Кривой Рог

В Кривом Роге Вилкулы 5 лет заняты ремонтом подземного перехода: смета выросла в 2,5 раза

Долгожданный ремонт подземного перехода на Лермонтова начался еще в конце прошлого года. Строители демонтировали киоски и выставили торговцев-арендаторов, начали ремонтные работы. Закончить реконструкцию в мэрии обещали к лету 2020 года, но потом посчитали, что смета проекта маловата и увеличили ее в 2,5 раза. Почему простой вопрос депутата горсовета на июньской сессии о том, что происходит на объекте, вызвал у мэра города странную реакцию, разбирался Информатор Деньги.

Подземным переходом на Лермонтова в Кривом Роге в течение полувека ежедневно пользовались множество криворожан — рядом остановка общественного транспорта, торговые комплексы, а через дорогу с плотным транспортным трафиком самый большой рынок в районе Центральный. В выходные поток людей увеличивается в несколько раз, а значит, увеличивалась нагрузка на лестничные марши.

Переход с момента постройки ни разу капитально не ремонтировался. Со временем спускаться по ступенькам аварийного перехода стало просто опасно. Как писали криворожане на Facebook, дыры в стенах доходили до пяти метров глубиной.

Кто сделал проект реконструкции перехода

По заказу Управления капстроительства в 2016 году была заказана разработка проектной документации на ремонт подземного перехода. По ценам четырехлетней давности проект обошелся в 239 тыс. 524 грн. 85 коп.

Проектно-изыскательные работы выполняла компания «ВІ. АЙ. ГРУП». У этой компании более двух десятков видов деятельности, а 2016 год стал для нее самым прибыльным в плане бюджетных подрядов. Договор с компанией «ВІ. АЙ. ГРУП» на разработку проекта заключал Валерий Нетяженко. Именно этого чиновника подозревали в злоупотреблении служебным положением и провели его задержание в Днепре в мае 2017 года. И именно от предпринимательской деятельности ООО «ВІ.АЙ. ГРУП», как свидетельствует декларация Нетяженко, тот получил 18 341 грн.

Также чиновник сотрудничал в ГП Державний проектний інститут по проектуванню підприємств гірничорудноїпромисловості «Кривбаспроект», где в 2016 году заработал 41 480 грн (по 3 тыс. 456 грн в месяц). Также, от «Кривбаспроекта» Нетяженко получил в 2016 году «дополнительное благо» – 18 тыс. 079 грн.

При официальной зарплате в 8 458 грн в месяц, Нетяженко умудрялся давать в долг до 30 тысяч долларов.

Досудебным расследованием тогда было установлено, что в течение 2016 года должностные лица перечисляли бюджетные средства за невыполненные работы по благоустройству Кривого Рога на счета множества криворожских предприятий.

Но вернемся к переходу на Лермонтова

После многочисленных жалоб криворожан на аварийное состояние пешеходного перехода, на основании разработанного проекта в сентябре 2019 года Управлением капстроительства был проведен тендер на 9,5 миллионов гривен и в декабре начата реконструкция аварийного объекта. Переход закрыли, установили ограждения, и строители приступили к демонтажным работам. Заказчик также оплатил расходы по техническому надзору и авторскому надзору.

Владельцев торговых точек выселили на время проведения ремонта, обещая открыть переход к лету 2020 года. Для криворожан открыли наземный переход, где установили временный светофор и нанесли соответствующую разметку на дорогу.

Кто победил на тендере и что известно о компании

Победителем прошлогодних торгов стало предприятие БТК «Фарес». Основной профиль предприятия – строительство жилых и нежилых зданий. Компания, выигравшая миллионный подряд, имеет установочный капитал 31 000 гривен. Бенефициаром компании являет Тян Роман Моисеевич. Господин Тян является совладельцем еще двух строительных компаний с созвучным названием —«Фарес-КР» и «Фарес Інвест».

Согласно информации из реестра Минюста, компания-победительница торгов размещается по адресу ул. Лермонтова, д. 12. Интересно, что по этому же адресу в Кривом Роге «прописан» Центрально-Городской лицей. БТК «Фарес» арендует помещения у учебного заведения. У компании есть собственный сайт и приличный список реализованных проектов в Украине. В Кривом Роге компания строила жилой дом в Центрально-Городском районе. Участие в проекте по реконструкции подземного перехода им необходимо для получения нового опыта.

