Директор днепровского Южмаша про Илона Маска, кризис завода и как вернуть Украине космос

Директор днепровского Южмаша про Илона Маска, кризис завода и как вернуть Украине космос

Директор Южмаша Сергей Войт в интервью рассказал о проблемах и перспективах космической индустрии в Украине. Об этом Информатор Деньги передает со ссылкой на «Страну.юа».

Почему Южмаж находится в упадке

О причинах запустения с 2014 года Сергей Войт говорит так: «Первая – наш статус госкомпании, который не позволяет нам двигаться вперед. Нам необходимо изменить статус. Нам нужна корпоратизация компании. Вторая причина – отсутствие государственной поддержки по вовлечению Южмаша в международную кооперацию по производству ракетно-космической техники. За рубежом есть свои, куда нас просто не пускают.

Я понимаю, что, если бы мы были в космическом Европейском агентстве, мы бы принимали участие в тендерах, а так Европа хочет от нас одного – чтобы мы передали чертежи наших разработок, чтобы им не разрабатывать. Но изделия нам не заказывают. А я против продажи технологий, которые отработаны годами.

Ну и главная проблема – отсутствие госзаказа. Южмаш никогда не участвовал в реализации государственных программ в сфере промышленной политики. Мы можем работать везде, даже в атомной промышленности, но мы туда не попали. Мы не являемся исполнителями государственного оборонного заказа. С 2014 года и до сегодняшнего дня, к сожалению, мы не получили ни одного оборонного заказа. В течение полугода мы прорабатываем новые заказы, но пока контракты не заключены.

Сергей Войт
Сергей Войт

Ранее еще можно было к такому заказу относить работы по программе «Циклон-4», но после того, как Бразилия в 2016 году отказалась от участия в этой программе у Южмаша не осталось ни одной реально действующей национальной космической программы. Оставшиеся у Южмаша космические проекты ориентированы на зарубежных заказчиков, что, в свою очередь, увеличивает внешнеполитические риски», – рассказывает производственник.

Во времена президентства Петром Порошенко было выполнено только 10% своих обещаний заводу – был получен один заказ по закрытому контракту. По словам Сергея Войта, завод последние 4 года предпринимает шаги по модернизации существующих и созданию новых систем вооружения, но это игнорируется Министерством обороны.

Директор днепровского Южмаша про Илона Маска, кризис завода и как вернуть Украине космос 2

После визита Президента Зеленского на завод в прошлом году министр обороны начал разговаривать с его руководством, идут переговоры, готовятся документы.

Из-за конфликта с Россией потеряны крупные заказы

«В 2015-2018 году мы начали возобновлять «Морской старт» (в рамках которого должны были запускаться ракеты «Зенит» – Авт.) с компанией S7 Sea Launch Ltd. Но в 2019 году они остановили финансирование, и в результате недополученный доход составил 206 млн грн. Опять не получилось. Мы заключали контракты с американской фирмой, но учредителем этой компании является Россия, а без нее невозможно было сделать «Зенит». Фактически с 2019 года S7 Sea Launch Ltd прекратили всяческое взаимодействие с «Южмашем». Как результат, Южмаш потерял денежные поступления, что привело к возникновению задолженности по заработной плате работникам», – утверждает Сергей Войт.

Сколько людей трудится на Южмаше

Сейчас на предприятии работают 5,5 тыс. человек. Во времена СССР там работало до 55 тыс. чел. Последние 10 лет – до 10 тыс. чел., а с 2014 их численность начала сокращаться до 7 тыс. чел. Средний возраст работающих около 60 лет, а уровень заработной платы приблизительно 6-7 тысяч грн. Это, в основном, жители Днепра и области. «Тяжело будет собирать кадры, так как они стареют, а молодежь не идет, потому что заказов нет. Хотя вы не представляете, как глаза горят у людей, которые разбираются в этом, как они хотят работать», – говорит директор завода.

«Предприятие в кризисном состоянии, но мы можем выполнять заказы. За 2019 год задолженность по зарплате с налогами составила около 200 млн гривен, а состоянием на сейчас 210 млн», – добавил Войт.

Директор днепровского Южмаша про Илона Маска, кризис завода и как вернуть Украине космос 3

Как выйти из кризиса

«Нам нужна помощь государства, чтобы погасить задолженность. Мы подготовили пять законопроектов и проекты постановления Кабмина. Профильный комитет Верховной Рады должен рассмотреть эти вопросы. Дайте нам заказы, и мы все отдадим. Мы сейчас выпускаем ракетную технику для Италии, Америки, но этого очень мало.

Частный космос набирает обороты, поэтому мы хотели получить статус не государственного предприятия, а акционерного общества. В государстве одни правила, а в акционерном обществе – другие. При этом наблюдательный совет состоит из государства и независимых экспертов. Сейчас у нас 70% прибыли забирает государство, мы почти ни на что не влияем. Инвесторы, узнав, что мы государственное предприятие, сразу же уходят. Пусть даже 100% акционерного общества принадлежит государству. Я 10 лет лично всем рассказываю о необходимости корпоратизации, но нас до сих пор не трансформировали. Почему? Объяснить никто не может. Не хотят».

Нужно срочно утилизировать ракетное топливо

На территории Южмаша хранится жидкое ракетное топливо – гептил. Из-за отсутствия средств на его утилизацию может случиться даже взрыв. «На сегодняшний день из 34 млн грн – выделили 15 млн грн из резервного фонда. А вообще нужно 110 млн грн. Но будем бороться дальше. Сложно сказать, что случится, если утилизации не будет. Процесс трудноконтролируемый, а если еще отключат электроэнергию из-за долга в 30 млн грн, то может случится что угодно. Но мы стараемся, договариваемся», – комментирует Сергей Войт.

Есть ли перспективы у украинского космоса

«Есть серьезные компании, с которыми мы начали работать по многомиллионным контрактам. Идет сейчас кропотливая работа над этими контрактами. Нас радует, что частные компании начали размещать заказы на Южмаше.

Украинские предприятия смогут участвовать в мирном космосе со всеми странами. С тем же Илоном Маском. Есть проекты, у нас были закрытые разработки по Лунному модулю на Южмаше при СССР, но Украина не в состоянии возобновить эту программу, потому что она многомиллиардная, но участвовать мы будем. Все реально, я в это верю.

Мы создали «Мрию», «Зенит», а сейчас восхищаемся Маском, но мы тоже способны создавать новые и достойные изделия.»

По техническим причинам у нас пока космический туризм невозможен. «На данный момент мы делаем наброски специального самолета, который может быть задействован для космических запусков. Мечтать — мечтаем», – подытожил глава завода.

Дмитрий Чернышев

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.