Днепр

Мэр Днепра Борис Филатов рассказал о партии мэров, мостах и децентрализации

22 мая мэр Днепра Борис Филатов на радио Новое Время в программе «Новий ранок» рассказал об отношениях с президентом Зеленским, про партию мэров и инфраструктурные проекты Днепра.

Что с Новым мостом Днепра

«С Новым мостом Днепра все нормально, хорошо стоит и хорошо себя чувствует. Я понимаю вашу иронию, возможно, вам будет смешно это слышать, но на последней пресс-конференции наш уважаемый руководитель государства оговорился по Фрейду, когда у нас буквально пару дней назад упал под Никополем мост и фура перевернулась на мосту, то журналист на пресс-конференции спросил Владимира Александровича: «Так мосты же у нас падают», так Владимир Александрович с надеждой сказал: «Неужели это Новый?!».

Хотя с Новым мостом у нас все в порядке. И я считаю, что мы, наверное, первые и единственные в стране, где территориальная громада Днепра сделала подобного рода капитальную реконструкцию исключительно за средства местного бюджета.

Мост в Днепре цел, отремонтирован — причем исключительно за счет бюджета города

Что касается ситуации с критической инфраструктурой в стране, то она реально аховая. И этим нужно заниматься, я об этом говорю сколько уже лет, и в принципе такая тенденция нехорошая, и мосты и дальше будут падать. Просто это, оказывается, никому неинтересно», — сказал Борис Филатов.

Что в вопросах инфраструктуры в полномочиях местной власти, а за что должна отвечать центральная

«Местная власть должна отвечать за те объекты, которые находятся на ее территории и стоят на ее балансе. Но если, допустим, мы говорим про Днепр, а это — город богатый, город бюджетообразующий, то мы еще как-то с горем пополам в состоянии поддерживать свою инфраструктуру на 3+. А представьте себе мосты, виадуки, путепроводы, которые в условиях сворачивания децентрализации находятся в ведении, например, маленьких или средних ОТГ. Ни одно местное самоуправление без поддержки государства не в состоянии содержать критическую инфраструктуру, особенно тогда, когда центральная власть все время пытается залезть к нам в карман. Я имею в виду в бюджеты местного самоуправления. Должна быть государственная поддержка. Должна быть государственная программа реконструкции и развития критической инфраструктуры. Потому что, даже вернувшись к нашему мосту, мы потратили на его реконструкцию сотни миллионов гривен, не получив ни копейки из государственного бюджета, а потом ко мне приезжают, на мосты спорят и рассказывают, что я сделал неправильно. А вы нас жить не учите, вы нам материально помогите, местному самоуправлению», — говорит городской голова Днепра.

Может при въезде на каждый мост или дорогу укрепить таблички, кто за их содержание отвечает

«Так оно и есть: когда переезжаешь из области в область, то хорошая дорога заканчивается и начинается плохая, или наоборот, потому что есть такое понятие как балансодержатель. Я думаю, мы не будем сегодня наших уважаемых слушателей этими скучными вещами грузить.

Давайте лучше поговорим об институциональных вещах. Если делать так, как оно правильно, то страна нуждается в принятии, во-первых, Муниципального кодекса, а во-вторых, в четком распределении полномочий между местным самоуправлением и центральной властью. Я сколько раз говорил, что местное самоуправление — это не вертикаль власти. Когда президент начинает рассуждать, что все будет нормально, если будут работать вместе обладминистрации, советы и мэры, это неправильная логика, она ущербна. Поскольку местное самоуправление — не оппозиция к власти, местное самоуправление вообще не есть власть, это — отдельная ветвь.

Почему я не люблю термин «децентрализация»? Он очень узкий. Нужно говорить о правах местного самоуправления. Когда мы четко распределим все полномочия и ответственность между местным самоуправлением и центральной властью, тогда будет понятно кто и за что отвечает, кто чем занимается, у кого есть какие средства, которые нужно и важно планировать, а не так, как каждый год мы не знаем, где взять деньги, потому что каждый год нас пытается каким-то образом «подстричь». И тогда не надо будет вешать таблички ни на мостах, ни на дорогах. Тогда всем будет чем заниматься.

По мнению Бориса Филатова, муниципальный кодекс позволит четко расписать как полномочия, так и ответственность за различные инфраструктурные объекты

А у нас все занимаются одновременно всем и одновременно ничем», — считает мэр Днепра.

Почему пример Черкасс привел к открытому конфликту мэра и киевских властей

«Давайте я приведу пример на себе, а к мэру Черкасс Анатолию Бондаренко мы еще вернемся.

Мне говорят, что я являюсь одним из последовательных критиков президента, что на меня очень сильно обижаются в Офисе президента, говорят, что я такой-сякой, читают мой Фейсбук и Телеграм-канал и очень сильно по этому поводу нервничают и рефлексируют.

Если вы обратили внимание, то я же не обсуждаю ни полеты в Оман, ни пленки Ермака. Я вообще не говорю о тех вещах, которые не касаются моей компетенции. Каждый день я говорю о том, что в стране сворачивается децентрализация, идет массовое наступление на права местного самоуправления. Я говорю то, о чем я должен говорить в силу своей должности и должен говорить просто как сознательный гражданин. Это не просто моя политическая позиция, но и позиция меня, как гражданина. Это — мои мировоззренческие установки.

Если вернуться к ситуации с Черкассами, то по большому счету я вам так скажу: Анатолий Бондаренко нас, все других мэров, в какой-то степени еще и подставил, потому что ко всем нам пришли потом предприниматели и говорят: «Почему в Черкассах можно, а у нас нет?». Но мы с ним разобрались своим товарищеским судом, как бы. Может это было какое-то политическое заявление, может быть, был какой-то политтехнологический ход. Не хочу это все комментировать с точки зрения корпоративной этики, неправильно обсуждать коллегу. Но когда против него возбудили сразу 19 (!) уголовных дел, а руководитель государства еще и обзывает его бандитом, то это — нехорошо. Более того, как бывший адвокат, скажу, что это не просто нехорошо, потом это еще в европейских судах заканчивается тем, что подобного рода обвинения сразу же получают шильдик «политическое преследование».

Мы уже сколько раз проходили ситуации, когда руководители государства или руководители правоохранительных органов для того, чтобы получить себе пиар или лайки в Фейсбуке выходят на пресс-конференции и заранее назначают себе виноватых. Потом эти дела все разваливаются и заканчиваются ничем. Или позором, а часто и выплатами через ЕСПЧ против Украины.

Поэтому Бондаренко всю эту ситуацию с карантином заканчивал с точки зрения территориальной громады. На местах всегда лучше видно, как вводить карантин, какие дополнительные меры усиливать или ослаблять. А у нас попытались применить матрицу для всей страны. Но во всей стране ситуация разная. В Черновцах и Чернигове она кардинально отличается. Об этом я говорил и президенту, и премьер-министру, что если в Чернигове заболевших пара человек, то в Черновцах они измеряются тысячами. Так почему черниговцы должны сидеть в закрытых домах также, как черновчане. Ни в одной из стран мира, за исключением Украины и частично Хорватии, не останавливали общественный транспорт. У нас его остановили, как и рынки закрыли, просто потому что дяди с Печерских холмов думают, что им оттуда лучше видно. А лучше видно на местах, вот и все», — сказал Борис Филатов.

Как выстроены горизонтальная сеть между мэрами

«Мы между собой используем не слово «сеть», а «кооператив» или «профсоюз». Мы все разные, но все равные. Я возглавляю огромные миллионный город, но с очень большим уважением и пиететом отношусь к своим коллегам, например, к лидерам ОТГ, где проживает 10 тысяч человек. То есть, у нас нет такого, что я – «большой», у меня областной центр, и, соответственно, все должны меня слушать. У нас действительно ситуация такая, что все друг друга уважают и относятся друг к другу очень ровно. Самое главное: нам нечего делить. В отличие от центральных киевских политиков, нам действительно делить нечего.

Правда, у нас есть здоровая конкуренция, и мы часто друг перед другом хвастаемся успехами, достижениями, но одновременно и помогаем друг другу. Простой пример: у меня есть мировоззренческие противоречия с мэрами Харькова и Одессы (в чем обсуждать не буду, это некорректно в отношении коллег), но по работе мы близко общаемся. Например, нам нужно было делать реконструкцию Центра соцзащиты, нам Харьков предоставил бесплатно свои проекты.

В Черновцах вспышка коронавируса, все знают, какая там ситуация, Днепр безвозмездно передал в Черновцы машину скорой помощи, Винница — аппараты ИВЛ, а Одесса — деньги.

Днепр передал Черновцам машину скорой помощи

А еще в Черновцы отправились на помощь днепровские врачи

 У нас есть постоянный взаимообмен с Винницей: ко мне приезжают оттуда люди, и мы передаем им бесплатно опыт по организации муниципальных лагерей. Такие вот горизонтальные связи. Многие мэры дружат между собой. 

Это — реально профсоюз. В рамках Ассоциации городов Украины объединено порядка 800 территориальных громад. Это — очень хорошее, взаимовыгодное и правильное сотрудничество, которое позволяет просто строить страну снизу, а не сверху. Мы каждый день ходим по улицам ножками и видим, как жизнь действительно проходит», — сказал мэр Днепра.