Почему заморозили реконструкцию перехода

Едва успев начаться, работы на объекте были заморожены, а потом стороны и вовсе разорвали договор подряда. Оказалось, что изначальная проектная документация, заказанная Нетяженко у аффилированной с ним компании, не учла всех особенностей реконструкции. Выяснилось, что проектанты не знали о том, что под железными ступенями перехода зияют пятиметровые пустоты.

Пришлось переделывать проект и вносить существенные изменения. Поэтому стоимость реконструкции увеличилась больше, нежели на 10%.

Интересно, что документ, на который ссылаются в Дополнительном соглашении, а именно – распоряжение Криворожского городского головы от 13.05.2020 года № 219-к отсутствует на сайте криворожского городского совета.

В публичном доступе этого распоряжения криворожского градоначальника за май 2020 года нет. В ходе розыска этого документа, Информатор выяснил, что не все распоряжения криворожского мэра доступны для ознакомления жителям города и этот порядок регулируется внутренними инструкциями. Такие документы маркируютмя специальными буквами.

Но почему в секретный список документации в мэрии Вилкула попадают даже такие, которые касаются ремонтируемых городских объектов? Возможно, у Вилкула хотели сохранить тайну коряво подготовленной проектной документации по реконструкции подземного перехода на Лермонтова и не светить имя многострадального Нетяженко.

Больше того, когда на сессии депутат городского совета Светлана Сова задала вопрос, касающийся сроков окончания ремонта перехода, который, напомним, к тому моменту обещали уже сдать в эксплуатацию, мэр Юрий Вилкул грубо прервал взявшегося ей отвечать криворожского чиновника.

Для рядовых криворожан, а также для самих торговцев-арендаторов информация о ремонте оказалась тайной за семью печатями. Свет чуть пролил начальник Управления капстроительства Валерий Катькин. Он пояснил, что проведен новый тендер, а киосков и торговых точек в подземном переходе проектом не предусмотрено.

В телефонном разговоре Информатору основатель компании-подрядчика Роман Тян, подтвердил, что такие ситуации случаются на старых ремонтируемых объектах, где не сохранилась строительная документация. В процессе демонтажных работ, возникают нюансы, о которых проектировщики просто не могут знать.

Также он пояснил, что за время подготовки проекта до внедрения его в жизнь изменилась стоимость материалов, в том числе и на те, которые  закупает компания заграницей. Плюс изменились строительные нормативы и в смете появились новые строки расходов. Все это повлекло пересмотр проекта и его удорожание. Пока проект переделывали, работы на объекте пришлось остановить. И даже обеспечить охрану на начавшейся стройке. Но проект обязательно будет закончен.

На сколько выросла смета проекта

Для продолжения работ Управлением капстроительства был заказан новый проект у ООО «Криворіжцивільпроект». Он обошелся налогоплательщикам чуть менее 300 тысяч гривен. А в июне 2020 года Управление капстроительства опубликовало и новый тендер на ремонт подземного перехода. Теперь стоимость ремонта выросла в 2,5 раза – с 9,5 миллионов до 23,6 миллионов.

Победила на тендере уже известная нам компания «Фарес». Конкурентом на торгах у нее была компания «Сапсан-КР». Примечательно, что именно она соревновалась с «Фаресом» и на прошлом тендере.

Проектом предусмотрена реконструкция несущих конструкций перехода, ремонт стен, потолка и пола, лестничных маршей, а также будет сооружен навес для защиты от непогоды. В работе будут использованы самые современные материалы. Но теперь срок сдачи объекта сместился к концу апреля 2021 года. Как мы уже знаем, торговли под землей не будет.

Но пока продолжается вся эта засекреченная история с тендерами, сметами и проектами, криворожане приловчились ходить по наземного переходу и отмечают, что надобности в ремонте подземного, уже не видят. За время реконструкции им стало удобнее переходить дорогу по светофору. Довольны наземным переходом и маломобильные граждане, которые ранее не могли с колясками спуститься под землю.

Почему у чиновников Кривого Рога каждый проект реконструкции или ремонта превращается либо в долгострой, либо в засекреченный объект, либо в отмывание денег, Информатор судить не берется и оставляет этот момент для размышления своим читателям.

Юлия Карч

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: