин – мы капитально отремонтировали около 500 дорог в малых населенных пунктах области. Это значит, что в каждом селе, как минимум, центральную дорогу мы сделали. Обычно вдоль этой дороги находится все – администрация, школа, магазин, больница и эта дорога является главной артерией села. Никто в селе дороги не делал. Вот мы их построили.

Юрий Голик рассказал о прошлом, настоящем и будущем программы «Большая стройка» 1

Наша точка зрения была такая: если мы не политики, избираться не собираемся, то можем делать непопулярные вещи. Сделать дорогу в селе с населением в 1 000 человек – это не популярно. Проще сделать дорогу в условном Никополе, в котором живет 150 тысяч человек и больше людей увидят результаты работы. Но мы были убеждены, что села должны развиваться, на окнах там не должны появляться заколоченные доски.  Жизнь в сёла нужно возвращать.

Юрий Голик рассказал о прошлом, настоящем и будущем программы «Большая стройка» 2

Второе, что мы сделали – это реконструировали 30-40 школ. При этом до сих пор еще никто не научился это делать лучше, чем мы. Все проекты, которые делаются сейчас – это еще недостаточное качество с точки зрения архитектуры, к которому привыкли мы. Надеюсь, что в 2021 году до всех окончательно дойдет, что школа должна быть современная.

Юрий Голик рассказал о прошлом, настоящем и будущем программы «Большая стройка» 3

Мы построили или реконструировали 65 или 75 садиков. Это тысячи мест в детских садах. Ранее в 2015 году не было свободных мест в садиках на территории области и это создавало проблемы семьям.

Также мы построили огромное количество водоводов к селам, там появилась вода. Где это было возможно, появление водовода позволяло местным жителям оплачивать тариф на воду по вменяемым тарифам.

Юрий Голик рассказал о прошлом, настоящем и будущем программы «Большая стройка» 4

Считаю, что мы очень много сделали невидимой работы с точки зрения патриотического воспитания молодежи.  За собственные деньги сделали в Днепре крутую Аллею Героев, построили музей АТО, который рассказывает о войне в Донецкой и Луганской области, первыми построили самый высокий флаг Украины, сделали сквер возле него. То, что в Киеве сейчас открылось, это, по сути, наша же технология и наши инженерные решения, которые мы просто передали.

Юрий Голик рассказал о прошлом, настоящем и будущем программы «Большая стройка» 5

Каждый день в автобусах мы привозили школьников со всей области в музей АТО, привозили на Аллею героев, где фотографии погибших бойцов, привозили к флагу Украины, привозили в расположение 25-ой воздушно-десантной бригады. Дети общались с военными, кушали в столовой, лазили по технике и все это заканчивалось небольшой экскурсией по областной администрации.

Юрий Голик рассказал о прошлом, настоящем и будущем программы «Большая стройка» 6

Периодически делали как: брали камеру, спрашивали у девочки или у мальчика, что происходит на востоке Украины и его отношение к России. Дети говорили, что гражданский конфликт, война, мы не знаем, Путин и так далее. А когда они это все проходили, они с заплаканными глазами говорили, что мы все поняли, у нас война с Россией, Путин – это зло и Россия нам враг. Мы воюем за свою территорию. Этого никто не рассказывал. А потом дети приезжали домой к родителям и это все говорили. Считаю это очень важным моментом. И знаю, что такую комплексную программу никто никогда не делал вообще.

Юрий Голик рассказал о прошлом, настоящем и будущем программы «Большая стройка» 7

В общем, было сделано огромное количество таких малозаметных вещей, про которые мы меньше рассказывали, но они были реализованы большой командой людей.

Программа «Большая стройка»: возродить и объединить Украину

Как родилась идея программы «Большая стройка»? Есть такое понятие как Фонд государственного развития. Каждый год – это 6-7 миллиардов гривен, которые по странной формуле отдаются в области на осуществление инфраструктурных проектов.

Юрий Голик рассказал о прошлом, настоящем и будущем программы «Большая стройка» 8

Когда в кабинете министра Гончарука мы взяли ДФРР 2019 года – мы увидели там 867 строчек. То есть 867 объектов. На 6,5-7 миллиардов страна строила 867 объектов.

Там была такая простая колонка, она называется «рік початку будівництва» 2013 год, 2008, 2015 год. Не было ни одного объекта, который бы, допустим, начали строить в июле 2018 года, а закончили в июле 2019. Они все строились 2-3 года.

А что происходит с любым объектом в нашей стране, учитывая факт, что у нас минимальная зарплата два раза в год повышается и из-за этого повышается инфляция?