Возникнет ли партия мэров и какова ее цель

«Во-первых, я считаю, что само название «партия мэров» уже стало жить своей жизнью даже без желания самих мэров, и в прессе эта история сильно муссируется, даже ярлык повесили. Думаю, партия мэров как партия лидеров местного самоуправления, объединившихся по профессиональному признаку, это — не жизнеспособный проект. Невозможно сделать партию мэров, пенсионеров, булочников или токарей — фрезеровщиков. Саму мифологему партии мэров забрасывают в массовое сознание в том числе из Офиса президента, чтобы идею с налета дискредитировать.

Как вариант, что имеет сегодня абсолютную востребованность в обществе, это — новая политическая сила. Общенациональная, объединяющая не только мэров, но и голов ОТГ, активных людей, лидеров общественного мнения. Этот проект имеет право на существование, потому что огромное количество избирателей разочаровалось в распрекрасных новых лицах, но при этом те же самые избиратели не хотят голосовать за старых политиков. По моим оценкам, от 30 до 40% избирателей могли бы отдать свои голоса за подобного рода партию.

По мнению Бориса Филатова, партия мэров может набрать минимум 30% голосов избирателей на местных выборах

Я не скрываю того, что сейчас идут массовые консультации всех со всеми по поводу создания разных политических партий. Флаг партии мэров хотят поднять разные политические силы, пусть занимаются, ниша свободная. И коль идея овладела массами, она будет реализована в любом случае, вне зависимости от противодействия со стороны власть предержащих», — рассказал Борис Филатов.

Не будет ли это Партия регионов на новый лад

«Давайте вспомним, как Партия регионов создавалась. Меня уж точно нельзя обвинить в симпатиях к Партии регионов и компании, которая там собралась.

Изначально идея Партии регионов была хорошей, потом ее Виктор Федорович и компания извратили и превратили этакий аналог КПСС. Сейчас мы видим, что кое-кто тоже пытается создать неоКПСС. Я им говорю: «Ребята, мы уже и КПСС, и Партию Регионов пережили. Ни тем, ни другим в такой сложной стране, как Украина создать единую партию власти, и у вас тоже не получится». Не нужно проводить параллели между партией Магдебургского права, партией местного самоуправления и партией регионов. Повторюсь, идея партии регионов была вполне резонной, просто ее потом извратили и испортили.

У любой партии, в том числе и мэров, должна быть идеология и программа. А не просто новые красивые лица, имен которых никто раньше не слышал. Нужно принятие Муниципального кодекса с четким распределением полномочий между местной властью и властью центральной. Нужны сильные экономически ОТГ, имеющие возможности для реализации планов и берущие на себя ответственность. Нужно сильное государство, отвечающее за внешнюю политику, за экономику, борьбу с агрессором, но при этом дающее возможность территориальным громадам обеспечивать их жителям достойную жизнь на местах. Нужна имплементация в украинское законодательство Европейской хартии о местном самоуправлении. От Польши до США страну строят снизу, а не сверху.

Почему сейчас уважаемые власть предержащие пытаются свернуть те ростки нового, хорошего и правильного, которые еле-еле пробиваются через бетон, я не понимаю. Вернее, все мы все понимаем, но зачем об этом говорить?», — комментирует Борис Филатов.

Пойдет ли центральная власть на то, что местные громады контролировать полностью не получится

«Это уже сейчас видно, какое идет противостояние. Мэры разные, и у мэров разные подходы, они относятся к разным политическим силам. Например, на защиту того же Бондаренко выступили все мэры: и я, и Андрей Садовый из Львова, и Руслан Марцинкив из Ивано-Франковска. Они его поддержали, хотя их мировоззренческие установки с установками Бондаренко не совпадают.

Все видят, что сейчас существует в какой-то степени противостояние между местной и центральной властями. Давайте не уподобляться центральной власти и говорить, что мэры — феодальные бароны, желающие получить как можно больше власти в свои руки. На большую свободу местного самоуправления есть общественный запрос. Мое мнение: права местного самоуправления нужно не только расширять на уровне территориальных громад, а вообще опускать вниз к людям. Если вы думаете, что я испытываю счастье, когда ко мне на прием приходи 80 человек и просят поставить лавочку у подъезда или вкрутить там лампочку, или насадить клумбу, то я таким заниматься не хочу.

Я хочу, чтобы мне на законодательном уровне Верховная Рада дала возможность финансового механизма спускать деньги вниз на уровень районных выборных, на уровень отдельных поселков в черте города, чтобы они у себя могли получить 2-3 миллиона гривен на год и заниматься благоустройством самостоятельно. Поверьте, у них это лучше получится, потому что чиновники меньше украдут. Но у нас для этого нет юридической возможности, поэтому мы придумываем всякого рода симулякры: то партипациторный бюджет, то программы поддержки ОСМД, то еще что-то. А децентрализацию нужно спускать на уровень двора, квартала. Об этом надо думать, а не так, как эти сидят и говорят: «А давайте Конституцию перепишем, а давайте перекроим административно-территориальное устройство Украины. А еще давайте введем 5-процентный барьер на местные выборы». Вы вообще обратили внимание, что за последний год центральная власть постоянно выступает с какими-то безумными инициативами, после чего возникают скандалы, возникает возмущение наших западных партнеров, дипломатов. Тогда они от своих безумных планов отказываются.

