Не «наворовал», а подарили: что может считаться взяткой чиновнику в Украине

Не «наворовал», а подарили: что может считаться взяткой чиновнику в Украине

Одним из законодательно установленных ограничений для лиц, уполномоченных на выполнение функций государства (государственных служащих), являются ограничения по получению подарков (пожертвований). Ведь получение подарков может быть предпосылкой совершения коррупционных деяний и связанных с коррупцией правонарушений.

Что можно считать подарком чиновнику, а что взяткой, подробно разобрали в посте телеграм-канала Адвокат права.

Статья 1 Закона Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 №1700 (далее - Закон №1700) содержит толкование термина «подарок».

Подарок - денежные средства или иное имущество, преимущества, льготы, услуги, нематериальные активы, которые оказывают/получают бесплатно или по цене ниже минимальной рыночной.

Рыночная цена - это цена, которая устанавливается непосредственно на реальном рынке под влиянием соотношения спроса и предложения, или цена конкретных сделок, которые состоялись на свободном рынке под влиянием исключительно рыночных факторов (Приказ Минэкономики «Об утверждении примерной методики определения ожидаемой стоимости предмета закупки» от 18.02 .2020 №275).

В соответствии со статьей 718 Гражданского кодекса Украины подарком могут быть: движимые вещи, в том числе деньги и ценные бумаги, недвижимые вещи, имущественные права, которыми даритель владеет или которые могут возникнуть у него в будущем. Подарками также считаются виды имущественных прав, ювелирные украшения, культурные ценности, транспортные средства, компьютерная и бытовая техника, мебель, оружие, талоны на топливо, туристические путевки, билеты на развлекательные мероприятия, на проезд в самолете и тому подобное.

Статьи 23-24 Закона №1700 регламентируют ограничения на получение подарков государственными служащими. В частности, запрещается:

- непосредственно или через других лиц требовать, просить, получать подарки для себя или близких лиц от юридических или физических лиц в связи с осуществлением такими лицами деятельности, связанной с выполнением функций государства или местного самоуправления;

- непосредственно или через других лиц требовать, просить, получать подарки для себя или близких лиц от юридических или физических лиц, если лицо, которое дарит, находится в подчинении такого лица;

- принимать подарки, стоимость которых превышает один прожиточный минимум для трудоспособных лиц, установленный на день принятия подарка, однократно, а совокупная стоимость таких подарков, полученных от одного лица (группы лиц) в течение года, превышает два прожиточных минимума, установленного для трудоспособного лица на 1 января того года, в котором приняты подарки.

Итак, совокупная стоимость подарков, полученных от одного лица (группы лиц) в течение 2020 года, не должна превышать 4204 гривен.

Ограничения по стоимости подарков не распространяется на подарки, полученные от близких лиц. Также правомерно получение госслужащим общедоступных скидок на товары, услуги, общедоступных выигрышей, призов, премий, бонусов (абз. 2 ч. 2 ст. 23 Закона №1700).

Если стоимость подарка от близкого человека превышает:

- 5 прожиточных минимумов (10 510 грн), то он должен быть отражен в ежегодной декларации;

- 50 прожиточных минимумов (105100 грн), о его получении необходимо указать в сообщении о существенных изменениях в имущественном состоянии.

Владимир Бернстайн

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.