Он дорожает. Потому что каждый раз, когда у тебя изменяются показатели, ты корректируешь проект. Во-первых, корректировка проекта тоже стоит денег. Во-вторых, ты начинаешь строить садик за 50 миллионов, достраиваешь до 40 миллионов и потом раз и изменилось что-то, например, курс доллара вырос, поменялись цены на строительные материалы, инфляция. Ты пересчитываешь все и у тебя получается уже на 70 миллионов. Ты его достраиваешь до 60, а потом проходит третий год, и таким образом стоимость постоянно растет.

В чем логика государственного строительства? Строить как можно быстрее без потери в качестве. Когда ты не корректируешь проект, у тебя затраты на один объект минимальны по сравнению с тем, какими они могли бы быть. Наша логика была очень простая – давайте выберем все объекты в этой стране, которые кто-то когда-то начинал. Давайте их просто возьмем и в этом году закончим. Чтобы на 1 января 2021 года из 100% объектов недостроев по всей стране осталось максимум 10% - тех, по которым есть какие-то вопросы либо касательно их целесообразности, либо проблемы в документах. Параллельно с этим, в рамках 2020 года достраивая вот этот весь беспорядок, проектировать новое.

Юрий Голик рассказал о прошлом, настоящем и будущем программы «Большая стройка» 9

Цель «Большой стройки» очень простая – это новое качество жизни. Как бы это ни звучало. Почему? Потому что я всё это делал на территории Днепропетровской области, видел глаза детей, которые ходят в старую школу и в новую школу. Видел, как меняется жизнь, когда есть дорога в село и нет дороги в село.  Это совершенно разные истории.

Юрий Голик рассказал о прошлом, настоящем и будущем программы «Большая стройка» 10

В любой отремонтированной нами школе всегда выше средний балл успеваемости и ниже процент прогулов. Почему? Потому что, когда дети ходят в какой-то каземат, они с удовольствием будут дома изображать, что они заболели. Когда они идут в нормальную современную школу, происходит обратная история - их выгнать оттуда нельзя. Когда преподаватель учит в нормальных условиях на нормальных интерактивных досках, на нормальных партах, с нормальными условиями и какими-то атрибутами, он же совершенно по-другому преподаёт.

Юрий Голик рассказал о прошлом, настоящем и будущем программы «Большая стройка» 11

И соответственно у этих детей всегда выше уровень образованности. Мы несколько лет это наблюдали на примере своей области, в любой опорной школе районного центра. Фактически, у детей, которых обучают в плохих школах, забирают будущее.

Юрий Голик рассказал о прошлом, настоящем и будущем программы «Большая стройка» 12

Отдельный вопрос: ремонт дорог. Я когда-то говорил о том, что я хочу, чтобы человек из Мариуполя сел на легковую машину и доехал до Львова. Вот сейчас из Мариуполя мы доезжаем до Запорожья, от Запорожья до Днепра. И сейчас мы активно делаем трассу Днепр-Решетиловка. Если в этом году мы ее закончим, то в принципе всё, уже дальше по трассе до Киева или до Львова человек сможет доехать. Все, страна сшита оказывается.

Юрий Голик рассказал о прошлом, настоящем и будущем программы «Большая стройка» 13

По плану в этом году Укравтодор делает и строит в стране 4 000 км дорог. В прошлом году было 800, а сделано из которых 130 – это наши Запорожье- Мариуполь. И областные администрации должны сделать 2,5 тыс км. Итого, 6,5 тыс км. А в следующем году, мне кажется,  Укравтодор должен делать 7-8 тысяч километров. То есть увеличивать в 1,5-1,7 раза километраж этого года.

Юрий Голик рассказал о прошлом, настоящем и будущем программы «Большая стройка» 14

Потому что президент сказал, что это его приоритет. Мир на Донбассе его приоритет, дороги  тоже его приоритет. Он, как президент, задал направление. Дальше очень простая вещь – там должен быть кто-то на уровне исполнителя, но в данном случае это Укравтодор и Кубраков – его глава, который слышит президента и делает всё, чтобы запланированное было сделано.

Что будет дальше

Очень хочу, чтобы в этом году «Велике будівництво» завершилось с теми KPI, которые были заложены. Также я хочу, чтобы успели запланироваться на следующий год. Пройти все процедуры, чтобы в следующем году не с марта, а с февраля начать, как погода позволит. Бюджет однозначно будет больше, потому что машина раскачивается, и это хороший мультипликатор для экономики.

Татьяна Чумакова

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.