Верховная Рада проголосовала за спасение днепровского Южмаша

Верховная Рада проголосовала за спасение днепровского Южмаша

Госпредприятие получит деньги на выплату долгов.

14 июля на внеочередном заседании Верховной Рады нардепы проголосовали за основу и в целом за спасение днепровского «Южмаша». Законопроект №3697 «Про внесення змін до Закону України «Про Державний бюджет України на 2020 рік» (щодо додаткових заходів з фінансового оздоровлення державного підприємства «Виробниче об'єднання Південний машинобудівний завод імені О.М.Макарова»)» поддержали 324 нардепа, против голосов не было, а воздержались 14 народных избранников.

Внесение законопроекта №3697 было предусмотрено решением выездного заседания комитета экономического развития, которое состоялось 12 марта в Днепре по инициативе Дмитрия Кисилевского. “В первой редакции, мы предполагали выделить средства не только на выплату зарплаты, но и покрытие долга перед бюджетом. После долгих консультаций с бюджетным комитетом удалось отстоять возможность принятия законопроекта в целом уже сегодня, но только по выплате долга перед сотрудниками. Зарплата людей важнее”, - объясняет Дмитрий Кисилевский.

Как будут спасать госпредприятие

Помогать предприятию будут деньгами – выделят из госбюджета 2 318,228 млн. грн. Эти деньги внесут в уставной капитал предприятия. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, после этого госкомпания сможет погасить свои долги. По данным СМИ, задолженность по зарплате составляет уже около 200 млн грн, а долги перед бюджетом по другим платежам – 2,1 млрд грн.

Верховная Рада проголосовала за спасение днепровского Южмаша 1

Как писал Информатор Деньги, предприятие пережило несколько кризисных периодов. После 2014 года «Южмаш» лишился заказов и поставщиков из Российской Федерации. Это привело к сокращению прибыли с 4,25 до 0,12 млрд грн и к уменьшению объемов производства более чем на 80%.

Вторая волна кризиса началась в декабре прошлого года, когда прекратилось финансирование производства ракет «Зенит» для программы «Морской старт». Это направление обеспечивало наибольшую прибыль «Южмаша», но имело и крупнейшие политические риски, связанные с российским происхождением заказчика, а также с критической зависимостью от российских поставщиков сырья, материалов и комплектующих. По последним данным, проект «Морской старт» (Sea Launch) заморожен на неопределенный срок. Из-за этого украинское госпредприятие лишилось заказов на сумму от 770 до 1160 млн. грн (в нынешних ценах) ежегодно.

По этим причинам, «Южмаш» оказался на грани банкротства — на предприятии накапливаются долги за энергоносители, людей перевели на сокращенную рабочую неделю. Самостоятельно справить с финансовыми трудностями компания не может, и, чтобы не обанкротить «Южмаш», было решено выделить средства из госбюджета.

Куда делись деньги Южмаша

В конце марта этого года госпредприятие объявило конкурс на проведение аудиторской проверки. Уже 13 июля на сайте государственной аудиторской службы Украины появились результаты плановой ревизии с марта 2015 года по конец 2019 года. Аудиторы нашли нарушения на сумму более 102 млн грн.

По информации аудиторской службы, «Южмаш» не перечислил часть своей чистой прибыли, из-за чего госбюджет недополучил за 2019 год доходов на сумму более 85 млн грн. Также, руководство госпредприятия безосновательно, по мнению аудиторов, списало в 2018 году дебиторскую задолженность на сумму 7 млн ​​грн без подачи исков в суды.

Кроме того, госпредприятие заплатило 6,4 млн грн подрядным организациям, которые завысили объем и стоимость ремонтно-строительных работ и услуг по охране объектов. Также, по завышенной стоимости на сумму почти 2,3 млн грн «Южмаш» поставил продукцию Минобороне по государственному контракту. Кроме этого, аудиторы обнаружили, что госпредприятие безосновательно покрыло расходы посторонних юридических лиц на сумму 1,4 млн грн.

Несмотря на сложности, есть и хорошие новости. Информатор Деньги писал, что днепровский Южмаш получил от корейцев огромный заказ на электробусы. По условиям договора, до 2023 года «Южмаш» изготовит 5 тысяч электробусов и 7 тысяч 800 зарядных станций на сумму 23 млрд грн. Подробнее об этом можно прочитать тут.

Елена Скобцева

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.