То досрочные выборы, то нет — срочные выборы, то давайте придумаем префектов, то еще то, то еще се. И после общественного скандала, они от этих мыслей отказываются. Я их спрашиваю: «А зачем вы это делаете?». Все по принципу: надо разогнаться, удариться головой о бетонную стену, потом упасть, прийти в себя и сделать вид, что мы такого не делали.

Слово «крепкий хозяйственник» давно избито, и я себя к крепким хозяйственникам точно не отношу. Я считаю себя сити-менеджером, если можно так выразиться, и лидером территориальной громады. Я отстаиваю интересы родного города и бьюсь за него, как лев, нравится это кому-то или нет. Поэтому давайте выбирать профессионалов, а не как у Виктора Федоровича – «проффесионалов». И сити-менеджеров, и тех людей, которые не равнодушна судьба территориальных громад, где они живут.

Днепр вообще дал много лидеров Украине, начиная от Леонида Кучмы и заканчивая Юлией Тимошенко. А сколько олигархов… Мы им дали путевку в жизнь, а после переезда на Печерские холмы они о родном Днепре забыли. Люди должны голосовать за тех, кто будет реально заботиться об их интересах на местах, поскольку жизнь происходит не в верху, не в Верховной Раде и на Банковой, она происходит в городах, поселках и селах. Там живут люди», — уверен мэр Днепра.

Как мэр Днепра относится к федерализации

«У меня в кабинете стоит 14 наград от государственных до медалей добровольческих батальонов, которые я получил за войну 2014-2015 годов. И уж кому-кому, но мне, которому лично угрожал покойный Захарченко, закидывать вопросы, связанные с федерализацией или сепаратизмом, неправильно. И кто меня будет в этом обвинять, не оберется позора.

Награды Бориса Филатова от государственных до медалей добровольческих батальонов, которые он получил за войну 2014-2015 годов

Но давайте посмотрим на нашего ближайшего соседа Польшу. Там федерализации нет, а сильные громады есть. Громады должны быть экономически сильны. Никто не говорит, что им нужно передавать какие-то функции ведения внешней политики, нет! И когда нас начинают подозревать в сепаратистских намерениях, идет подмена понятий.

Держава должна быть сильной, но заботиться вопросами внешней политики, экономики, критической инфраструктуры, обороны. Все остальное надо передать на места. Дать людям право назначать выборных судей, которые будут разбираться за межу, заборы, мелкое хулиганство. Нужна муниципальная полиция, которая будет гонять наркоманов, пьяниц и заниматься мелкой преступностью.

Городам нужна муниципальная полиция, которая сможет заниматься мелкой преступностью

А если мэр начинает призывать к федерализации, должен приехать аналог ФБР, надеть на него наручники и увезти в тюрьму. Все! Нужно разделить полномочия, а не смешивать все в кучу, где все находится в полу-зачаточном, но уже и в полуразрушенном состоянии. У нас все время пытаются подменять понятия и навешать ярлыки.

Конечно, после грустной истории с Партией регионов, после сепаратизма на востоке, у думающих людей есть серьезные опасения. Но эти опасения нужно убирать» — сказал мэр Днепра.

Про религиозные общины и эпидемию

Если говорить про ситуацию с Московским патриархатом на Пасху, то подобного рода проблема не только с этим патриархатом, а вообще с религиозными конфессиями во время мировой пандемии существует во всех странах. В частности, одна из серьезных вспышек коронавируса в Днепропетровской области и в Днепре, где из всех контактных оказалось 40% зараженных, произошла после того, как одна из харизматических церквей провела библейскую школу в Першотравенске. К Московскому патриархату они никакого отношения не имеют. В Израиле по официальным данным 26% заражений происходило в синагогах. В город Бейн-Брат, куда пришлось ввести пехотную дивизию Цахала, потому что ортодоксальные иудеи не хотели выполнять условия карантина. И лично мэр со сварочным аппаратом ездил и заваривал двери синагог.

И так во всем мире с религиозной публикой, которая верует в высшее провидение, проблемы есть везде и всегда. Но в том числе это зависит и от лидера территориальной громады, который должен найти доброе слово, чтобы убедить их себя вести правильно. В частности, в Днепре кое-кому пришлось даже перекопать входы в храмы, но это комментировать сегодня мы не будем. 

Та история закончилась хорошо, а все хорошо, что хорошо заканчивается», — рассказал Борис Филатов.

Алексей Логинов 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания dengi.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: