Золото под секретом: в Слуге народа хотят скрыть финансы партий и кандидатов перед выборами

Золото под секретом: в Слуге народа хотят скрыть финансы партий и кандидатов перед выборами

В партии «Слуга народа» собираются ликвидировать систему проверки финансовых отчетов на местных выборах. Ссылаясь на карантин и эпидситуацию, из Избирательного кодекса Украины хотят исключить норму, обязывающую территориальные избирательные комиссии проверять финансовые отчеты партий и кандидатов.

Об этой депутатской инициативе Информатор Деньги узнал из публикации на сайте Рух ЧЕСНО. Поставить систему проверки финансовых отчетов партий под угрозу решили авторы законопроекта Александр Корниенко, Алина Загоруйко, Андрей Клочко из партии «Слуга народа» и Павел Бакунец из депутатской группы «Доверие». Они подготовили изменения в Избирательный кодекс и вынесли на обсуждение парламентариев законопроект №4117.

Инициаторы проекта закона предлагают разрешить партиям в пределах одной области открывать только один накопительный счет. Это означает, что все взносы для ячеек партии или ее кандидатов из разных городов и общин должны поступать в общий «котел», где будут смешиваться, что не даст возможности идентифицировать, кто в каких городах/общинах финансировал кампанию организации партии или кандидата от нее. Также предлагается основную роль в разработке формы отчета передать от ЦИК к НАПК. ЦИК будет только согласовать форму отчета.

Золото под секретом: в Слуге народа хотят скрыть финансы партий и кандидатов перед выборами 1

В пояснительной записке необходимость внесение изменений в ВКУ аргументируют эпидемической ситуацией и противодействием распространению коронавируса.

Движение ЧЕСНО считает, что такие нововведения могут устранить один из мотивационных факторов, который побуждает граждан финансировать избирательные кампании. Доказано, что человек, который не склонен поддерживать какую-либо из партий, может поддержать ее выдвиженца как жителя своего города, которого знает и которому доверяет. Перевод средств на общий счет может оказать негативное влияние и на желание местных команд искать деньги на кампанию, ведь нужно будет объяснить потенциальному донору, почему он должен перечислять свои средства не напрямую той команде, которой доверяет, а в общую корзину. Как потом контролировать использование конкретного вклада конкретного донора, не известно.

Как пояснил ведущий аналитик политических финансов Рух ЧЕСНО Игорь Фещенко, проверка избирательной финансовой отчетности территориальными комиссиями действительно является слабым местом Избирательного кодекса. Он назвал предлагаемые нормы «распахнутым окном для злоупотреблений при финансировании местных кампаний».

«Члены комиссий имеют постоянный конфликт интересов, ведь им приходится проверять отчеты тех партий, которые делегировали их в комиссии. Более того, не секрет, что члены комиссий часто получают неофициальное финансовое вознаграждение от политических партий и кандидатов.

Несмотря на это, территориальные комиссии могли, по крайней мере, контролировать представления финотчетности и информировать ЦИК и НАПК о непредставлении отчетов. Однако даже этот явно слабый элемент контроля в законопроекте предлагают ликвидировать, не предложив взамен ... ничего другого», - прокомментировал аналитик.

Также он предположил, что «Слуги» написали этот законопроект «под себя» и хотят открывать только один счет на всю централизованную кампанию потому, что партия в течение полутора лет существования так и не построила рабочую сеть своих самостоятельных партийных ячеек. Но такая инициатива на руку и другим скороспелым партийным проектам.

Фещенко считает, что нужно изъять из законопроекта упомянутые изменения и проводить грядущие выборы по действующим правилам.

В ЧЕСНО напоминают, что партии и кандидаты дважды подают финансовые отчеты об избирательной кампании: промежуточные - за 5 дней до выборов, а окончательные - через 10 дней после выборов. Отчеты, особенно промежуточные, для избирателей является единственным официальным источником информации о том, кто финансировал избирательную кампанию и сколько средств и на что было потрачено. Кроме прозрачности, важен и государственный контроль финотчетности. Прозрачность теряет всякий смысл, если партии и кандидаты будут подавать отчеты, которые не будут иметь ничего общего с их реальными затратами и не отражать реальных доноров. Контроль надлежащего уровня и привлечения к ответственности за нарушение может обеспечить только государство.

Юля Карч

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.