Днепр

Передел Днепропетровщины: зачем область «режут» на 6 районов и что будет с выборами

18 июня, на пресс-конференции в медиа-центре Информатор политолог Виктор Пащенко рассказал о том, зачем Днепропетровскую область делят на 6 районов и как это повлияет на местные выборы.

Крупные города теперь будут «тянуть» за свой счет остальные территории своего района

По словам Виктора Пащенко, то, что сегодня мы можем наблюдать в ходе окончания реформы децентрализации страны, было вполне прогнозируемо.

«Принятый новый Избирательный кодекс подразумевал изменения в административно-территориальном устройстве страны. И президент Зеленский в течение всего первого года своего президентства говорил, что реформу децентрализации необходимо завершать. Можно выделить также группу экспертов и специалистов буквально с 2000-го года говорили о необходимости проведения такой реформы, даже была введена должность вице-премьера по этим вопросам. И весьма интересно сравнивать то, что делается сейчас, с тем, что предлагалось в 2009 году. Полностью это не совпадает, по некоторым областям новое деление на районы сильно отличается от того, что предлагалось ранее. В частности, в Днепропетровской области предполагалось не 6, несколько больше районов. Вот Днепровский район теперь будет просто гигантским, с население более 1,2 миллиона человек. При этом в Новомосковском население будет всего 170 тысяч человек. Кстати, установлена нижняя планка населения района – 150 тысяч человек, чтобы избежать дробления страны на слишком малые районы.

В Днепропетровской области новое деление на районы проведено более-менее логично, разве что получился Днепровский район слишком огромным. Хуже получилось то, что в некоторых случаях нет пока прямого автобусного сообщения с новыми райцентрами. Так, например, чтобы жителям Магдалиновки попасть в Новомосковск придется сначала приехать в Днепр, а уже из Днепра в Новомосковск. То же самое для жителей Желтых Вод, если придется ехать в Каменское. Логичнее было бы присоединить Желтые Воды к Криворожскому району, поскольку Кривой Рог в 2 раза ближе Каменского, да и автобус прямой есть. Кстати, когда Кабмин принимал решение по делению на районы, то прямо на этом заседании были дискуссии по этому поводу.

А теперь о том, что это будет означать для местных бюджетов. Как это будет в конечном итоге выглядеть, пока сказать трудно, поскольку нужны соответствующие изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы. Вот, допустим, Павлоград входит в Павлоградский район. Раньше 60% НДФЛ оставалось в бюджете самого Павлограда, 15% уходило в область, 25% — в госбюджет. Теперь эти 60% НДФЛ будут идти не бюджет Павлограда, а в бюджет Павлоградского района. И за счет этих денег будут финансироваться нынешние Межевской, Петропавловский и Покровский районы в том числе. Иными словами, жителям городов, особенно с развитой экономикой и, соответственно, высокими поступлениями НДФЛ эта реформа совершенно не выгодна. И это вызывает большие вопросы у мэров, а за одно и большую тревогу.

Центральной власти наоборот такая реформа очень нравится: районы получают деньги, а города их теряют, вместе со своей самостоятельностью. Правда, за новое административно-территориальное деление должна проголосовать Верховная Рада. И мэры будут проявлять все влияние, чтобы народные депутаты проголосовали не совсем на предлагаемое деление. Поэтому я не исключаю, что очертания районов смогут приобрести несколько иную форму.

В Днепропетровской области решили, что центром района должен быть город с самым большим населением. Логика в этом есть. Но получилось, что кроме Днепра остальные районные центры не слишком хорошо соединены транспортом с остальными населенными пунктами своих районов», — считает Виктор Пащенко.

Как же это отразится на местных выборах

«По новому избирательному законодательству дробить районы нельзя. Либо каждый район – отдельный округ, либо в крупных районах надо делать несколько округов. И возникает опасность, что районы с малым населением, как Новомосковский с его 170 тысячами человек, могут лишиться своего представительства в областном совете, поскольку их кандидаты могут просто не преодолеть планку минимальной квоты избирателей.

Думаю, что замечаний будет еще много, поскольку интересы сельских районов и агрохолдингов реализованы практически в полном объеме. Недовольны, конечно, мэры крупных городов, а также жители отдаленных от районных центров населенных пунктов, поскольку теперь им станет еще труднее добираться до своих райцентров за какими-то административными услугами», — считает Виктор Пащенко.

Алексей Логинов

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: