Украина

В Одессе завершают ремонт частного аэропорта за счет 2,7 миллиарда из бюджета: кому ушли деньги

В начале июля одесский городской голова Геннадий Труханов проинспектировал международный одесский аэропорт, в котором вот уже несколько лет ведутся масштабные ремонтные работы.

На данный момент, как отчитался Труханов, в аэропорту построена новая взлетно-посадочная полоса, перроны для стоянки восьми самолетов, установлено современное светосигнальное оборудование, передает издание «РБК».

Фото «РБК-Украина»

Но мэр города умолчал о том, что международный аэропорт «Одесса» в 2011 году, в том числе его голосом, был выведен в частные руки. Главным условием передачи аэропорта тогда значилась реконструкция аэродрома. Но основное бремя затрат в итоге легло на плечи налогоплательщиков. Ведь отремонтировали объект за счет бюджетных средств в размере 2,7 миллиардов гривен.

Детали — в расследовании «Информатор Деньги».

Молчание о главном

«Международный аэропорт «Одесса» — это пример комплексной работы и эффективного взаимодействия государственной и местной власти. Перед нами стояла задача построить не просто современный комплекс, а сделать его максимально комфортным для пассажиров», — заявил Геннадий Труханов во время инспекции частного, по сути, аэропорта.

Вместе с тем, если вернуться всего на пару лет назад, то выясняется, что международный аэропорт в Одессе передавали в частные руки решением сессии одесского горсовета якобы для того, чтобы привлечь инвестиции под реконструкцию.

Тогда в ходе сессии одесские депутаты дали добро на создание ООО «Международный аэропорт «Одесса», соучредителями которого выступила частная компания с офшорными корнями «Одесса аэропорт девелопмент» и КП «Международный аэропорт Одесса». В долях 75% на 25%.

Депутаты определили уставной капитал ООО «Международный аэропорт «Одесса» в размере более 470 миллионов гривен, из которых свою долю, а именно 118 миллионов гривен город вносил в виде имущества аэропорта.

Взамен приватная структура обязалась привлечь инвестиционные средства в размере 90-120 миллионов долларов США для реконструкции, в том числе взлетно-посадочной полосы и терминала аэропорта.

К слову, за это решение голосовал и нынешний мэр Одессы Геннадий Труханов, который тогда был депутатом одесского горсовета, возглавляя фракцию Партии регионов.

С того времени прошло девять лет. Инвестор со своей стороны построил лишь новый терминал, который несколько лет работал только на прилет — по всей видимости, для обслуживания вылета не было установлено необходимое оборудование. Аэропорт планировал перевести все рейсы в новый терминал только с февраля этого года.

А вот наиболее дорогостоящие работы — ремонт взлетно-посадочной полосы — инвестор «повесил» на налогоплательщиков. И Труханов во время инспекции аэродрома об этом почему-то промолчал.

При этом передача одесского международного аэропорта несколько лет назад привлекла внимание правоохранителей, вскрыв ряд интересных деталей.

Разваленное расследование

В 2016 году Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) начало расследование по факту злоупотребления должностными лицами одесского горсовета при сговоре с субъектами хозяйствования служебным положением. Дело касалось выведения одесского аэропорта в частные руки.

Тогда следствие установило, что, несмотря на то, что договор о совместной деятельности между ООО «Международный аэропорт «Одесса» и КП «Международный аэропорт «Одесса», которым предполагалось строительство нового терминала и взлетной полосы, так и не был заключен, город передал аэродром частной структуре.

Еще одним важным пунктом было то, ООО «Одесса аэропорт девелопмент», фактически получив в распоряжение аэропорт, со своей стороны не внесло уставной капитал.

А именно 177,7 миллионов гривен, которые были перечислены на счета ООО «Международный аэропорт «Одесса» в ноябре 2011 года в день зачисления стали залоговым имуществом как гарантия кредитных обязательств по ряду кредитных договоров нескольких приватных компаний, не имеющих отношения к работе одесского аэропорта. Вторая часть уставного капитала была перечислена лишь через год — в октябре 2012 года. При этом данные средства, согласно следствию, перекидывались на счета другой компании якобы для закупки оборудования. Вместе с тем, это оборудование в одесский аэропорт так и не поступило.

То есть фактически частная структура получила в свое распоряжение одесский аэропорт без какого-либо денежного обеспечения. При этом никакие решения по управлению аэродромом город через КП принимать не может, поскольку имеет всего 25%. Однако заработанные средства коммунальное предприятие «Международный аэропорт «Одесса» тратит фактически на частную структуру.

И самый интересный момент. Новый терминал инвестор построил, получив кредит на 30 миллионов долларов США, используя в качестве залога имущество одесского аэропорта.

Вместе с тем, данное расследование антикоррупционеров ничем не закончилось. В 2018 году через суды НАБУ добилось ареста имущества одесского аэропорта и передачи его Агентству по управлению активами (АРМА). Однако в скором времени решение было отменено.

Как сообщили в Центре противодействия коррупции, в НАБУ по этому делу подготовили ряд подозрений. В СМИ была информация о том, что среди подозреваемых фигурирует и Геннадий Труханов. Но в Специализированной антикоррупционной прокуратуре изменили квалификацию дела на служебную халатность. А это уже компетенция полиции. В итоге дело передали в полицию Одесской области.

Там, в свою очередь, расследование, по сути, «похоронили». В частности, в декабре 2019 года Киевский районный суд Одессы отказал следователям в продолжении сроков досудебного расследования. Одной из причин стало то, что следователи СУ ГУНП в Одесской области пропустили сроки подачи соответствующего ходатайства. Апелляция полиции также отказала, и дело о выведении одесского аэропорта в частные руки, по всей видимости, закрыто.

Примечательно, что в полиции до сих пор не признаются в том, что они закрыли дело. В ответе на запрос правоохранители лишь сообщают, что подозрение по делу никто не получил.

Миллиардная реконструкция

При этом реконструкция взлетно-посадочной полосы в частном аэропорте стоила бюджету больших вливаний.

Первый тендер на проведение ремонтных работ состоялся еще в 2013 году. Тогда, согласно данным портала, Тексты.Закупки, тендер выиграла компания «Спецрембуд», обещавшая провести работы за 1,6 миллиардов бюджетных гривен. В эквиваленте это составляет более 200 миллионов долларов США.

Менять подрядчика и проводить повторный тендер даже после смены власти и расследования НАБУ государственное предприятие «Дирекция строительства международного аэропорта «Одесса» не стало.

Несколько лет работы были заморожены — до 2017 года отсутствовало финансирование. За это время стоимость реконструкции выросла, проект был пересмотрен.

В итоге летом 2019 года по переговорной процедуре с ООО «Спецрембуд» был заключен еще один договор. На выделение дополнительных 1,4 миллиардов гривен. В совокупности стоимость реконструкции взлетно-посадочной полосы частного аэропорта в Одессе обошлась бюджету в 2,7 миллиардов гривен.

Борис Кауфман и Александр Грановский. Фото из сети

Причем еще в 2014 году, сразу после проведения тендера на реконструкцию взлетки, одесское издание «Думская» сообщило, что компания «Спецрембуд» непосредственно связана с собственниками одесского аэропорта бизнесменами Борисом Кауфманом и Александром Грановским.

Примечательно, что на момент победы в тендере на миллиард гривен в 2013 году уставной капитал ООО «Спецрембуд» составлял всего 20,5 тысяч гривен.

Скрин YouControl

Стоит также отметить, что конкурентом ООО «Спецрембуд» в тендере 2013 года составила компания «Проджекти-ка», на счета которой, согласно расследованию НАБУ, ООО «Международный аэропорт «Одесса» перечисляло деньги уставного капитала якобы за оборудование.

Скорее всего, обе компании связаны с Грановским и Кауфманом, и конкуренции как таковой не было.

Причем с 2018 года предприятие «Спецрембуд» «засветилось» в криминальном расследовании по статье «растрата». Согласно материалам следствия, компания заключила договор на приобретение светосигнального оборудования, перечислив 110 миллионов гривен. 70 миллионов из этих средств фирма-поставщик оборудования перечислила на счета сельскохозяйственных предприятий. И лишь незначительную сумму — латвийской компании за оборудование. При этом светосигнальное оборудование так поставлено и не было.

На данный момент в стране, как и в жизни Грановского и Кауфмана, произошло немало изменений. Например, их банк «Финбанк» не выдержал и в 2017-м разорился. Кроме того, Израиль подал Александра Грановского в международный розыск — его обвиняют в мошенничестве, подделке документов, отмывании денег.

Но, по всей видимости, немалые доходы предприимчивым одесским бизнесменам все еще обеспечивают крупные инфраструктурные объекты. Такие как одесский аэропорт, модернизацию которого при этом оплачивают украинские граждане.

Елена Чернышова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: